Как работают театры с особенными актерами
Проекты в области культуры способны пробить стену между обычными людьми и инвалидамиСегодня в России вопросы инклюзивности образования находятся в центре внимания. В тени остаются другие институты помощи людям с особенностями. А ведь именно проекты в области культуры способны пробить стену между обычными людьми и инвалидами.
В 1963 г. в Москве был создан Театр мимики и жеста, который стал первым профессиональным театром СССР для глухих актеров. Театр находится на Измайловском бульваре, и его двери по-прежнему открыты для гостей. В Европе первый инклюзивный театр появился только в 1974 г., в Лондоне. Его организовали учительница Мэри Уорд и музыкант Джо Коллинз. В постановках принимали участие актеры с церебральным параличом.
С 1990-х гг. количество студий, где люди с различными недугами способны попробовать себя на сцене, растет. Сегодня, по данным Агентства социальной информации, в Москве насчитывается около 15 таких проектов. По данным Федерального реестра инвалидов на август 2021 г., в столице проживает почти 943 000 человек с нарушениями разной степени тяжести, и часть таких людей наверняка хотели бы попробовать себя в творчестве.
Интегрированный театр «Круг II», Москва
Название студии показывает равенство всех и отсутствие деления внутри. Театр открылся в 1997 г., но его основатель Андрей Афонин занимается реабилитацией людей с особенностями уже более 30 лет. Идея создания инклюзивной площадки у Афонина возникла после того, как он попал на «особенный» спектакль в Берлине. Сегодня его театр тоже сотрудничает с немцами – режиссер Герд Хартманн поставил в театре два спектакля. Один из них, «Отдаленная близость», получил «Золотую маску» в 2014 г.
Проект работает в режиме театрального училища – пять дней в неделю по пять часов. С актерами занимаются сценическим мастерством, музыкой, игрой на барабанах и танцами. Прием открыт для людей всех возрастов – от девяти лет. «Есть актеры, с которыми мы уже 20 лет вместе, есть новые. У нас все, как в театральном училище, разве что нет выпуска. Дипломной работой становится каждый наш новый спектакль», – рассказал Афонин.
В студию приходят люди с разной степенью инвалидности. «Мы занимаемся созданием такой среды, где инвалид мог бы стать активным и продуктивным членом общества. Конечно, это не так просто, часто приходят сложные люди, но у нас большой опыт, есть своя методика работы. Те, кто раньше говорил плохо, теперь уверенно выступают», – продолжает создатель «Круга».
Пандемия заставила адаптироваться. С начала локдауна занятия проводились онлайн по три с половиной часа в день, пять дней в неделю. В итоге записали 13 видеоперформансов в Zoom. Театр не получает регулярной господдержки, только гранты. Основной доход – оплата занятий родителями актеров.
Театр «Недослов»
«Недослов» – московский театр для неслышащих. Создан в 2003 г., так же как и известная «Табакерка», из выпускного курса. Альма-матер труппы и сейчас РГСАИ (Российская государственная специализированная академия искусств). В этом вузе людям с нарушениями слуха дают полноценное актерское образование. Преподают педагоги из Щукинского училища и РАТИ (ГИТИС).
Работают в театре только дипломированные артисты – всего 22 человека. «Просто так, без образования, в наш театр не попасть», – говорит Варвара Ромашкина, переводчик жестового языка, диктор и постановщик «Недослова». Среди актеров есть те, кто не слышит совсем, есть с частичными нарушениями. На данный момент в репертуаре 11 спектаклей, среди которых драма, пластические спектакли, мюзикл и концерт.
У театра нет своего здания, студия базируется в стенах вуза. Актеры приходят играть после работы. «Кто-то трудится на заводе, кто-то – в магазине, а после идут играть на сцене. Очень сложно их всех собрать, у всех свои графики. Обычно так из-за съемок происходит у актеров», – рассказала Ромашкина.
В пандемию учебное заведение было закрыто почти год, вместе с ним и театр. «Нам после локдауна и сейчас помогает Центральный дом актера, который периодически предоставляет площадку», – пояснила Ромашкина.
Господдержки на данный момент у театра нет, зато есть благодарный зритель. «Когда зрители идут в первый раз, думают, что придется смотреть на инвалидов. Но видят настоящий спектакль, только на жестовом языке. Те, кто приходит, влюбляются в наш театр, у них даже слезы на глазах появляются», – говорит представитель «Недослова».
Проект «ВзаимоДействие»
Мультипроект, который работает на театр, кино и интернет с 2015 г. На этой площадке актеры – носители дополнительной хромосомы, люди с синдромом Дауна. Цель одна – изменить отношение к ним общества. В России таких людей, по разным оценкам, до 50 000. Идея принадлежит балерине Маргарите Ребецкой, которая как волонтер поставила с ними спектакль. Это подтолкнуло к открытию проекта, работающего на театр и кино.
Видео проекта «#бытьвместе» к Международному дню человека с синдромом Дауна собрало более 600 000 просмотров в сети. Первым сценическим опытом стал спектакль «Я танцую», в котором актеры с синдромом Дауна отвечали на вопрос, что они могут дать миру и почему воспринимают его по-разному. Сегодня в активе труппы из 14 человек перформансы для ГМИИ им. Пушкина, выступления на Международном форуме прав человека в Женеве. В этом году труппа открыла шестой сезон – 23 октября в Театре наций сыграли «Безграничные диалоги 3.0». «В роли наставников у нас только профессионалы, актеры и хореографы. Ребятам нравится учиться, видно, как они раскрываются с новых сторон и социализируются», – рассказала исполнительный директор проекта Ксения Кабишева.
Своей главной задачей «ВзаимоДействие» видит расширение границ и выход на массового зрителя. Создаются ролики, документальные фильмы, театральные постановки, флешмобы в соцсетях. Идет сотрудничество со звездами театра и кино. Этой весной была запущена кампания в соцсетях «ВзаимоДействие – это...» с участием Никиты Ефремова, Екатерины Шпицы, Дарьи Мельниковой. Актер и блогер Владислав Ситдиков встретил журналиста «Города» утром перед занятием по сценической речи. Он выучил наизусть весь текст дома, а приходит уже шлифовать его с наставниками. «У меня много планов. Мечтаю сыграть Гарри Поттера и Стива Джобса, еще – чтобы однажды пригласили в Голливуд», – говорит он. Свободного времени у Влада нет: жмет штангу в зале, стоит на воротах в команде по мини-футболу, ведет блог о своей жизни и блюдах, которые готовит. Коллега Влада, актриса Мария Быстрова, в проекте с момента его основания. «Кроме этого театра у меня больше нет друзей», – рассказывает она.
Сейчас команда активно работает над карьерой своих подопечных – как агенты продвигают их в кино, помогают пройти кастинги. «Для нас важно расти и зарабатывать самостоятельно. Мы не социальный театр для любителей инклюзивного искусства, а профессиональный проект, работающий для широкого круга зрителей», – резюмирует исполнительный директор проекта.