Сказки с плохим концом или Как муки Агаты Сицилийской вдохновили кондитеров придумать «Пирожное девственницы»
Вышла «Садистская иконография» — истории о женщинах-святых и их воплощении в искусствеНовая книга искусствоведа Алины Никоновой «Садистская иконография. Портреты и истории мучениц и святых» рассказывает истории о самоотверженности, упрямстве, о чудесах — и о том, какой след они оставили в нашей повседневной жизни. «Жизнеописания святых жен подчас напоминают страшную сказку с плохим концом, где принцессе в финале приходится умереть», — объясняет автор. С разрешения издательства «Бомбора» «Ведомости. Город» публикует отрывок о том, почему христианских святых художники часто рисовали с их отрезанными органами на блюде.
Изображения святых, в том числе и их мучений, составляют значительный пласт европейской художественной культуры. Женщины, избиравшие путь христианства во времена гонений, вовсе не являлись мазохистками, истеричками или психически больными, настаивает автор. Они лишь пытались проложить себе новый путь в мире, менявшемся на их глазах, и были готовы заплатить за это любую цену. Христианские догматы Средневековья, с одной стороны, отказывали женщине в уме, сомневались в наличии у нее души, возлагали на нее ответственность за первородный грех.
С другой стороны, христианство утверждало приоритет веры над бытовыми обязательствами и над властью семьи, позволяя женщине обрести некоторую самостоятельность, давая возможность отделиться от родителей или супруга и попытаться взять под контроль свое тело, мысли и жизнь. Среди святых были и юные отроковицы, и соблазнительные девственницы, и матери семейств, и совсем уж пожилые матроны. Истории этих удивительных женщин, которые несомненно существовали в реальности, были примером для остальных христианок и учили их не только благочестию, но и наставляли их принимать собственные решения, отстаивать свое мнение и не бояться пожертвовать жизнью ради убеждений.
Жития святых жен изобиловали самыми жуткими подробностями. Для жителей Римской империи насилие, убийства было обыденной реальностью. И художники, обращаясь к этим сюжетам, конечно, не могли избежать кровавых запоминающихся сцен. Святые на картинах для того, чтобы их образ был узнаваем, снабжались персональными, очень конкретными атрибутами, указывающими на подробности жития или особенности перенесенных пыток. (Кого-то из святых и мучениц можно узнать по лилии, якорю, лечебной склянке. Аполлонию Александрийскую изображали с клещами с выдранным зубом, а святую Люцию — с блюдом, на котором лежат глаза. — Прим. ред.)
Агата Сицилийская
Скорее всего, святая Агата, уроженка сицилийской Катании, так и осталась бы одной из местных святых, чтимых только в родном городе да еще в нескольких окрестных деревушках, если бы не одна пикантная подробность жизнеописания — явно нездоровый интерес к ее груди, проявленный палачами во время пыток. Агата родилась на Сицилии, в Катании, в богатой аристократической семье. Дата рождения известна точно — 8 сентября 235 г. Она была невероятно красива и имела массу поклонников, но, будучи воспитанной в христианской вере, уже к пятнадцати годам твердо решила посвятить себя Господу и приняла обет девственности. К тому времени ее родители умерли, и единственной защитой в жестоком и безбожном мире Агата считала Иисуса Христа, а своей силой — веру в Бога.
Поначалу ей без особых усилий удавалось разгонять потенциальных женихов, но потом проблемы все же начались, поскольку деву возжелал городской префект Квинтиан, человек влиятельный, хотя и низкого происхождения. Агата отказала, но у мужчины, который собирался не только заполучить первую красавицу Катании, но и приобрести через брак статус аристократа, в запасе был административный ресурс в виде законов римского императора Деция, направленных против христиан.
Сначала Квинтиан попытался воздействовать на Агату с помощью соблазнов. Он отправил ее в дом своей знакомой, некоей Афродисии. У богатой дамы было пятеро дочерей, и все они по просьбе префекта попытались убедить непокорную христианку, что модные наряды, драгоценности и всевозможные развлечения куда приятнее, чем мученическая смерть за Христа.
После соблазнов и обещаний в ход пошли угрозы, но в конце концов Квинтиан понял, что Агата не собирается ему уступать, разозлился и донес на непокорную девицу местному судье. Существует предание, что, когда в Катании начались массовые преследования христиан, девушка вместе с несколькими единоверцами бежала на остров Мальта, где скрывалась в пещерах недалеко от Рабата. Агата учила местных детей основам христианской веры, и, как водится, помогала сирым и убогим. Однако затем, устыдившись собственного малодушия, она вернулась на Сицилию с твердым намерением принять мученическую смерть и своим примером увлечь в лоно Церкви новых христиан.
