Главные выставки – 2023: чем знаменит «туркестанский авангард» и кому принадлежали царские сокровища
Шедевры советского авангарда из «Лувра в пустыне» и мистические горы Николая Рериха«ДК СССР»
Центральный выставочный зал «Манеж»
3 февраля — 1 апреля
Только огромный зал «Манежа» может вместить выставку, которая ставит задачу напомнить посетителю обо всем хорошем, что было в советском искусстве. «ДК СССР» – масштабный межмузейный проект, посвященный 100-летию образования СССР. Экспозиция будет поделена на восемь основных разделов: архитектура, живопись, скульптура, графика, кино, театр, музыка и фотография. У каждого – свой куратор. Эта мозаика, видимо, должна напоминать о Домах культуры, где «драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота». Концепция советских Домов культуры предусматривала, чтобы каждый человек смог взаимодействовать с искусством, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Специально для выставки «ДК СССР» композитор Алексей Ретинский, создавший аудиоинсталляции для музеев Великобритании, Австрии, Швейцарии и Саудовской Аравии, написал музыкальное произведение, которое прозвучит в отдельном зале и будет сопровождаться архивной видеохроникой. Он же выступил куратором раздела, посвященного развитию советской звуковой культуры.
Среди наиболее интересных экспонатов: оригинальные эскизы проектов Мавзолея В.И. Ленина из Российского государственного архива социально-политической истории. Ведь, когда после смерти Ленина в 1924 г. был объявлен конкурс на лучший проект, любой рабочий и крестьянин мог прислать свой эскиз.
Из Русского музея привезут внушительную коллекцию книжной графики и обложек к детским книгам. В разделе фотомастерской собраны более 50 работ знаменитого фотографа Евгения Халдея – портреты советских людей, для которых и создавались Дома культуры.
В разделе живопись покажут работы Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Павла Филонова, Гелия Коржева, которые хранятся в Русском музее. Здесь же можно будет увидеть работы Таира Салахова, Эрика Булатова, Франциско Инфанте-Арана из Третьяковской галереи.
Самым необычным экспонатом выставки станут мозаики Надежды Ходасевич-Леже, подаренные Советскому Союзу в 1960-е гг. Это панно-портреты знаменитостей, с которыми приятельствовала художница, в том числе Горького и Майи Плисецкой. Они впервые покинут парк перед ДК «Мир» в Дубне, где обычно экспонируются.
Над пространством выставки работало бюро Planeta 9. Его проекты, например, выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» или выставка-путешествие «Балабанов», запоминаются необычными решениями. Так что можно ожидать интерактива и зрелищности.
Выставка собрания Музея искусств И.В.Савицкого в Нукусе
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра
Апрель — сентябрь
Музей искусств Савицкого, расположенном в небольшом узбекском городе Нукусе, называют «Лувром в пустыне»: такого собрания произведений русского авангарда нет нигде за пределами России. Роберт Фальк, Любовь Попова, Василий Чекрыгин – звезды первой величины соседствуют в коллекции с менее известными, но в полной мере оцененными художниками Александром Волковым, Александром Николаевым (Усто Мумин), Виктором Уфимцевым и др. Работы некоторых живописцев сохранились только в Нукусе, и это, возможно, основное богатство музея. На выставке в «Новом Иерусалиме» представят художников советского авангарда и поставангарда 1920−1930-х гг. Кто-то из них оказался в Узбекистане во время эвакуации, кто-то после ссылки, кто-то – скрываясь от нее. Часть молодых художников осели на восточной окраине СССР, получив распределение на работу после учебы в столичных художественных училищах. Кроме богатой истории края и восточного колорита, они нашли здесь возможность работать в спасительной глуши, сохраняя большую свободу творчества.
