Театральный декабрь: спектакли без новогоднего настроения
Премьера мюзикла по «Онегину», русская хтонь, «Птица Феликс» и другие спектакли, которые стоит увидеть в уходящем годуМоцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция
Режиссер: Дмитрий Крымов
Когда «Золотая маска» объявила номинантов сезона-2020/21, среди самых очевидных в списке был спектакль Дмитрия Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция». То, что новый спектакль Крымова станет одним из самых ярких в сезоне, было понятно сразу после премьеры. Оставаясь верным своему стилю, Крымов представил сюрреалистичную постановку: спектакль о спектакле, вернее сказать, о репетиции оперы Моцарта, которая превращается в сумасшедший карнавал с Евгением Цыгановым в главной роли.
Режиссер отмечает, что здесь есть и «металлургический завод в Кривом Роге, и коктебельские камушки, и попытка объяснить, чем отличаются свои художественные штампы от своих же художественных приемов». Крымов говорит о театре как таковом, о театре, который мы потеряли или можем потерять со дня на день.
Где: Мастерская Петра Фоменко
Когда: 22, 23, 27 декабря, 5 января
«Король Лир»
Режиссер: Юрий Бутусов
В 2006 г. Юрий Бутусов уже ставил «Короля Лира» в театре «Сатирикон» с Константином Райкиным в главной роли. В репертуаре спектакль оставался почти 13 лет.
На этот раз главный режиссер Вахтанговского театра обратился к «Королю Лиру» в новом переводе Александра Чернова. Гипнотический и очень красивый спектакль, где главная роль скорее не у человека, а у Вселенной, от состояния которой зависят действия людей: то ссоры, то неоправданный гнев, то оцепенение. Угадать ее настроение можно по белому дыму, заволакивающему всю сцену, по огромному лунному шару или по черной бездне (сценограф Максим Обрезков, художник по свету Александр Сиваев). Как отмечает сам Бутусов, сейчас для Шекспира самое время: «Потери, потрясения, колоссальные изменения в технике, рождение новых «звуков», «смыслов» и новая Буря».
Где: Театр им. Вахтангова
Когда: 21, 30 декабря, 6 января
«Птица Феликс»
Режиссер: Олег Глушков
Ноябрьская премьера в «Современнике» – опера «Птица Феликс» о судьбе рода Юсуповых от времен Ивана Грозного до убийства Распутина. Это первая постановка современной оперы Александра Маноцкова, в основе которой лежит пьеса Михаила Чевеги. Режиссер спектакля – Олег Глушков – сделал оперу «под ключ»: он и постановщик, и балетмейстер (стоит ждать балетных и цирковых элементов), и сценограф, и художник по костюмам. Рассказы о знаменитом дворянском роде не претендуют на историчность: фантасмагорический спектакль, большой и шумный праздник, где внезапно могут встретиться моряки из 1917 г. с Иваном Грозным или Распутин с правительницей Казанского ханства Сююмбике.
Когда: 24 декабря, 7 января
Где: театр «Современник»
«Онегин»
Режиссер: Алексей Франдетти
В декабре состоится премьера мюзикла Алексея Франдетти – трижды лауреата «Золотой маски», уже хорошо известного зрителям Театра на Таганке по спектаклю «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит».
У «Онегина» необычная судьба: авторы канадского мюзикла Onegin Амиель Гладстоун и Веда Хилле, которые никогда не были в России, перевели и адаптировали роман Пушкина в 2016 г., представив новое прочтение русской классики. Спустя пять лет этот текст перевели обратно на русский язык, и теперь он возвращается в Россию – на сцену объединенного Театра на Таганке.
Ирония, почти мгновенные перевоплощения, рок, музыка Чайковского, тексты Пушкина и все те же извечные вопросы: кому можно доверять? Как выбирать: сердцем или головой? И вообще – куда мы в конечном счете придем, если концовки у романа не окажется?
Когда: 28, 29, 30 января
Где: Театр на Таганке
«Левша»
Режиссер: Максим Диденко
Повесть Николая Лескова «Левша» для Максима Диденко – это исследование природы русского бессознательного. Драматург спектакля – Валерий Печейкин – прописал монологи для Левши, а текст самого произведения Лескова представлен в виде подписей к картинкам на экране. Это не первая совместная работа Диденко и Печейкина, достаточно вспомнить спектакль «Норма» в Театре на Малой Бронной или «Беги, Алиса, беги» в Театре на Таганке.
Огромная гора на сцене и другая визуальная драматургия – работа художницы Марии Трегубовой. Роль блохи исполняет прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева, а во втором составе другая звездная балерина – Ксения Шевцова.
Левша в спектакле (Евгений Стычкин) совсем не тот умелец, что у Лескова. Скорее современный мастер, который может починить и очки, и айфон, и торшер. Эта история про таланты и расточительство ценных человеческих ресурсов, про Россию вне времени и, возможно, про загадки нашей души. Впрочем, как говорит Диденко о своем спектакле, «по жанру это борщ, а по сути – исследование феномена русской хтони».
Когда: 21, 22 декабря
Где: Театр наций
«Женщины Есенина»
Режиссер: Галина Полищук
Декабрьская премьера в Художественном театре — МХАТ им. М. Горького. В жизни поэта было несколько больших романов, нашедших отражение в его творчестве, но почти все они заканчивались трагически. В постановке Есенин показан через судьбы женщин, оставивших след в его жизни. Кого они любили: гениального поэта, ангела с золотыми волосами, «озорного гуляку»?
Историю любви поэта расскажут актрисы Екатерина Стриженова, Агния Кузнецова, Екатерина Волкова, Алиса Гребенщикова, Мария Янушевская и Наталия Медведева. Спектакль поведает о тайнах детства и семьи русского гения. Оригинальная сценография и музыкально-драматический темп погрузят зрителей в атмосферу эпохи Есенина. Спектакль поставлен по книге Захара Прилепина в инсценировке Елены Исаевой.
Где: Художественный театр — МХАТ им. М. Горького
Когда: 21, 22, 23, 28 и 29 декабря