Что послушать на Фестивале искусств Юрия Башмета: гид для меломанов и не только
Концерты-спектакли с участием известных актеров и архаичный хор – обзор событий Зимнего международного фестиваля искусств«Рождение человека»
3 февраля в Концертном зале им. Чайковского пройдет концерт-спектакль по рассказам Максима Горького и произведениям Эдварда Грига. У самого писателя и в воспоминаниях о нем упоминается много музыкальных произведений: от русской народной песни до мировой классики. Известна легенда, что 17-летний Федор Шаляпин тайком сбежал из дома и добрался из Астрахани на барже, попутно подрабатывая грузчиком, чтобы поступить в хор Казанского оперного театра. Но его забраковали. Зато в хор театра приняли 22-летнего сильно окающего нижегородца Алексея Пешкова, который и стал потом всемирно известным писателем Максимом Горьким.
Одним из любимых композиторов писателя был Эдвард Григ, его произведения и легли в основу спектакля-концерта. Рассказы Горького «Страсти-мордасти» и «Рождение человека» читают известные актеры – Евгений Миронов и Александра Урсуляк в сопровождении ансамбля «Комонь» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
«Остров мертвых»
7 февраля концерт Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета пройдет на центральном проспекте Дома культуры ГЭС-2. Запоминающуюся архитектуру и прозрачную крышу ГЭС-2 подчеркнет уникальная световая партитура художника Ивана Виноградова, лауреата премии «Золотая маска».
В программу, посвященную 150-летнему юбилею Сергея Рахманинова, вошли два ключевых оркестровых произведения композитора – «Симфонические танцы» и «Остров мертвых».
Симфоническая поэма «Остров мертвых» была написана Рахманиновым в 1909 г. под впечатлением от одноименной картины швейцарского живописца Арнольда Бёклина. «Остров мертвых» открывает ряд трагических сочинений Рахманинова, обращенных к темам смерти, разрушения и хаоса.
«Симфонические танцы» – последнее крупное произведение Рахманинова, законченное в 1940 г. с лихорадочной быстротой. Тревога за судьбы Европы и мира, неудержимо падающего в пропасть войны, ностальгия по ушедшей безвозвратно старой России – в симфоническом завещании композитора переплелись творчество и судьба гения, обретшего вечный покой по ту сторону Атлантики.
Камерный хор Московской консерватории также исполнит произведение «Пантелей-целитель» (1899) – хоровое переложение «Вокализа» Рахманинова, имитацию духовного стиха в сочетании с едкой сатирой Алексея Толстого на «нигилизм», с такими, например, строками: «И приемы-то их дубоватые, и ученье-то их грязноватое».
Итальянцы в России
8 февраля в Концертном зале им. Чайковского выступит Tenore di Bitti – ансамбль из четырех мужских голосов. Коллектив из коммуны Битти острова Сардинии прославился после рождественского концерта в Ватикане в 2001 г., на котором присутствовал римский папа Иоанн Павел II. С тех пор ансамбль объездил с гастролями Европу, Тунис, ОАЭ, Израиль, Бразилию, Чили и Японию. Но в Россию музыканты приедут впервые.
Tenore di Bitti используют архаичную (нетемперированную) манеру звукоизвлечения, которую в 2005 г. ЮНЕСКО причислила к «шедеврам устного и нематериального культурного наследия человечества». Религиозные песнопения и светские напевы сохраняют подлинность многовековых традиций – и показывают, как звучало хоровое пение, упоминавшееся еще на страницах Ветхого Завета.
Седьмая симфония Шостаковича
11 февраля на закрытии фестиваля прозвучит знаменитая симфония № 7 Дмитрия Шостаковича в исполнении Всероссийского юношеского симфонического оркестра под руководством Юрия Башмета.
«…Моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию» – эти слова Дмитрия Шостаковича облетели весь мир. Композитор начал работать над ней в первые дни войны – три части были написаны на одном дыхании, с июля по сентябрь 1941 г. В конце октября Шостакович с семьей был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара) и закончил симфонию в декабре.
5 марта 1942 г. она впервые прозвучала в Куйбышеве, 29 марта – в еще находившейся на осадном положении Москве, 9 августа того же года – в блокадном Ленинграде.
«Евгений Онегин» в исполнении Евгения Миронова
В середине февраля Зимний международный фестиваль искусств переместится в Сочи, где он и зародился шестнадцать лет назад. На гала-концерте открытия 16 февраля выступят Юрий Башмет и Валерий Гергиев. А те, кто окажутся в Сочи на праздники, смогут не только погулять на природе, но и получить изысканное удовольствие, посетив спектакль-концерт, где сцены из «Евгения Онегина» под музыку оркестра «Новая Россия» исполнят Евгений Миронов и Елизавета Боярская. Режиссер спектакля-концерта – художественный руководитель московского театра «Практика» Марина Брусникина.