Как создать «мужской» интерьер: советует Михаил Новинский, сооснователь студии MNdesign

Глобальный тренд на современный мужской интерьер, зародился в Америке в 1950-60-х годах не как собственно тренд, а как идея, фантазия эпохи революционного журнала Playboy и первых фильмов о Джеймсе Бонде, которые актуализировали традиционные мужские архетипы под современную повестку: плейбоя и супермена, – рассказывает Михаил Новинский, архитектор-дизайнер, сооснователь студии MNdesign, член Союза Архитекторов России. – В первом номере Playboy в декабре 1953 года основатель Хью Хефнер описал своего целевого читателя: «Мы любим свой дом. Нам нравится смешивать коктейли и готовить закуски, ставить музыку для поднятия настроения, иметь возможность пригласить знакомую женщину для спокойной беседы о Пикассо, Ницше, джазе, сексе».
Образ образованного, в меру загадочного холостяка, ведущего активную светскую жизнь без семейных обременений, перекочевал в высшее общество и кинематограф, оставив реальной жизни понятие men’s cave, “холостяцкую берлогу”. И, по иронии судьбы, до 90-х годов мужской интерьер развивался именно в сторону “берлоги”, превращаясь в царство беспорядка с дешевым кожаным диваном посередине.

В конце 1980-90-х интерес к интерьеру для мужчин постепенно возвращается. Сильный пол того времени – это уже не богема, а деловые молодые люди, зарабатывающие состояния на бирже и недвижимости, ценящие не столько гедонизм, сколько успех и статус.
Что не удивительно: в конце 20-го столетия увеличивается скорость – информации, общения и денежного оборота. Интерьер освобождается от излишеств и стремится к минимализму и математической упрощенности.
Принц Эгон фон Фюрстенберг, светский лев, дизайнер, а также муж модельера Дианы фон Фюрстенберг, в своей книге Power of Look даже вывел месседж, который, по его мнению, должен был транслировать мужской интерьер: “успешность, уверенность, воображение, творческий подход и эффективность”.
Ярким примером перемен можно считать интерьер Патрика Бейтмана из фильма «Американский психопат», в котором использовались культовые предметы мебели баухауз. Несмотря на то, что интерьер, созданный дизайнером Гидеоном Понте, отражал личность героя-социопата, и с этой точки зрения, он был анти-»homey» (домашним), как говорил сам Понте, белый цвет стен, выбранный дизайнером и до того не встречавшийся в частных интерьерах, стал идеальным фоном для считывания идеи минимализма.

Сегодняшний день характеризуется еще более высокой скоростью обмена информации, увеличением каналов коммуникации (соцсети), и как следствие, появлением новых трендсеттеров.
Мужской дизайн интерьера уходит от конкретных массовых трендов в сторону тренда индивидуального, его цель – создать пространство, которое создавало бы для мужчины конкретные эмоции. Внешний статус уступает место статусу внутреннему, а визуальные тренды меняются на смысловые, – как интерьер может отразить личность заказчика и его внутренний мир.
Я бы выделил несколько характеристик современного мужского интерьера, которые отмечаю сегодня в работах коллег и которыми пользуюсь в работе.
Космополитичность
Само понятие men’s cave «вышло из берлоги», оставив брутальность, как обязательный атрибут маскулинности. Наши клиенты-мужчины все чаще формулируют запрос на информационную тишину и эмоциональный комфорт, то, что могут предложить современные стили дизайна, которые характеризуются лаконичностью, эргономичностью и космополитичностью.
А еще, эклектичностью, но… «смешиваем, а не взбалтываем». Как пример – стиль джапанди, который, если бы это был коктейль, сочетал в себе скандинавскую нордическую строгость и японскую утонченность. В его основе – функциональность, возведенная до уровня культа, а в палитре вкуса – игра натуральных форм и цвета, самодостаточность в несовершенстве.

В пользу космополитичности говорит и запрос на дизайн «как в отеле». В сетевых отелях бизнес и премиум уровня идеально выстроен сценарий пребывания гостя через планировку, освещение и др. элементы дизайна. На первый план выходит не роскошь, а значимость комфорта и идеальной продуманности. Гостю не требуется много усилий, чтобы взаимодействовать с пространством и выстраивать его под себя, все на месте: от мебели до выключателей.
Клубность
Не новый, но возрождающийся в России тренд на клубность как закрытое элитарное сообщество. Интеллектуальные встречи с сигарами и дорогим виски, где мужчины спокойно обсуждают свои дела. Конечно, говоря о частных интерьерах, я не хочу вывести формулу мужской интерьер = клуб. Это больше о том, чтобы пригласить друзей домой, а не в ресторан, где нет атмосферы приватности. О том, чтобы создать дружескую, а если надо, – деловую атмосферу с интеллектуальным вайбом, формировать свой узкий круг общения.
Подход к дизайну
Ну и в конце, конечно, хотелось бы отметить разницу между женским и мужским подходами к дизайну. Если для женщин, в большей степени, дизайн – это опыт, эмоции, впечатления, то мужчина идет «от задачи». Ему не столько важны дизайнерские тренды или цвет года от Pantone, сколько решение конкретной задачи в его жизни.
Каждая деталь и составляющая этой задачи должны быть обоснованы с точки зрения логики, а не эмоций. В этом плане, кстати, не так просто объяснить клиенту необходимость интеграции объектов декора, который для мужчин лежит в плоскости эмоций, чем логики. Тем не менее, архитектурная композиция без эстетических декоративных решений и искусства, будет лишена динамики и жизни. К тому же, авторский декор и искусство могут решить задачу сохранения и преувеличения капитала, а это – уже совсем другая мотивация».
