В 2023 году по всему миру — от Нью-Йорка и Лондона до Москвы и Дубая — риелторы отмечали рост продаж дорогой и супердорогой недвижимости. По данным Knight Frank, к IV кварталу 2023 года объем сделок в мире вырос на 11% к аналогичному периоду 2022-го. Вместе с ростом спроса на рынке обозначились новые тренды в дизайне и устройстве элитной недвижимости. Екатерина Борисова, директор по девелопменту компании Rariteco, рассказывает о пяти главных продуктовых тенденциях элитного рынка жилья.
Пришедшая из мира моды тенденция к скрытой роскоши (stealth wealth) продолжает развиваться на рынке элитных особняков и квартир по всему миру. Минималистичный дизайн, открытые пространства, отсутствие лишнего декора и мебели, а также чрезмерных площадей — это только внешняя оболочка, за которой скрываются подчас безумно дорогие инновационные или природные материалы, неброские, но почти музейные предметы антиквариата, винтажная мебель ручной работы.
Тренд настолько силен, что в начале 2024 года одно из крупнейших в мире издательств, специализирующихся на дизайнерских каталогах, Beta-Plus создало дизайн-бук Quiet Luxury («тихая роскошь»). В нём авторы собрали 18 домов и квартир из Парижа, Мадрида, Дубая, Нью-Йорка, Мельбурна, Стокгольма, Афин и других городов мира. По отзыву редакции культурного отдела BBC, посвятившей передовицу этому каталогу, «эти дома не кричат, а шепчут о роскоши».
Тренд понятен: в эпоху надвигающегося господства искусственного интеллекта и 3D-печати обладатели больших капиталов хотят инвестировать в крафтовую материальную культуру, авторский дизайн, человеческий подход к делу. В то же время архитекторы, дизайнеры и сами покупатели элитной недвижимости не хотят вступать в дискуссию с доминирующим левым мейнстримом (экология, социальная ответственность), что и порождает тренд на тихую роскошь.
Логичным продолжением тренда на тихую роскошь стал растущий интерес мира супербогатых людей к предметам искусства, арт-объектам и антиквариату. И если раньше такие коллекции чаще всего содержались в частных галереях или колесили по миру, прославляя имя меценатов, то теперь они буквально становятся предметом домашнего дизайна. Один из богатейших американцев Кен Гриффин в 2023 году окончательно определился, в каком из своих десяти домов по всему миру он будет жить, и выбрал особняк во Флориде. Кстати, там он строит еще одно поместье, чья стоимость достигнет рекордного $1 млрд. Так вот вместе с собой он перевозит в новый дом огромную коллекцию искусства с работами Джексона Поллока стоимостью в десятки миллионов долларов.
Сохраняющийся тренд на минимализм и сдержанность заставляет богатых людей искать новые способы продемонстрировать всем (да и не забыть самим) свой социальный статус. Если стена в доме не может быть позолоченной, а должна быть просто белой, то почему бы не украсить её работой современного художника за баснословную цену. Причем, искусство не обязательно должно быть дорогим: сейчас дома украшают редкими предметами интерьера, выполненными на заказ небольшими дизайнерскими студиями. Главное — в минималистичном доме акценты создают нетиповые предметы, мебель, осветительные приборы, которые претендуют на статус произведений искусства. Конечно, не все разбираются в искусстве и тем более могут удачно интегрировать произведения мастеров в домашний интерьер. Поэтому, к примеру, мы учредили в нашем делюкс-проекте квартала в Замоскворечье должность шеф-дизайнера, который поможет будущим жителям индивидуализировать интерьер в том числе и такими приемами.