Сам Игорь Савицкий, попав в Узбекистан во время эвакуации, в 1950-х гг. перебрался туда окончательно. Работал художником Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, позже в Каракалпакском филиале Академии наук Узбекистана. Тогда и было положено начало коллекции будущего музея, который открылся в 1966 г. Савицкий занимался активными поисками картин всю жизнь: в течение 30 лет он ездил по стране, искал оставшихся родственников художников, уговаривал вдов, покупал работы, часто в долг, оставляя вместо денег расписки. А так как денег постоянно не было, музей расплачивался по ним вплоть до 1992 г.
Последняя крупная выставка Нукусского музея проходила в Москве в ГМИИ им. Пушкина в 2017 г., что по музейным меркам совсем недавно. И большая удача, что сейчас снова появилась возможность увидеть яркий и неповторимый «туркестанский авангард».
«Казачья гвардия — гордость Российской империи»
Государственный исторический музей
12 апреля — 31 июля
Государственный исторический музей представит в своем главном здании на Красной площади выставку-презентацию будущего Центрального музея российского казачества, который должен открыться в Измайлово. В экспозиции будут представлены казачьи награды (грамоты, жалованные ковши и сабли, медали и ордена), оружие, униформу и знамена, а также портреты прославленных казачьих атаманов и людей, связанных с историей казачества.
Вникнуть в историю службы казаков в составе Императорской гвардии, узнать об участии казачьих гвардейских полков в войнах России XIX-начала XX вв. можно будет и с помощью мультимедийных технологий. Особый раздел посвятят службе представителей династии Романовых и продемонстрируют уникальные экспонаты – принадлежавшие российским императорам и наследникам престола комплекты униформы и мундиры.
«Николай Рерих»
Новая Третьяковка
Октябрь 2023 — февраль 2024
Государственная Третьяковская галерея отмечает этой выставкой 150-летие со дня рождения художника, археолога, философа-мистика Николая Рериха. В экспозиции будут представлены и картины «Заморские гости» из цикла «Начало Руси. Славяне», и работы индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник», и «фирменные» рериховские горы. С редкими экземплярами книг Рериха по философии, археологии будут соседствовать тибетские тханка (религиозные картины для медитации) и половецкие идолы. Главной сенсацией выставки станет недавнее приобретение музея – декорация для балета «Половецкие пляски», который открыл первые «Русские сезоны» Дягилева в Париже. Эта работа, выполненная Рерихом в 1908 г., и костюмы к «Весне священной» сделали художника знаменитым в Европе.
«Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата»
Музеи Московского Кремля
13 октября 2023 — 14 января 2024
Выставка расскажет о том, как русская монархия за неимением подлинных исторических артефактов, романтизировала происхождение хранящихся в казне реликвий и приписывала владение ими важным историческим фигурам. В музее Кремля объяснят, с какой целью одни вещи выдавались за другие и как это делалось.
Считается, что реликвии начали приписывать важным историческим персонам при Софье Палеолог. Это было необходимо русской монархии, чтобы подтвердить свое звание Третьего Рима, подчеркнуть, что Россия – преемница Византии. Так и появились многие символы русской истории. Например, шапка Мономаха – самый древний экспонат Оружейной палаты. Золотой головной убор с соболиной опушкой, украшенный филигранью, жемчугом и яркими самоцветами датируется рубежом ХIII–XIV вв. А вот легенда о том, что Владимир Мономах по праву родства получил ее от византийского императора, была создана во второй половине XV в. Вторая большая волна выдумок пришлась уже на эпоху романтизма после всплеска интереса к древней истории.
Интересно, что многие мифы об экспонатах, хранящихся в Музеях Московского Кремля, живы до сих пор. Костяной трон с именем Ивана Грозного надолго связала работа молодого скульптора Марка Антокольского. В 1871 г. дипломную работу, получившего впоследствии мировое признание мастера, купил император Александр II для Эрмитажа Еще одна реликвия — шлем Александра Невского – воссоздан в знаменитом фильме Эйзенштейна. И только в 50-е гг. историки, когда появились соответствующие технологии, смогли доказать, что шлем из Оружейной палаты сделан в начале XVII в. И все, что связывает шлем с именем Александра Невского, – легенда.