Аналитики компании «Метриум» провели масштабное исследование премиальных комплексов Москвы, изучив состав рекреационной инфраструктуры* в сегменте. По подсчетам экспертов, чаще всего девелоперы включают в проекты премиум-класса фитнес-залы (59%) и гранд-лобби (38%).
На рынке первичного жилья премиум-класса столицы сейчас реализуется 58 жилых и апарт-комплексов, что составляет 16% от всех новостроек и проектов реконструкции «старой» Москвы. Одна из главных особенностей премиальных комплексов – развитая рекреационная инфраструктура. Девелоперы в условиях растущей конкуренции создают в рамках проектов все больше объектов, повышающих комфорт покупателей квартир и апартаментов.
В исследовании не рассмотрены ритейл, воркаут-зоны, заведения общепита, химчистки и иные бытовые службы, так как они являются обязательным атрибутом абсолютного большинства премиальных проектов.
Среди рекреационной инфраструктуры в комплексах премиум-класса чаще всего встречаются фитнес-залы и спортивные центры. Они есть в 34 проектах (59%), из них в 7 проектах фитнес-клуб предусмотрен не только для собственников, а как часть внешней коммерческой инфраструктуры.
Общественные гостиные либо гранд-лобби предусмотрены в 22 проектах (38%), в пяти из них имеется общественная кухня. Гранд-лобби – это не просто входные группы, а многофункциональные пространства, где доступны различные сценарии досуга для резидентов. Среди новых составляющих лобби могут быть мини-кинозалы, коворкинги, массажные кабинеты, фитнес-залы, то есть это еще и центры разветвленной инфраструктуры. Поэтому гранд-лобби эксперты сегодня выделяют как самостоятельный объект инфраструктуры.
В частности, гранд-лобби (общественная гостиная) является обязательным атрибутом во всех проектах премиум-класса от MR Group. В проекте Symphony 34, например, девелопер создаст центральное гранд-лобби площадью более 100 кв. м. с кофе-поинтом, а резиденты жилого комплекса JOIS смогут воспользоваться многофункциональными гостиными с мини-кухнями, которые предусмотрены как для бизнес-встреч, так и для проведения мероприятий различных форматов. В жилом комплексе MOD резиденты и гости смогут провести время в джаз-гостиной, где также будет расположена библиотека и трансформируемая сцена.
Соседские центры также есть в комплексах «Дом Дау» (ГК «Сумма элементов») и RED7 (ГК «Основа»). В RED7, например, резидентам будет доступно клубное пространство с общественной гостиной с зоной кухни, коворкинга, а также лаундж-зоной с выходом на общественную террасу.
«Современные проекты требуют актуальных решений, – рассказывает Жанна Махова, директор по продукту компании MR Group. – Поэтому, в частности, формируется тренд на создание гранд-лобби в рамках жилых комплексов. Фактически гранд-лобби – это большая входная зона со множеством помещений и функциональных пространств, которая служит своеобразным комьюнити-центром для жителей. Во всех наших проектах мы ориентируемся на создание эпицентров социальной активности и построения добрососедского сообщества. Многофункциональные общественные гостиные как раз могут стать такой точкой притяжения, где резиденты проводят время, общаясь с соседями и друзьями».
Детские комнаты запроектированы в 16 премиальных комплексов (28%).
SPA и бьюти-зоны предусмотрены в 15 проектах (26%), в шести из них это бьюти-зона, кабинет или сауна/хаммам. Полноценные спа-центры есть, в частности, в проектах Symphony 34, JOIS и MOD от MR Group. В комплексе RED7 от ГК «Основа» откроется двухэтажный фитнес-клуб с 25-метровым бассейном и зоной SPA от сети World Class. Еще один центр со SPA и бассейном будет открыт в комплексе Emotion. В жилом квартале «Прайм Парк» (Optima Development) масштабный фитнес-клуб со SPA появится на первом этаже башни Queen Elizabeth Park Tower (R2). В собственном спортивно-оздоровительном центре резиденты «Прайм Парка» смогут плавать в 25-метровом бассейне, париться в сауне и хаммаме, заниматься йогой и гимнастикой.
«Проекты SPA-зон в современных жилых проектах, как правило, реализуются в соответствии с концепцией wellness, направленной на сбалансированное физическое и эмоциональное развитие личности, – комментирует Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development. – Это не обычные рекреационные зоны, а настоящие центры водной терапии, где резидентам доступны премиальные услуги и оборудование. К тому же, на базе таких центров формируются сообщества резидентов, увлеченных здоровым образом жизни».
