Дарья Савельева: «Мы начинаем врать, потому что врем себе»

Звезда «Обычной женщины» – о магии актерской работы, домашних любимцах и Московском планетарии
Пресс-служба фестиваля «Маяк»
Пресс-служба фестиваля «Маяк»

В прокат 7 ноября выходит фильм «Каникулы» – атмосферное дебютное кино Анны Кузнецовой о ностальгии по детству как времени максимализма и честности. Главную роль в фильме играет Дарья Савельева – одна из лучших актрис нового российского авторского кинематографа.

По сюжету героиня Савельевой, молодая учительница Таня, везет школьный театральный кружок на фестиваль в Сочи. Для порядка с ними едет строгий завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова), которая явно невысокого мнения о Тане и ее педагогических методах. На месте выясняется, что спектакль нужно упростить. Таня и дети, естественно, против, и Мария Генриховна неожиданно принимает их сторону.

«Каникулы» получили Гран-при фестиваля «Маяк» в 2023 г., а в этом году Савельева вернулась на смотр уже как член жюри. В интервью «Ведомости. Городу» актриса рассказала о том, как готовится к ролям, кого из коллег-актрис считает ориентиром, а также в каких районах Москвы хотела бы жить.

«Норильск, я одна, без мамы»

– Насколько ваше вымечтанное про актерскую профессию отличается от реальности?

– А я не мечтала стать актрисой. Это мама отправляла меня на всевозможные кастинги. Видимо, ей хотелось задать какие-то ориентиры, чтобы я не потерялась. Я росла же в 1990-е гг. – причем в суровом Раменском, рядом Люберцы. В Школу-студию МХАТ Райкин меня не стал брать на бюджет (а платно учиться не было возможности), в следующем году я «слетела» в ГИТИСе у Голомазова. Евгений Радомысленский взял к себе в Институт современного искусства. До третьего курса я не слишком углублялась в профессию. Вся такая органичная на сцене, думала, что все умею. А на четвертом курсе испугалась: «Боже мой, я же настолько пустая!» Начала изучать основы профессии, психологию. Стала задавать сама себе вопросы. Да и сегодня все время спрашиваю: «Кто ты, Даша? О чем ты? Что тебя волнует?»

– «Комбинат «Надежда» – мощный дебют режиссера Наталии Мещаниновой, сценариста Любови Мульменко и актрисы Даши Савельевой. С тех пор вы дружите. Я помню, насколько вы органичны в этой роли девочки, мечтающей уехать из Норильска. Но вы сказали, что органичности недостаточно, нужно что-то еще. Что?

– Погружение в обстоятельства. Да, ты идешь от себя, но с целью постепенно погрузиться в другого человека, стать им. А «Комбинат» – еще и мой первый опыт в кино и первая экспедиция. Норильск, я одна, без мамы. Конечно, меня эмоционально поднакрыло. Все время на нервах: «Правильно ли я делаю?» Помогло то, что моя героиня, как и я, хотела уехать куда-то в другую жизнь, в безопасное место. А город ее держит. Это было созвучно моим ощущениям. Я в той роли нашла все, что меня волновало и мучило, – тему первой любви, предательства, взросления. В том первом опыте я шла от себя, все проживала на своей шкуре.

– Но в «Обычной женщине» ваша следователь Вера Мартынова – совершенно другой человек, изломанный семейной драмой.

– Поэтому я так тщательно готовилась, мне интересны были люди этой профессии. Потом зрители писали: «Боже, у нас есть точно такая же следовательница». Такая же холодная, закрытая, с презрительным взглядом. Я сама себя на площадке не вижу, не смотрю плейбэк. Доверяю режиссеру, который видит целое – картинку, фильм. Актеры же зациклены на себе: «А как я? Как сыграла?»

Вера – из моих любимых ролей. Я ездила в следственные органы, присутствовала на допросах. Разумеется, не уголовных дел, каких-то бытовых – мелкое воровство, алименты. Но важно было увидеть, какой отпечаток профессия накладывает на человека. Я считываю психофизику человека, отсюда начинает прорастать персонаж.

– А почему Вера пьет – как вы себе объясняли?

– Ну там же такие страшные обстоятельства: она себя винит в том, что не воспрепятствовала убийству сестры. Мне надо было все понять про эту Веру, про ее состояние. Допустим, сижу я дома после работы. Сестра звонит, говорит: «Забери меня, такси не вызывается». А сил нет, говорю ей, сама добирайся. Утром я еду на это место и вижу, как она там лежит, мертвая. Это же такая боль, травма, чувство вины. Я становлюсь одержимой. Мне надо найти убийцу, который разрушил нашу жизнь. Забрал у меня и сестру, и мать, которая просто выпала из реальности.