Для начала Агату приказали отправить в публичный дом (как мы помним, казнить девственницу по римским законам было нельзя, но этот запрет легко и не без удовольствия научились обходить). Целый месяц девушку насиловали и избивали, а она лишь смиренно читала молитву.
Квинтиан по-прежнему был готов жениться на ней, с единственным условием отказа от Христа, но, разумеется, Агата осталась непреклонна в вере и преданности Господу. После пребывания в публичном доме девушку перевели в тюрьму, где местные палачи начали измышлять для нее самые ужасные пытки. Ее растягивали на дыбе, рвали тело железными крючьями и жгли факелами, и, наконец, додумались до того, чтобы отрезать соски (по другой версии святой отрезали всю грудь целиком или же вырвали соски с помощью клещей). Именно эта пытка и сделала Агату такой популярной. Наконец, ее решили сжечь на костре, но случилось непредвиденное: казнь не состоялась из-за стихийного бедствия — землетрясения.
Поскольку наказание пришлось отложить, Агату снова отправили в тюрьму, и там произошло чудо: мученице явился святой Петр в сопровождении ангела и тотчас исцелил все ее раны. Целомудренная дева хотела было отказаться от исцеления, поскольку апостол был хоть и святым, но мужчиной, а она не желала обнажаться даже перед ним, но присутствие ангела убедило ее в том, что «посетители» посланы самим Иисусом. Петр сделался невидим, и раны Агаты затянулись как бы сами собой.
Когда землетрясение закончилось, девушку все-таки сожгли на костре, как и было решено изначально. Казнь Агаты свершилась 5 февраля 251 года, ей было 16 лет. Впрочем, по другой версии, она скончалась в тюрьме.
В первую годовщину смерти мученицы на Сицилии произошло извержение вулкана Этна, но жители Катании начали молиться Агате, которая уже была признана святой, и тогда ее покрывало, хранившееся в гробнице, отвело потоки лавы от города.
Святую Агату очень легко отличить от других мучениц, поскольку самым примечательным ее атрибутом является блюдо, где лежат отрезанные груди, а также щипцы или ножницы, — орудия мученичества.
Обычно девушку изображают изысканно одетой, поскольку она была знатного происхождения. Так как Агата считается защитницей от землетрясений, извержений вулканов и, в более широком смысле, от огня, пожаров и стихийных бедствий, она может держать в руках здание, охваченное пламенем, или факел.
Кроме того, художники также часто представляли сцену явления Агате святого Петра в темнице и ее чудесного исцеления. Тем не менее, самыми популярными все же были сцены мученичества, где палачи с помощью различных орудий отрезают бедняжке груди. Очевидно, что и самих творцов, и зрителей привлекал явный эротический подтекст драматической ситуации.
Самые известные изображения святой Агаты принадлежат кисти Пьеро делла Франческо и Франсиско де Сурбарана (в цикле «Святые жены»). Эпизод с явлением святого Петра и ангела в темнице вдохновил, например, Алессандро Турчи и Джованни Ланфранко. Сцены мученичества наиболее ярко представили Себастьяно дель Пьомбо и Джованни Батиста Тьеполо. При этом на картинах обоих художников, которых разделяют 200 лет, Агата выглядит явно старше своего возраста и полностью отвечает эстетическим представлениям о женской красоте той эпохи — у нее пышная грудь и фигура с весьма зрелыми и аппетитными округлыми формами.
В православии святую Агату именуют Агафией. На иконах ее изображают в виде юной девы в богатом одеянии, украшенном драгоценными камнями, что напоминает о ее знатном происхождении. В руках она может держать крест, платок (или покров), спасший Катанию от лавовых потоков, а иногда пальмовую ветвь — традиционный символ мученичества. В некоторых случаях на иконах располагаются клейма с основными эпизодами жития: Агата (св. Агафия) перед префектом Квинтиниусом (Квинтианом), сцена пыток, явление Петра в темнице и спасение Катании от извержения вулкана Этна.
Почитание грудей святой Агаты на Сицилии проявилось еще в одной своеобразной традиции: в их честь выпекают особые пирожные под названием «Грудь святой Агаты» (Minnuzze di sant’ Agatha) или «Пирожное девственницы». Это маленькие круглые бисквитные пирожные кассата в форме женской груди с начинкой из сыра рикотта, фруктов и фисташек, облитые белой глазурью и украшенные сверху вишенкой.