Территория культуры

Новая жизнь Театрального музея имени А.А. Бахрушина

Уже в этом году Бахрушинский театральный музей станет частью большого музейно-театрального квартала, причем главная усадьба Бахрушиных обретет изначальный вид с отреставрированной мебелью XIX века.

По словам генерального директора Бахрушинского музея Кристины Трубиновой, идея квартала принадлежит основателю музея Алексею Бахрушину, мечтавшему максимально полно представить всю свою богатейшую коллекцию, посвященную истории российского театра.

Осуществить мечту основателя стало возможным в 2021 году. Разработка программы комплексного развития музейно-театрального квартала «Бахрушинский» началась не сама по себе, а по решению Министерства культуры РФ. Проект финансируется из федерального бюджета в рамках национального проекта «Культура» и за счет целевого финансирования.

Новый квартал

«Перед специалистами Бахрушинского музея Министерством культуры была поставлена задача увлекательно и современно рассказать историю российского театра и максимально расширить аудиторию, в первую очередь за счет молодежи. Для решения новых задач музею понадобились и новые пространства. Площадь всех музейных помещений была существенно увеличена, а все мемориальные здания, в которых находились музейные службы, музеефицированы. В результате преобразований у Бахрушинского наконец появилось современное, оснащенное по последнему слову техники, частично открытое взору посетителя фондохранилище. Впервые музей обрел и собственное выставочное пространство – двухуровневую галерею с передовым оборудованием для организации крупных выставочных проектов и демонстрации уникального театрального наследия. Галерея расположена в новом многофункциональном Центре театральной истории», – рассказала Кристина Трубинова.

Музей имени Бахрушина – крупнейший хранитель театрального наследия в РФ и третий по масштабу музей после Государственного исторического музея и Эрмитажа. Он включает 18 объектов, а его коллекция насчитывает более 1,5 млн экспонатов.

Теперь его площадь расширится за счет большого здания на Татарской улице, переданного музею. Туда будет переведено фондохранилище, там откроются выставочные залы, образовательные студии, кафе и магазины, разместится Центр театральной истории, посвященный театру XX века. Общая площадь зданий квартала составит более 8 тысяч кв.м.

В двух городских усадьбах XVIII и XIX веков, расположенных рядом с бахрушинским домом, появятся Музей детского и кукольного театров и Музей истоков русского театра. Флигель усадьбы Бахрушиных примет в своих стенах Детский центр. Театральная лаборатория, устроенная в каретном сарае, будет устраивать репетиции студенческих театров, мастер-классы, выставки, фестивали инклюзивных театров. На территории усадьбы разобьют парк, вокруг восстановят историческую ограду.

Центральное место займет, как и прежде, Дом-музей Бахрушина. Зданию, возведенному в 1896 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса и перестроенному в 1937–1938 годах, будет возвращен первоначальный облик. Вернутся исторические помещения и интерьеры, в частности гостиная, спальня и знаменитая Граненая столовая, где в 1913 году проходила передача музея Академии наук.

Возвращение мебели

Для воссоздания атмосферы, царившей в доме при Бахрушине, было решено использовать мебель, которая когда-то там находилась. Большинство предметов вернутся в экспозицию из музейного архива, часть будет восстановлена по эскизам и фотоснимкам. Одну кровать, похожую на ту, что стояла в доме Бахрушина, приобрели в антикварном салоне.

Вся мебель требует реставрации, и задачу по ее восстановлению поручили Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени И.Э. Грабаря (ВХНРЦ), давнему партнеру музея. Анна Закурдаева, заведующая отделом мемориально-вещевого фонда Бахрушинского музея, отмечает: «Это флагманское учреждение по реставрации в нашей стране, и квалификация его специалистов позволяет выполнять такую сложную работу».

«Центр существует более ста лет, – говорит Роман Студенников, заведующий мастерской реставрации мебели и деревянных предметов интерьера Центра имени Грабаря. – С Бахрушинским музеем мы работаем давно и хорошо знакомы с его коллекцией. Но что гораздо важнее, наш отдел реставрации мебели насчитывает 12 опытных специалистов, есть также научные сотрудники. Это позволяет нам проводить работы в сжатые сроки. Кроме того, в нашем центре действует химическая лаборатория, которая значительно повышает качество реставрации: наши специалисты могут подобрать оптимальный растворитель для удаления более поздних лака, краски или клея без ущерба для экспоната, предложить химический состав для восстановления «помутневшего» авторского лака и многое другое».

Главное для реставратора – вернуть предмету изначальный вид, а если предметов много, например в гарнитуре, – привести их, так сказать, к общему знаменателю, поскольку сохранность предметов разная.

Зданию, возведенному в 1896 году и перестроенному в 1937–1938 годах, будет возвращен первоначальный облик

«Перед Новым годом мы вернули после реставрации гарнитур из 22 стульев, которые когда-то стояли в Граненой столовой, – рассказывает Роман Студенников. – Они должны были выглядеть одинаково. Нельзя, чтобы один был потемнее, другой посветлее и т.п. Когда предметы раздают в разные мастерские, такое часто случается. У нас подобное невозможно».

Кстати, со стульями реставраторам повезло: их смогли воссоздать в первоначальном виде. Сняв позднюю обивку, они на спинках обнаружили авторскую ткань. Удалось узнать ее изначальный цвет и приобрести современную ткань, очень близкую по цвету и фактуре.

По старым фотографиям установили, что на стульях была еще и тесьма, прибитая обойными гвоздями с фигурными шляпками. «Нашли тесьму, которая очень хорошо подошла, – вспоминает Роман Студенников. – А с гвоздями возникла проблема. Часть была утрачена, часть – непригодна для использования. Долго искали такие гвозди или мастерскую, где их могут изготовить. Согласились только в одной мастерской, но обещали выполнить заказ через полгода и запросили 500 рублей за один гвоздик. Мы отказались».

Авторских гвоздей хватило на 10 стульев. На остальные нашли похожие современные, каждый из которых подточили и затонировали. И они стали очень близки к авторским.

Еще один сложный случай – столик, от которого сохранилось не больше трети. «Его подгоняли под какой-то простенок и частично обрезали справа и слева, низ подпилили. И теперь мы восстанавливаем его по фотографии, – рассказывает реставратор. – Это называется реконструкцией. Нам предстоит восполнить нижнюю часть ножек, а также восстановить мраморную столешницу».

Под руководством Романа Студенникова уже отреставрировано 26 предметов, на очереди – комплект из гостиной и вестибюля. Открытие музейно-театрального квартала «Бахрушинский» запланировано на середину нынешнего года.