– Слушайте, Даша, вы же сейчас говорите со мной как Вера, от первого лица. В этом сближении нет ничего патологического? Мне Юра Борисов рассказывал, что старается после съемок максимально избавиться от роли, характера, в который он в этот день погружался. Чтобы не нести этот груз домой, где семья и дети. Вы пришли после съемок домой, вы кто? Даша или Вера, которая открывает пустой холодильник – и там только водка?

– Как правило, я научилась отпускать роль – к моменту, когда еду домой в такси. Чтобы спокойно заснуть. Крыша у меня не едет, скажу честно. Но все равно ты к своему персонажу подключен. И пока проект не закончится, мысли этого человека не отпустишь. Это же магия, и она уйдет, если потеряешь сцепку с этим другим, которого взрастил внутри себя. Потом он начинает действовать и жить самостоятельно, выбирая свои поступки.

«Реальность же у каждого своя, да?»

– Когда вы прочитали сценарий «Каникул», чем вас задела эта история молодой учительницы-идеалистки?

– Мне всегда сложно. Читаешь сценарий, видишь – есть там какая-то Татьяна Викторовна, какие-то дети, которых везут на конкурс, есть другая учительница постарше, Мария Генриховна. Дальше развивается сюжет. Но я же смотрю только на Татьяну Викторовну, понимаете? Только ее разбираю, ей задаю вопросы. И приношу режиссеру готового живого человека. Аня (Кузнецова, режиссер «Каникул». – «Ведомости. Город») дает добро. И ты уже делаешь срез этого человека. Из какой он семьи, как реагирует на мир, взаимодействует с людьми, о чем мечтает.

Не забыть, как мы снимали настоящую армянскую свадьбу. Мы же поехали очень маленькой группой туда. В туалете как-то переодевались и красились. Прямо как в школе! Говорю: «Аня, как так? Мы же снимаем большое взрослое кино!» А она: «Давайте пробовать, хулиганить». Открываются огромные двери, миллиард людей. Все танцуют, шумят, гомон, хохот. Свой мир, и мы тут... Как бы не помешать. Мы же не репетировали, а у нас текст, обстоятельства, которые мы должны сыграть. Помогло то, что я все знаю про Татьяну – про ее отношения с мамой... И бац, начинает играть песня про маму – до мурашек, она накрывает эмоционально, до слез, до срыва. Этого бы не случилось, если я бы не задавала себе тысячу вопросов. Эта женщина была бы абсолютно плоская. Не получилось бы такой сцены.

– Какая тема вас волновала? Отстаивание себя и своей точки зрения на спектакль, который играют вверенные Татьяне дети?

– Я начинала с вопроса, что мешает говорить нам правду? Реальность же у каждого своя, да? Как понять и выразить свои чувства, не бояться их? Не помешать другим проявлять свои чувства? Мы начинаем врать, потому что врем себе. Я и про себя думаю: «Даша, ты не можешь сказать правду, признаться в своих чувствах. Всегда выбираешь кружные пути, намеки».

– А ваша героиня может?

– Да, она может. Но она же не существует в вакууме. Рядом завуч Мария Генриховна, с которой надо считаться. А она совсем иная, из другого мира. Интересно с таким человеком пообщаться, повзаимодействовать.

– Да ведь поначалу они конфликтуют?

– Но это же не просто бабский конфликт. Моя Татьяна очень хорошо общается с детьми, она с ними на одной волне. А на Марию Генриховну смотрит с любопытством – что это за фрукт? Из другого общества. С ней тревожно и неудобно. Но эти отношения для нее процесс роста. Как и отношения с детьми. Замечу, что это были чудесные дети. Как мы с ними подружились! У нас был свой язык, свои шутки, секретики.

«Хотелось бы жить рядом с парком»

– Для меня эта история не только о правде и конформизме, когда детей заставляют играть более простой, понятный спектакль, но и об отношениях двух таких разных женщин, о поиске диалога. Расскажите о сотрудничестве с Полиной Кутеповой, мастерицей тончайшего психологического кружева.

– Для меня она большая актриса. И человек замечательный. Наша встреча была похожа на встречу наших героинь. Увидев ее на площадке, я сказала себе: «Вау, как интересно!» И действительно, здорово было взаимодействовать.

– То есть для вас эти съемки были еще и мастер-классом? Чему вы у нее научились?

