$9 млн и арест болидов: как «Хаас» и «Уралкалий» завершили двухлетний конфликт

    Экс-гонщик команды Никита Мазепин вернулся на европейские треки и добивается возвращения в «Формулу-1»
    Болид команды «Хаас» в сезоне-2021 /Zuma\TASS

    26 августа завершился давний конфликт между российской компанией «Уралкалий» и командой «Формулы-1» «Хаас». «Уралкалий» подтвердил получение полной суммы, присужденной арбитражным судом Швейцарии, включая проценты и издержки. Российская компания не может разглашать сумму выплат по требованиям суда, но издание Motorsport утверждает, что она составила $9 млн.

    Как сообщил «Ведомости. Спорту» представитель «Уралкалия», компания также получила гоночный болид сезона-2021, который должен был быть передан по условиям спонсорского договора: «Мы уже забрали болид. «Хаас» все передал, подписали документы». 

    Судебное разбирательство растянулось на два года

    Спор между американской командой и российской компанией начался после того, как «Хаас» в одностороннем порядке расторг спонсорский договор и уволил гонщика Никиту Мазепина 5 марта 2022 г. Решение команды «Хаас» соответствовало позиции владельцев «Формулы-1» (американская компания Liberty Media), которые также прекратили все связи с Россией. В частности, был отменен Гран-при России, разорван контракт на трансляции гонок с «Матч ТВ», а также «Ф-1» заблокировала доступ к официальному сайту для российских пользователей. Кроме того, в день начала специальной военной операции России на Украине «Хаас» принял решение отказаться от логотипов «Уралкалия» на болиде.

    Также 8 марта 2022 г. команда «Формулы-2» «Хайтек», в которой Никита Мазепин и его отец Дмитрий Мазепин (контролирующий акционер «Уралкалия») несколько лет были совладельцами, прекратила все связи с «Уралкалием». На следующий день Мазепины были включены в санкционный список Евросоюза.

    В апреле 2022 г. «Уралкалий» сообщил, что американская команда уведомила их о расторжении спонсорского договора в одностороннем порядке из-за «текущей геополитической ситуации». Российская компания заявила о намерении защищать свои интересы в суде и требовать возмещения значительных сумм, уплаченных за сезон-2022, а также понесенных убытков. Издание Autosport сообщило, что «Уралкалий» потребовал от «Хаас» вернуть $13 млн, уже перечисленные команде, так как спонсорское соглашение было разорвано до первой гонки сезона-2022, а обязательства команда не выполнила.

    Представители «Хаас» в ответ заявили, что имеют право на компенсацию за упущенную выгоду и потребовали выплатить им 8 млн евро ($8,8 млн). Кроме того, американская команда не выплатила Никите Мазепину зарплату за время, отработанное им в сезоне-2022, так как «Хаас» не мог перевести ему деньги из-за санкций. Позже российский гонщик подал в суд на команду из-за задолженности. О результатах суда на данный момент неизвестно.

    Судебное разбирательство между «Уралкалием» и «Хаасом» растянулось на два года. В конце июня 2024 г. арбитражный суд вынес решение, после которого обе стороны провозгласили себя победителями. Российская компания объявила, что суд признал нарушения контракта со стороны американской команды и потребовал вернуть большую часть аванса по спонсорскому договору. Также было заявлено, что все встречные требования «Хааса» были отклонены. 

    С другой стороны, «Хаас» сообщил о своей победе. Суд признал, что у американской команды были веские основания для расторжения контракта. Договор был признан недействительным с момента разрыва. «Хаасу» разрешили оставить часть спонсорских средств, относящихся к периоду до расторжения, и вернуть остаток «Уралкалию». 

    Суд предоставил «Хаасу» месяц на выполнение решения. В июле 2024 г. «Уралкалий» заявил, что американская команда не предпринимает никаких действий и игнорирует все обращения. 

    22 августа судебные приставы вместе с полицией пришли в гаражи «Хаас» перед Гран-при Нидерландов и описали болиды и оборудование команды. В ходе переговоров между сторонами было решено, что «Хаас» сможет принять участие в Гран-при 25 августа, а глава команды Аяо Комацу пообещал урегулировать все вопросы до конца недели. Комацу отметил, что команда согласна с решением суда и не собирается его оспаривать, но у «Хааса» возникли трудности с переводом средств. Представители «Уралкалия» заявили, что предлагали различные способы выплаты, но не получили ответа. 

    23 августа владелец американской команды Джин Хаас сказал, что все проблемы решены, деньги отправлены через одну из арабских стран, и задержка связана только с выходными у банкиров. Джин Хаас также не мог покинуть Нидерланды до разрешения ситуации.

    26 августа «Уралкалий» уведомил государственные органы Нидерландов о возможности снятия ареста с активов, что позволит команде вывезти их из страны. В компании заявили, что полученные от «Хааса» средства будут направлены на развитие производственных мощностей, что увеличит вклад компании в мировую продовольственную безопасность. 

    Тем не менее представитель «Уралкалия» сообщил «Ведомости. Спорту», что инвестиции в спорт остаются одним из приоритетных направлений деятельности компании: «Уралкалий» (и, если шире смотреть, Группа «Уралхим») уже очень много лет инвестирует в российский спорт. Например, у нас развиваются беговой и лыжный клубы, которые функционирует в нескольких регионах России. Отдельное внимание мы уделяем развитию баскетбола. Уже более 11 лет успешно развивается баскетбольный проект «Калий-Баскет». Компания также улучшает региональную инфраструктуру: строит и реставрирует спортивные залы и площадки, устанавливается воркаут площадки. Уже более 15 лет является спонсором Всероссийской федерации плавания. Также поддерживает федерации: спортивного программирования, самбо, локодзюдо, триатлона, кикбоксинга».

