Человек творящий

Ремесленное мастерство стало такой редкостью в нашем мире, что заслуживает самого высокого признания и защиты. Уже премьерная выставка Homo Faber в 2018 году, продлившейся около двух недель, дала понять, что достойна стать в один ряд с двумя важнейшими венецианскими биеннале, посвященным архитектуре и современному искусству.
Теперь Homo Faber, чье название переводится с латыни как «человек творящий», официально называется биеннале. В этом году она проходит в течение всего сентября на главной площадке – в Fondazione Giorgio Cini на острове Сан-Джорджо-Маджоре – и других островах венецианской лагуны.

Организатором выставки выступает Michelangelo Foundation, фонд, учрежденный люксовым холдингом Richemont. С его исполнительным директором, Альберто Кавалли, мы обсудили новый формат биеннале и значение ремесла в современной культуре.
«В этом году у Homo Faber впервые появилась тема – «Путешествие по жизни», которую предложила Ханнели Руперт, вице-председатель «Фонда Микеланджело». Главная экспозиция представит захватывающее путешествие по человеческой жизни и по тем ее моментам, которые мы, люди, – живем ли мы на Аляске или в Австралии – считаем для себя важными. Они часто связаны с материальными предметами, имеющими для нас особое значение и ценность, и нередко эти предметы сделаны ремесленниками. Посетители выставки пройдут через десять тематических разделов: от рождения и детства к наследию, любви, природе, мечтам и… вечной жизни».

За визуальное воплощение этого путешествия отвечают сразу два арт-директора: архитектор Николо Розмарини и Лука Гуаданьино – кинорежиссер в зените своей славы («Назови меня своим именем», «Соперники») и довольно талантливый декоратор. В оформленном ими пространстве будут представлены около 800 предметов. Третья биеннале Homo Faber станет самой международной (первая была сфокусирована на Европе, во второй к ней добавилась Япония), а в этот раз на мероприятии представлены работы порядка 400 ремесленников из более чем 70 стран мира.
«У Homo Faber есть амбассадоры во множестве стран и более 130 партнерских организаций во всем мире, а также 12 экспертов, которые помогают найти и определить наиболее интересных ремесленников, особенно в тех удаленных регионах, с которыми мы меньше знакомы», – говорит Альберто Кавалли.

Значительная часть работы амбассадоров и экспертов заключается в пополнении гида Homo Faber, который также существует в виде удобного приложения. В нем уже более 3000 ремесленников. Помимо Европы, включая Россию, представлены Япония, Южная Корея, Сингапур, Зимбабве, Марокко, Колумбия, Узбекистан, ЮАР, Чили, Уругвай…
Недавно, оказавшись в испанской Ла-Корунье я заметил наклейку Homo Faber на витрине ателье керамики. Подобные отметки служат гарантией качества ремесленных предметов, особенно в туристических городах, чьи магазины либо ломятся от дешевых поделок, либо отданы на откуп люксовым холдингам.
На Homo Faber также будут представлены флагманы люкса в специальном разделе Maisons, однако они будут демонcтрировать исключительно свои артизанальные техники без массированного брендинга. Понятно, что флагманом тут выступают мануфактуры группы Richemont: Cartier, Jaeger-LeCoultre, Van Cleef & Arpels, Vacheron Constantin, Buccelati.

Также будут представлены знаменитое ателье вышивки Lesage (принадлежит Chanel) и обувная марка Santoni. Хотя это лишь малая часть выставки, она призвана напомнить о важном: о том, что истинный люкс невозможен без мастерства. Однако отношения артизанов и индустрии не всегда простые. Мы знаем немало примеров, когда индустрия роскоши имитирует ремесленную технику промышленным способом или попросту крадет идеи у безвестных мастеров.
«Возможно, у меня привилегированный, инсайдерский взгляд, но я вижу много аутентичности в участниках раздела Maisons, они точно привержены мастерству, – продолжает Кавалли. – Безусловно, в мире существует и «крафтвошинг», когда ремесло используется как некий грим, который накладывается на индустриальный продукт, чтобы придать ему индивидуальности. Я считаю, что в промышленных предметах нет ничего плохого, но нужно представлять их такими, какие они есть. Если вы маскируете их под то, чем они не являются, то, извините, это не роскошь. Роскошь – это подлинность. Однако я с радостью могу сказать, что очень часто Homo Faber служит источником вдохновения для многих люксовых мануфактур и площадкой для поиска новых талантов. Например, в Homo Faber 2022 участвовала польская мастерица Алисия Станска, чья уникальность состоит в том, что она вышивает на твердых поверхностях. На выставке ее заметил кто-то из Rolls-Royce и предложил сотрудничество. Собственно, мы для того и существуем, чтобы поддерживать ремесленников и создавать условия для развития и достойной оплаты мастерства».

Конечно, на выставку отбираются лишь лучшие из лучших. Тут эксперты Homo Faber руководствуются списком из 11 «критериев превосходства». Это и ручной труд (хотя мастерское и креативное использование машин и инструментов не исключается), и аутентичность с оригинальностью, в которых отражен авторский взгляд, и территориальность, которая указывает на культурный контекст, и связь с традицией, что не противоречит инновационности. Это сложный баланс критериев, но он помогает отделить истинных мастеров от штукарей.
Уникальность Homo Faber в том, что на одном мероприятии можно одновременно увидеть, как вышивает мастерица парижского кутюрного дома, закрепляет бриллианты французский ювелир, обтачивает грани вазы муранский мастер и как плетет корзинки или делает седла для осликов простой ремесленник из европейской провинции. Они лучшие в своем деле и им всем есть, чему поучиться друг у друга.

«На Homo Faber будут представлены предметы со всего мира, очень разные, но в них отражено нечто общее – природа, любовь и другие понятные всем чувства. В мире, полном разногласий, мы как никогда верим, что человеческий талант объединяет людей», – резюмирует Альберто Кавалли.
Помимо основной площадки биеннале, более 70 мастерских будут открыты для посещения в течение сентября по всей Венеции. Нужно только лишь уточнять время бесплатного визита на сайте или в приложении.
