Почему мужчинам надо перестать подтверждать свою «крутость»
Теория об «альфа»-самцах применима только к волчьей стае, а не к людямАмериканский актер Джастин Бальдони получил известность благодаря сериалу «Девственница Джейн», где сыграл рокового красавца, в которого влюблена главная героиня. Эмоциональное и неожиданное выступление Джастина Бальдони на TED Talk Women в 2017 г. стало вирусным – он рассказывал о том, что большая часть его мужественности была наигранной и долгие годы он действовал «по-мужски» просто из страха быть отверженным другими «крутыми парнями». Сейчас на русском в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга-размышление 38-летнего Бальдони «Новая мужественность». «Ведомости. Город» публикует отрывок, который развеивает мифы об альфа-самцах.
Это книга о моей борьбе с необходимостью быть достаточно хорошим и, в частности, о трактовке мужественности и мужского поведения, которые базируются на этой необходимости быть достаточно хорошим в чем угодно.
Для многих мужчин — и для меня — это означает, что нужно быть достаточно хорошим во всех традиционных проявлениях альфа-самца: сильным, смелым, властным, хитрым, успешным, к тому же примерным семьянином. Я не говорю, что это плохо или что нам не следует стремиться к подобному.
Роль достаточно хорошего отца или мужа — прекрасна, но понятие «хороший» субъективно, а потому нам пора перестать подтверждать свою «хорошесть» и просто жить своей жизнью, наслаждаться собой и радоваться каждому дню, не отравляя существование другим.
На Западе растет мужское движение, направленное против «феминизации» мужчин (как они это называют). Участники этого движения убеждены: все когда-либо существовавшие сильные цивилизации нуждались в сильных мужчинах, отвечавших за их выживание и процветание, и патриархат — не социальный конструкт, а указанный Богом путь. Они верят, что система общественного устройства — это часть природной иерархической организации, свойственной людям и животным, а мужчины добровольно предоставили женщинам права, расширили их и оберегали на протяжении тысячелетий.
Многие из последователей этого движения входят в различные его ответвления и подгруппы, придерживаются разных верований, но одно из их коренных убеждений состоит в том, что мужчины бывают двух категорий: альфы и беты.
Есть в этой классификации и в дискуссии о ней забавная особенность: они берут начало в науке и этологии (дисциплине, изучающей поведение животных), но предлагают полученные выводы применить к людям, чаще — к мужчинам, с целью помочь им достичь успеха в карьере и личной жизни.
В интересной статье под заголовком «Действительно ли существуют альфа-мужчины и альфа-женщины?» ее автор Эрик Дивейни объясняет: термин «альфа» в этологии обозначает индивидуума, принадлежащего в социальной группе к наивысшему рангу.
А каково основное преимущество наиболее крутого или самого сильного члена группы? Секс. По словам Дивейни, среди привилегий альфы — приоритетное право на самок группы, на еду и заботу со стороны других членов группы. Профессор Гарварда, приматолог и эксперт по «альфафеномену» Ричард В. Рэнгем рассказал Дивейни, что «у приматов альфа-самец — это тот, кто может буквально побить любого другого самца, так что его позиция полностью держится на физическом насилии».
Далее он говорит, что применять теорию об «альфах» к людям некорректно: «У приматов практически всегда существует лишь одна иерархия — основанная на доминировании и на насилии. Но люди внутри какой-то группы могут иметь множество иерархий, например базирующихся на спортивных достижениях, учебе, социальных навыках и так далее». И «альфа» в одной социальной иерархии может оказаться «бетой» в другой, тем более что люди изначально распределены по миллионам социальных кругов и иерархий.
Возьмем самого мощного бойца смешанных единоборств в мире — короля арены, стоящего миллионы долларов, обожаемого миллионами людей, — и отправим его в Танзанию в племя масаев, где мужчины ценятся за навыки в охоте и выживании, и внезапно «альфа» по всем параметрам станет «бетой». «Альфа» в кругу игроков в компьютерные игры, скорее всего, будет «бетой» среди атлетов. А «альфа»-атлет наверняка окажется «бетой» в сообществе интеллектуалов и кандидатов наук, где интеллект ценится выше физической силы.
Видите, к чему все идет? Что еще мне кажется странным: хотя в каждой группе животных — своя иерархия «альф» и «бет», люди, и особенно мужчины, часто берут в качестве примера для пояснения своей точки зрения приматов (обезьян) и волков. Но даже если говорить о волках, то существование «одиноких волков» (или альфа-волков) уже аргументированно опроверг не кто иной, как ученый, запустивший эти термины в мейнстрим, — Люсьен Дэвид Мич. Мич, возможно, один из главных специалистов в мире по волкам, в течение сорока лет изучавший их в неволе и дикой природе. Он написал двенадцать книг и основал Международный центр волков. Кара Лилли указывает в статье «Миф об альфа-волке», что в своем бестселлере 1970 г. «Волки: экология и поведение исчезающих видов» Мич спорит с биологом из 1940-х, который изучал волков в неволе и впервые ввел в употребление термин «альфа-волк», основываясь на наблюдении, что «самки и самцы волков, казалось, боролись за доминирование внутри стаи».
После огромного успеха книги Мича образ «альфа-волка» вошел в общественное сознание и продолжает жить в поп-культуре по сей день. Однако позже Мич обнаружил, что волки ведут себя по-разному в неволе и в природе и «альфа-волков» на самом деле не существует. Это так беспокоило его, что лучшую часть последних сорока лет он потратил на публикацию статей и разоблачение мифа об альфа-волке и даже просил своего издателя не переиздавать исходную книгу.
Странно, что мужчины (и люди в целом) могут узнать о чем-то, приспособить это к собственной мифологии и, несмотря на научные статьи, исследования и утверждения самого автора, говорящего о ложности теории, продолжать ссылаться на это в социальных лозунгах на протяжении шестидесяти лет. Я не устаю поражаться дерзости нашего вида. Итак, чтобы окончательно прояснить вопрос, рассмотрим, как все происходит на самом деле, по мнению Мича. В дикой природе волки создают семьи, похожие на человеческие. В этих семьях альфа-самец — это попросту папа, а альфа-самка — мама; остальные подчиняются им, но не потому, что папа и мама сильнее или явно доминируют, а по той же причине, по которой мои дети следуют за моей женой и за мной: мы их родители, и они любят нас. Таким образом, можно сказать, что у волков есть альфа-самцы и альфа- самки, но это те особи, которые отвечают за размножение, а не те, которые над всеми доминируют. Звучит так, будто волки разбираются в гендерном равенстве лучше, чем люди.