«Звездные войны» с оркестром. Как проходят киносеансы в сопровождении живой музыки
Практика кинопоказов с музыкантами становится мировым трендомВ кино всем оркестром
Расцветом эпохи немого кино принято считать начало XX в.: тогда начались эксперименты с монтажом и спецэффектами, появились сюжетные линии, художественные формы и первые истории о Бродяге, которые быстро прославили Чарли Чаплина.
Фильмы выходили на экраны без звука, но в качестве звукового сопровождения использовалась живая музыка в исполнении оркестра или тапера – пианиста, который был вынужден буквально стучать по клавишам, настолько плохого качества был у него инструмент. Отсюда и название профессии (тапер с французского – «стучать», «хлопать»). Обычно таперы импровизировали, а оркестры играли по написанным для конкретного фильма партитурам. К 1930-м годам, с появлением звукового кино, таперы практически исчезли.
Сегодня музыканты «играют» в таперов – объединяются в импровизационные клубы, дают концерты и даже проводят фестивали. Например, в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге проходил проект «Немое кино – живая музыка». В Москве киносеансы с тапером можно увидеть в «Иллюзионе», где демонстрируют классику кинематографа в сопровождении Сергея Аксенова, который уже 20 лет озвучивает немые фильмы в высотке на Котельнической набережной. Стиль таперского исполнения, в основе которого лежит импровизация, продолжает проект ArtPokaz в рамках своей кинопрограммы «Немое кино». В сопровождении аутентичного джазового ансамбля можно увидеть лучшие немые комедии: короткометражки Чарли Чаплина «В час ночи» (1916 г.) и «Тихая улица» (1917 г.), картины «Театр» Бастера Китона, где он играет сразу всех членов труппы, зрителей и недисциплинированную обезьянку.
«Короткометражки смотреть интереснее, каждая длится 20-30 минут, в них максимальная концентрация шуток, по сути, из них выросла вся современная комедия», – рассказал руководитель проекта ArtPokaz Дмитрий Покровский. Показы программы «Немое кино» проходят в Москве (кинотеатр «Космос») и Санкт-Петербурге («Родина»). Билеты стоят от 500 до 700 руб. В Москве фильмы сопровождает ансамбль под руководством Петра Востокова, основателя Большого джазового оркестра.
«Партитурный подход предполагает, что под фильм готовится партитура. Либо используется уже готовая, если она сохранилась. У нас же другая концепция. Ребята готовятся, они смотрят фильмы, расставляют точки, подыскивают подходящие композиции, переходы, но на показе это может преобразиться, возможна импровизация. Нет смысла все оттачивать, ведь тогда это не будет аутентичный показ», – объяснил Покровский.
Мировой тренд
Практика кинопоказов в сопровождении музыкантов, как небольших коллективов, так и симфонических оркестров, распространена по всему миру. Речь идет не только о немых фильмах, но и о современной классике, и мультипликации. Так, в Швейцарии в Культурном конгресс-центре Люцерна в рождественские праздники показы фильмов про Гарри Поттера в сопровождении оркестра идут по три раза в день. В лондонском Альберт-холле в сопровождении живой музыки транслируются трилогия «Властелин колец», «Матрица», «Вестсайдская история» и другие фильмы. «Этот формат особенно популярен в Англии, Германии, Швейцарии и США», – отметил основатель группы компаний Zapomni Сурен Тер-Овсепян.
Zapomni организует киноконцерты по фильмам студий Disney, Universal Pictures, 20th Century Fox, DreamWorks, «Союзмультфильм» и – с недавнего времени – National Geographic. 10 декабря в Большом зале Московской консерватории впервые в России пройдет киноконцерт «Симфония нашего мира» – путешествие по экосистемам, для каждой из которых было создано собственное музыкальное сопровождение. Похожий опыт у Zapomni был с проектом «Полет над Россией», над саундтреком работал известный голливудский композитор Борис Салхов. «Все масштабные мировые киностудии давно переформатируют свои фильмы под формат киноконцерта. Переделывается партитура, пишется специальное видео, которое транслируется дирижеру на экран, чтобы он контролировал синхронизацию картинки и звука, организовывается техническое оснащение для оркестра», – добавил Тер-Овсепян.
Зачастую партитура либо восстанавливается, либо пишется заново. Например, в проекте мультиконцертов c «Союзмультфильмом», в программу которого вошли «Чебурашка», «Бременские музыканты», «Ну, погоди!», «Летучий корабль» и другие, достать оригинальную партитуру было невозможно, некоторые материалы были утеряны. Поэтому композиторы и аранжировщики писали ее заново: слушали композицию и записывали ноты. Программа Zapomni объединяет самые популярные российские и зарубежные мультфильмы: «Холодное сердце», «Красавица и чудовище», «История игрушек» и другие.
Рассчитаны киноконцерты не только на семейный сегмент. 13 ноября в «Зарядье» прошла премьера киноконцерта «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» в исполнении симфонического оркестра. Правда, билет смог позволить себе далеко не каждый: цены – от 4500 до 7500 руб.
«Стоимость билетов зависит от себестоимости самого концерта. Цена могла бы быть ниже, если бы мы показывали кино на стадионах. Но для нас важно присутствие в культурном поле, мы проводим показы в лучших концертных залах России: Московская консерватория, Зарядье, Новосибирский театр оперы и балета, Самарский театр оперы и балета, Мариинский театр и так далее. Когда дети, например, в таком формате слушают 10 минут Гершвина не отрываясь, без желания уйти домой или отвлечься, как это обычно бывает на концертах классической музыки, ты понимаешь, насколько вся эта концепция работает и как это важно», – объясняет основатель Zapomni.