Коворкинги есть в 14 премиальных проектах (24%), например, в комплексах RED7, SLAVAs, «Дом Дау». «Коворкинг в современном комплексе – не просто место для работы, а пространство, где рождаются новые идеи и заключаются успешные сделки, – говорит Олег Колченко, акционер, управляющий партнер ГК «Основа». – Этому способствует сама обстановка: приватность, эксклюзивный дизайн и премиальный сервис, например, доставка из ресторана прямо в переговорную. Отдельное пространство с авторским дизайном освобождает мысли от внешних раздражителей, помогая сосредоточиться на насущных задачах».
Бассейны запланированы в 11 премиальных проектах (19%), один из них – только для детей.
Кинотеатры/кинозалы есть в 10 проектах (17%). В сверхвысоком небоскребе «Дом Дау» кинотеатр предусмотрен под открытым небом на эксплуатируемой кровле стилобата.
«Создание кинотеатра формирует дополнительный сценарий для досуга в комплексе, –подчеркивает Светлана Бардина, директор департамента продаж жилой недвижимости ГК «Сумма элементов». – Резиденты проекта могут, не покидая комплекс, смотреть любимое кино. Киносеансы будут проходить регулярно, а время и репертуар показов сможет формировать управляющая компания через голосование резидентов в чате».
Общественные террасы есть в 8 премиальных проектах (14%). Библиотеки предусмотрены в 6 комплексах премиум-класса (10%).
Кроме того, в некоторых премиальных проектах встречается уникальная на текущий момент рекреационная инфраструктура. Например, интерактивный квест в «Дом Дау» (ГК «Сумма элементов»), общественная оранжерея в ЖК «Новые Академики» (ГК «Главстрой»); зона для киберспорта в проекте Logos (Sense); комната тишины с мультимедийным экраном в проекте Lunar (Hutton Development); гольф-симуляторы в проектах «River Park Кутузовский «(«Аеон Девелопмент») и Neva Towers (Renaissance Development), а также сквош-симулятор в том же Neva Towers; teen's club с экраном для видеоигр в JOIS (MR Group), игровая зона с видеоприставками в проекте Shift (ГК «Пионер»); музыкальные студии в проектах Neva Towers и «River Park Кутузовский», комната для записи аудио и подкастов в проекте Luzhniki Collection (ГК «Абсолют»); пляжный клуб и яхт-клуб с вейк-парком в Dream Towers и Dream Riva (Regions Development).
«Богатая внутренняя инфраструктура в премиальных проектах идеально соответствует популярной концепции «15-минутного города», – отмечает Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – Подобные объекты в жилых и апарт-комплексах способствует эффективному отдыху и оздоровлению жителей, ведут к формированию сплоченных соседских комьюнити. Стоит отметить, что именно собственная инфраструктура сделала проекты премиум-класса масштабнее. Если пять лет назад еще был распространен клубный формат, то сейчас большую часть клиентов интересуют проекты с комплексным подходом».
Какие объекты рекреационной инфраструктуры чаще всего встречаются в премиальных новостройках Москвы*
«Метриум» – риелторская и консалтинговая компания, чья деятельность сосредоточена на рынке жилой недвижимости Московского региона. Компания создана в 2012 году Марией Литинецкой и Наталией Тихоновской – ведущими экспертами рынка недвижимости, обладающими богатым практическим опытом.
«Метриум» – лидер продаж на рынке новостроек. Портфель насчитывает 170 проектов общей площадью 7,8 млн кв. м. За 11 лет деятельности компании с 2012 года брокерами продано 2,5 млн кв. м жилья, почти 50 тысяч клиентов стали обладателями квартир и апартаментов.
«Метриум» – один из ведущих консультантов в сегменте жилой недвижимости. Эксперты компании ежегодно выполняют порядка 50 уникальных исследований, включая разработку концепций проектов. Уникальный опыт позволяет «Метриум» успешно работать с супер-крупными проектами развития территорий до 500 га. Проекты по концепциям, разработанным специалистами «Метриум», построены не только в Московском регионе, их география охватывает всю страну – от Владивостока до Санкт-Петербурга.
Компания «Метриум» стала в 2024 году «Лучшим агентством» на рынке жилой недвижимости по версии премии Real Estate Property Awards, в 2023 году – «Лучшим агентством» по версии ProEstate & TOBY Awards и «Лучшим брокером жилой недвижимости» по версии федеральной премии «RЕПУТАЦИЯ». Метриум – «Лучший консультант года» в жилой недвижимости (2019, 2021 гг.) по мнению ProEstate & TOBY Awards и международной премии European Property Awards. В 2021, 2018, 2017 и 2016 году признана «Риелтором года» по версии престижной премии Urban Awards. В 2016 году – Риелтором №1 (лидер продаж) по итогам голосования премии «Рекорды рынка недвижимости».
* Без учета социальной инфраструктуры: детских садов и школ.