– Прежде всего как она умеет держать лицо. Никогда не знаешь, о чем она думает. Потом она входит в кадр, и мы не только не мешаем друг другу, но словно оберегаем, помогаем. Будто получаешь подзарядку. Это магия: начинаем фонтанировать идеями, как нам сосуществовать.

– А есть ли тип актрисы, который для вас вектор, ориентир?

– Мне очень нравится Сандра Хюллер. У нее гигантский спектр актерских регистров и возможностей: от трагикомедии в «Тони Эрдманн» до психодрамы в «Анатомии падения».

– Мне кажется, что и дарование Даши Савельевой используется сегодня вполсилы, больше востребована способность быть органичной, достоверной, честной. А я вижу в вас задатки характерной актрисы.

– Ужасно хочется что-то другое попробовать. Сыграть комедийный характер. Пока не предлагают. Но я от многого отказываюсь. Бывает прекрасный сценарий, но он меня не трогает, не могу подключиться. Все-таки конвейер не для меня. Может, я и хотела бы больше сниматься, но не получается.

– Вы отказываетесь от многих ролей. Не думали пробовать себя в режиссуре, продюсерстве?

– Периодически приходят такие мысли. Даже помышляла об учебе. Может, решусь.

– Расскажите про своих собак, их много?

– Смеюсь, когда меня спрашивают: «Даша, а с кем ты живешь?» Живу, говорю, в стае. Было четыре, сейчас три собаки, потому что Эдвард в том году отправился в другой мир. Это мой друг, с которым мы были рядом 15 лет. Он был первым, потом я нашла Йоку, его подругу. Ее хозяйка стала лежачей после инсульта. Йоку отдали в жесточайший приют. Она всего боялась – абсолютный Маугли. Потом она родила щенков. В общем, сейчас у меня три собаки. Многому у них учусь. Например, что просто есть любовь, не за что-то – абсолютная.

– А где в Москве ваше место силы?

– В разные времена – разные. Сейчас выбираю место для своей квартиры. Хотелось бы жить рядом с парком. Где-нибудь у «Тимирязевской», например. Мне вообще нравятся больше уединенные районы. Еще я люблю планетарий. Недавно зашла на большую программу про разноцветную Вселенную. Улетела куда-то в другую реальность.

Самое популярное
Культурный город
Билет в пару кликов: в Москве упростили посещение культурных мероприятий
Городские власти прислушались к пожеланиям жителей столицы
Городская недвижимость / Мнение
Офис как актив
Почему важна мультиформатность в новых бизнес-центрах
Наш город
Вишневый сад по-новому: на севере Москвы благоустроили парки и скверы
Общественные пространства преобразились в Коптеве и Тимирязевском районе
Свободное время
Заливное, икра и подарки: где и как провести праздничную ночь
В новогодних программах столичные рестораны сочетают традиции и креатив
Наш город
В Москве появился новогодний поезд, а медведи впали в спячку – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Москва 2030 / Мнение
Синергия красоты
Как городские фестивали влияют на экономику столицы
Москва 2030
«Зима в Москве»: в каких благотворительных акциях могут поучаствовать горожане
Добрые дела найдутся для каждого, кто готов помочь
Москва 2030
Развлечения с пользой для здоровья: в Москве открылись катки и лыжные трассы
Власти города уделяют большое внимание развитию инфраструктуры для массового спорта, говорят эксперты
Москва 2030
Столичному бизнесу предложили конкурсы и гранты на новогоднее оформление
Призовой фонд главного конкурса на лучшее оформление составляет 700 млн рублей
Наш город
Алексей Фурсин: «Вопрос о сокращении ДШИ у нас в повестке никогда не стоял»
Руководитель департамента культуры Москвы опроверг слухи о сокращении детских школ искусств
Наш город
Деловой подход: в Москве прошел конгресс по бизнес-туризму стран БРИКС
Участники Meet Global MICE Congress: BRICS Edition поделились впечатлениями о мероприятии
Свободное время
Отели, кафе, экскурсии: что советует туристам ИИ-помощник на Russpass
Сервис начал предлагать путешественникам индивидуальные рекомендации
Свободное время
Куда пойти в выходные 21–22 декабря
Самые интересные события в Москве
Культурный город
В Москве состоялся концерт Аиды Гарифуллиной
Оперная певица выступила на сцене Большого зала Московской консерватории имени П. И. Чайковского
Наш город
Департамент культуры Москвы опроверг информацию о закрытии школ искусств
В ведомстве сообщили о планах развивать и модернизировать детское допобразование