    «Уралкалий» заплатил «Хаасу» 20 млн евро в сезоне-2021

    Никита Мазепин присоединился к американской команде после того, как занял пятое место в общем зачете «Формулы-2» в 2021 г. Вместе с гонщиком в «Хаас» пришел новый титульный спонсор — компания «Уралкалий», принадлежащая его отцу Дмитрию Мазепину. По данным газеты Corriere dello Sport, российская компания заплатила команде «Ф-1» 20 млн евро (около $22 млн) за право стать спонсором в сезоне-2021. «Я не могу раскрывать коммерческую тайну, но суммы, обсуждаемые в прессе, примерно соответствуют действительности», — сказал Дмитрий Мазепин в интервью «Матч-ТВ» в 2021 г.

    Важно отметить, что до контракта с «Уралкалием» «Хаас» использовал черную раскраску с золотыми вставками. После прихода нового спонсора цвет болида изменили на цвета российского флага.

    Единственный сезон Никиты Мазепина в «Формуле-1» оказался неудачным, но благодаря спонсорской поддержке его планировали оставить на сезон-2022. В сезоне-2021 Мазепин не набрал ни одного очка, лишь трижды финишировал выше своего напарника Мика Шумахера (сына Михаэля), а его лучшим результатом в гонке было 14-е место из 20.

    По итогам сезона-2021 Мазепин занял последнее место в личном зачете гонщиков. В Кубке конструкторов «Хаас» также финишировал на последнем (10-м) месте с нулем очков. 

    Мазепин планирует вернуться в «Формулу-1»

    Когда в марте 2022 г. Евросоюз ввел персональные санкции против Никиты Мазепина, то российский гонщик почти сразу начал добиваться права вернуться в европейские гонки. Ситуация затянулась до марта 2023 г., когда Никита Мазепин выиграл судебное дело и получил разрешение участвовать в европейских соревнованиях. Российский гонщик доказал, что достижения за рулем болидов разных классов не были связаны с финансами его отца. Во время суда Мазепин ссылался на застой в гоночной карьере, невозможность вести переговоры с новыми командами, поддерживать форму и участвовать в тестах. 

    31 июля 2023 г. суд Евросоюза временно приостановил санкции против российского гонщика, а 20 марта 2024 г. полностью снял их, так как Совет Евросоюза решил не подавать апелляцию. Мазепин получил разрешение на въезд в страны Евросоюза, возможность вести переговоры с командами «Формулы-1» и спонсорами, а также зарабатывать на гоночной деятельности. 

    «После судебного решения мои шансы вернуться в «Формулу-1» значительно увеличились, но это не так просто. Попасть туда сложно, а вернуться еще сложнее. Когда мы начали судебный процесс, мало кто верил в успех. Поэтому, как бы странно это ни звучало, я верю в возможность своего возвращения в «Ф-1». Многие люди в и вне «Формулы-1» понимают ситуацию и поддержали меня. Недавно мне исполнилось 25 лет, и я уверен, что могу долго выступать в спорте. Я настроен на это», – сказал Никита Мазепин после победы в суде.

    Кроме того, в апреле 2023 г. Никита Мазепин подал иск с требованием снять санкции Канады, а в мае – Великобритании. Любому гонщику «Формулы-1» санкции Великобритании критически затрудняют жизнь, и не только потому что там проходит Гран-при, но и так как большинство команд базируются там. В Канаде также ежегодно проводится Гран-при «Ф-1».

    Пока шел судебный процесс, в декабре 2023 г. Никита Мазепин выиграл первую гонку Азиатской серии «Ле-Ман» 2023/24, выступая за команду «99 Рейсинг». Они финишировали первыми в гонке «4 часа Малайзии».

    Кроме того, в начале июля 2024 г. Мазепин отправился на трассу «Балатон Парк» в Венгрии, чтобы протестировать автомобиль Ferrari 296 GT3 стоимостью около 800 000 евро ($880 000). «Наконец-то снова в строю в Европе», – написал Никита Мазепин в соцсетях. Автомобили такого класса участвуют в различных соревнованиях по всей Европе, к примеру «24 часа Дайтоны» или Italian GT Endurance Championship.

    В конце июля 2024 г. Оливер Оукс (бывший менеджер Никиты Мазепина) стал руководителем команды «Альпин». На фоне этого назначения, издание F1-Insider сообщило о возможном возвращении Никиты Мазепина в «Формулу-1» и его связи с командой «Альпин».

    Существует предположение, что французская команда, принадлежащая автопроизводителю Renault, может быть продана. Обсуждается возможное слияние «Альпин» с командой «Хайтек», выступающей в «Формуле-2». Назначение Оливера Оукса (владелец «Хайтека») на пост руководителя «Альпин» подтверждает эту версию.

    По данным F1-Insider, Оукс имеет тесные связи с Дмитрием Мазепиным, который стремится обеспечить возвращение своего сына в «Ф-1».

    В сезоне-2024 «Альпин» занимает восьмую строчку в Кубке Конструкторов с 13 очками. Французскую команду опережает «Хаас» с 27 баллами. Следующее Гран-при «Формулы-1» пройдет в Италии на треке «Монца» 1 сентября.