Как устроены концерты в абсолютной темноте
Музыка, невидимые артисты и полное отсутствие светаИз-за пандемии концертная отрасль продолжает работать с существенными ограничениями: заполняемость зала на 50% и формат COVID-free, когда вход осуществляется только по предъявлению QR-кода. Но возможные финансовые риски не останавливают культурные институции в проведении экспериментальных мероприятий, будь то партисипативный театр, где требуется активное участие зрителя в спектакле, или, напротив, перформансы с ограничением одного или нескольких инструментов восприятия, например концерты в темноте.
Как возникла идея
В большинстве музыкальных событий примечание «в темноте» используется скорее в маркетинговых целях – так или иначе свет все же присутствует. Например, проект «Классика в темноте» использует космические проекции, а на концертах «Музыки в темноте» есть не только ненавязчивое освещение, но и мультимедиа-дизайн, танец, моушн-дизайн и современная графика. Опыт полного погружения в темноту и музыку сегодня можно получить в государственном музейно-культурном центре «Интеграция», который вместе с проектом Dialogue in the Dark Moscow с 2015 г. проводит концерты и спектакли в абсолютной темноте. Пока это единственный подобный проект в России.
Российские «Концерты в темноте» выросли из международного социального проекта «Диалог в темноте» (Dialogue in the Dark), включающего тренинги и выставки. Концепцию разработал немецкий журналист Андреас Хайнеке, который ставил целью преодоление барьеров между видящими и незрячими людьми, чтобы видящие не боялись и не сторонились слепых. Первая выставка прошла в 1988 г. в Гамбурге: посетители в абсолютной темноте учились преодолевать повседневные ситуации под руководством незрячих наставников. Позже была создана ассоциация Dialogue in the Dark for the Promotion of Social Creativity, а экспозиция повторялась в музеях по всему миру. В 2005 г. Хайнеке основал «Музей диалога» во Франкфурте-на-Майне.
В начале 2010-х франшизу на тренинговую программу проекта «Диалог в темноте» в России приобрел бывший топ-менеджер Siemens Тобиас Райзнер. В 2012 г. программа была запущена в Москве. В ней приняли участие «Мегафон», Сбербанк, «Газпром», Бинбанк, Coca-Cola, Philips, Nike, «Юникредит банк», «Северсталь» и другие компании. В 2015 г. команда проекта решила запустить в Москве «Концерты в темноте» и «Спектакли в темноте».
Сегодня концерты продолжают миссию Dialogue in the Dark: то, что происходит на сцене или во время спектакля, одинаково понятно как зрячему, так и человеку с нарушением зрения.
Ничего не видно
Положите левую руку на плечо впереди стоящего. Другой рукой опирайтесь о стену. Так группой по семь человек в сопровождении незрячих гидов зрители в темноте проходят в зал. Первые 30 секунд зритель пытается понять, что такое темнота. Воображение рисует линии и фигуры, которые кажутся видимыми. На самом деле, если даже поднести руку к лицу максимально близко, невозможно различить собственные пальцы. На концерте создается погружение в абсолютный мрак – такой темноты не существует в природе. Полное отсутствие света переносит фокус внимания на музыку и на собственное воображение.
Стоимость билетов в среднем от 1100 до 2000 руб., что сопоставимо с ценами на стандартные концерты. Несмотря на то что ковидные ограничения принесли проекту убытки (закрытие на несколько месяцев и сокращение зала снизило оборот на 60–70%), цены на билеты поднимать не стали. В репертуаре классика, джаз, дудук (от современного, с каверами на Despasito, до аутентичного звучания), этническая музыка и даже грузинский хор. Некоторые музыканты и исполнители на концертах также с нарушением зрения, что никак не влияет на качество перфоманса и не создает неудобств для самих артистов.
«Не важно, зрячий или незрячий исполнитель. Профессиональные музыканты отлично играют и с закрытыми глазами, так что выступать в абсолютной темноте для них несложно, – говорит заместитель директора по развитию и проектной деятельности ГМКЦ «Интеграция» им. Н. А. Островского Ксения Перцева. – Каждый концерт требует серьезной подготовки. Мы работаем совместно с Московским продюсерским центром, они подбирают артистов. Затем музыканты пробуют побыть в темноте, понять, насколько им это комфортно. Дальше наш звукорежиссер, он незрячий, адаптирует музыкальную программу специально для темноты: от встречи зрителей до того момента, как они уходят из зала. По ощущениям это полноценное путешествие в темноте».
Часть работников на проекте – администраторы, менеджеры, гиды – тоже незрячие. С 2015 г. благодаря таким концертам и спектаклям был трудоустроен 21 человек с инвалидностью, включая шесть человек с нарушением зрения.
Почему мы боимся темноты
По словам Перцевой, у участников тренингов и слушателей концертов реакция на темноту примерно одинаковая: через 10 минут все привыкают к новому восприятию. Но 1% посетителей не решается зайти в темноту, и это в основном мужчины. Считается, что боязнь темноты, или никтофобия, – один из самых распространенных современных страхов. Но, по мнению психолога по тревожным расстройствам Павла Жавнерова, нельзя рассматривать эту фобию как отдельное явление.
«Отдельных фобий не существует. Любая фобия входит в концепцию одного из трех базовых страхов человека: страх за свою жизнь (здоровье), страх за психику и страх за отношение к тебе окружающих – что о тебе подумают люди. Человек не может просто бояться темноты, это скорее связано с тем, что у него в целом есть повышенная тревожность. Как только человек избавляется от страха темноты, он может переключиться на менее актуальный страх. Это как карточная колода: убирает одну карту, следом еще одна – с новой фобией», – рассказал Жавнеров.
Барьер перед темнотой психолог обуславливает страхом человека перед возможным приступом паники. Если реакция выйдет из-под контроля, человек может начать кричать, толкать людей или просить, чтобы его выпустили. Но если человек работает над своей тревожностью, например практикует дыхательные практики либо работает с психологом в когнитивно-поведенческой психотерапии, такое мероприятие может пойти на пользу. Во-первых, можно получить удовольствие от концерта или спектакля, во-вторых, осознать, что удалось преодолеть себя, если подобный страх был. «Когда мы отключаем зрение, у нас автоматически на этот период обостряются другие органы чувств. Меньшее количество информации об окружающем мире мы компенсируем за счет фокусировки на других ощущениях: вкусовых, тактильных, звуковых. Так что в данном случае получается максимальная концентрация на музыке», – считает психолог.