Физическое здоровье и ментальное благополучие очевидно становятся приоритетами для владельцев элитных домов. Процесс естественный: миллиардеры эпохи до мировой рецессии (2008 года) не молодеют, а новые поколения богатых миллениалов уже выросли с идеей тотальной заботы о себе. И мы также все меньше видим со стороны клиентов, интересующихся делюкс-новостройками в Москве, энтузиазма по поводу помещений для домашних кинотеатров или бильярдных. Напротив — всё больше вопросов: «А можно ли расширить санузел? Можно ли здесь создать спа (медитативную, спортивную, массажную — нужное подчеркнуть) зону?». Иными словами, жители дорогих домов всё чаще хотят иметь определенный in-house хаб для поддержания здоровья.
На мировом рынке элитного жилья этот тренд даже произвел на свет новое слово — spathroom — сочетание слов spa и bathroom (ванная, санузел). Этим словом называют расширенное пространство для медицинских и косметологических процедур, медитации, массажа, как правило, включенное или соседствующее с санузлом. Последний писк моды в этом плане — бассейны с ледяной водой, которая, как предполагается, позитивно влияет на кровообращение и психическую устойчивость. Впрочем, тренд на заботу о здоровье не ограничивается стенами spathroom. Жители домов устанавливают самое современное оборудование для очистки воздуха и системы освещения, которые искусственный интеллект подстраивает под циркадные ритмы жителей.
Хотя минималистский дизайн с его ровными линиями и нейтральной палитрой (белый, графитовый) остается популярным, происходит сдвиг к большему количества цвета и индивидуальности в роскошных домах. Домовладельцы выбирают более теплые, природные тона, чтобы пространство стало динамичным и живым. Это могут быть самые разные цвета — от бежевого до малинового или зеленого — главное в них все та же сдержанность, естественность.
Пожалуй, лучшей иллюстрацией этого тренда стал цвет Viva Magenta, который признан цветом 2023 по версии компании Pantone (создатели стандартизированной цветовой схемы). Этот глубокий и энергичный, но в то же время не броский оттенок придает индивидуальность декору, отражая постепенный отход от сурового минимализма.
Одновременно в роскошных домах всё чаще появляются натуральные материалы, такие как дерево, камень и кожа, но не в стандартных, а в специальных техниках обработки, которые детализируют, подчеркивают натуральную текстуру и цвета этих материалов.
Удаленная работа не перестает быть трендом для высокообеспеченных людей по всему миру. В начале 2024 года об этом даже вышла статья в авторитетном журнале Fortune, в котором описана такая тенденция: владельцы бизнеса, топ-менеджеры и наиболее ценные квалифицированные специалисты остаются дома или уходят на гибридный график, в то время как синие воротнички возвращаются на рабочие места. Многое о стиле работы самых богатых людей планеты говорит и наблюдение Ричарда Ламберта из Burgess Yachts (крупнейший в мире продавец яхт), который рассказывает о растущих запросах на создание удобного кабинета для удаленной работы на кораблях.
В домах, конечно, кабинеты тоже нужны. И если раньше это было относительно утилитарное пространство, то сейчас жители дорогих поместий и квартир хотят видеть многофункциональные кабинеты — просторные и с мягкой мебелью. Причем кабинет может одновременно играть роль библиотеки, места уединенного чтения, а подчас становится своеобразным man cave (то, что мы называем «мужской берлогой»). При этом из кабинета может открываться доступ в хранилище для ценностей, винный погреб или массажные и медитативные комнаты. Помимо этого, роскошные домашние офисы все чаще имеют преобладающее естественное освещение (второй свет, широкоформатные окна).
Резюмируем: философия стиля жизни с точки зрения обустройства жилища для сверхбогатых людей постепенно будет меняться в 2024 году. Общие тренды — минимализм, прагматизм, сдержанность — сохранятся, но трансформируются в более сложный продукт, покупатели которого ценят эксклюзивность, красноречивые предметы интерьера, об истории которых гостям можно прочитать целую лекцию. Удивить же гостей можно будет ответственным подходом к заботе о себе, пригласив их в ледяной бассейн, медитативную комнату или личный спа-кабинет.