Саундтреки на органе. Как звучит современная музыка в соборах Москвы
Рост популярности современных композиций в органной музыке – московский феноменОрганные концерты постепенно перестают ассоциироваться с тяжелой музыкой эпохи барокко и все чаще предлагают слушателям модный репертуар. Последний тренд в соборах – саундтреки к фильмам в мультимедийном оформлении.
Концерты с шедеврами мировой киномузыки проходят в нескольких соборах столицы: Кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла, соборе Непорочного зачатия Девы Марии на Малой Грузинской улице, Англиканском соборе святого Андрея. Там можно услышать саундтреки из лент режиссера Хаяо Миядзаки, лучшие творения композитора Ханса Циммера, включая темы из фильмов «Код да Винчи», «Гладиатор», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», а также органное исполнение музыкальных треков из «Соляриса» и «Зеркала» Тарковского.
Точка входа
Организаторы концертов считают, что такой формат позволяет многим впервые познакомиться с непростой органной музыкой. «Современная музыка из популярных фильмов часто является своеобразной «точкой входа» для людей, которые решили сходить на концерт органной музыки в первый раз», – говорит директор фонда Belcanto, оперная певица Татьяна Ланская. Многие приходят послушать Ханса Циммера, ориентируясь на знакомые саундтреки к фильмам и компьютерным играм, а потом под впечатлением возвращаются на концерты классической или этнической музыки. Основные посетители – женщины от 25 до 37 лет.
«Орган всегда ассоциировался с чем-то сложным, со старой музыкой эпохи барокко, с церковными службами. И людям может быть просто интересно послушать орган в новой ипостаси», – рассуждает пианист, лауреат международных конкурсов Тимофей Доля.
По мнению директора фонда Collegium Musicum Олега Романенко, соборы привлекают людей особой атмосферой: «Обстановка на концертах неакадемическая: иногда более камерная, доверительная, иногда мистическая – зависит от того, какая музыка исполняется». Концерт часто сопровождается визуальным рядом, который только усиливает погружение в звук. «Cобор с мультимедийными инсталляциями и видеорядом идеально подходит к современной музыке и производит неизгладимое впечатление, от которого хочется не спать, а вернуться вновь», – говорит Ланская.
Эффект погружения
Для исполнения некоторых современных произведений подходит именно классический орган в соборе, считает титулярный органист папской базилики собора святого Михаила (Мадрид) Даниэль Сальвадор. «Современную музыку часто вообще можно исполнить только на органе в соборе, об этом говорят и сами композиторы. Например, одно из произведений в моем репертуаре в России можно исполнить только в двух местах – в соборе святых Петра и Павла в Москве и Челябинской филармонии. В России сотни органов, но с подходящими характеристиками есть только два», – объясняет Сальвадор.
С ним соглашается Романенко: «Орган идеально вписан в соборную акустику и звучит иначе, чем в концертном зале. Не случайно органы в церкви часто располагаются наверху, над входом в зал, – так создается впечатление, что музыка буквально льется на человека с небес». Органист остается невидим публике, поэтому слуховые ощущения интереснее и острее. Привычная ситуация концерта стирается, а мультимедийные инсталляции добавляют эффект погружения зрителя в уже знакомые фильмы.
Московский феномен
Рост популярности современных композиций в органной музыке – в целом московский феномен. «Испания – консервативная страна, – говорит Сальвадор. – Там люди предпочитают классику. Авангардные произведения хороши как звуковой эксперимент, но постоянно их слушать довольно сложно». Пианист Тимофей Доля не наблюдает необычайно высокого интереса к современной органной музыке ни в США, ни в Австрии. Такая музыка находит свою аудиторию, но занимает лишь определенную нишу. По словам Ланской, в Германии концерты длятся не более 45 минут, а в России доходят до 1,5 часов и без антракта. Причем некоторым мало и этого времени.
В Москве интерес к такому музыкальному формату довольно большой, несмотря на высокую стоимость билетов (до 5000 руб.). До пандемии на концертах, организованных фондом Belcanto, заполняемость приближалась к 100%. «Сейчас мы должны рассаживать людей в шахматном порядке, и некоторые все равно опасаются приходить», – говорит директор фонда. В период пандемии было проведено несколько концертов онлайн, но монетизировать такие выступления практически невозможно.
Организаторы концертов современной музыки в соборах считают, что в ближайшие годы формат будет развиваться. По мнению Романенко, человек готов слушать «Времена года» Вивальди и «Реквием» Моцарта 365 дней в году, но всегда стремится попробовать что-то еще. Публика хочет узнавать новое, испытывать новые слуховые ощущения, поэтому звучание саундтреков в соборах – перспективное направление. Однако говорить о том, что концерты современной музыки в соборах становятся популярнее классических, пока рано.