Портреты интерьера
Олег Клодт, российский архитектор, в начале 2000-х стоял у истоков формирования частного интерьера в России. В его проектах всегда сохраняется баланс вневременного и остромодного, лаконичного и роскошного. Работы Клодта – в топе интерьерных изданий и профессиональных премий.
Вместе с архитектором, сыном художника и потомком знаменитого скульптора, мы набросали несколько портретных эскизов, чтобы проследить, как менялся интерьер, его заказчики и создатели, и какие черты в будущем ему станут присущи.
Портрет заказчика
Большинство интерьеров, на которые люди всегда ориентируются в европейской культуре, восходят к французской, английской или итальянской традиции. Эти страны традиционно формировали общий импульс развития дизайна и декора.
В России в начале 1990-х приходилось заново искать ориентиры. Когда в стране появился свободный рынок, все дорвались, что называется, до возможности сделать что-то для себя, а в результате, с моей точки зрения, получалось форменное уродство: многоуровневые потолки, нелогичные кривые планировки, вензеля...
У людей в ту пору еще не было визуального опыта, насмотренности, поэтому примером для подражания становились пятизвездочные турецкие отели, а уже потом какие-нибудь бутик-отели в Лондоне или Париже. А когда люди успели накататься, насмотреться, постепенно пошел совершенно другой запрос – безвкусие в своем большинстве ушло.
Кроме того, за последние 12-13 лет в стране произошли ряд экономических изменений, которые актуализировали у заказчиков более рациональный подход. Если раньше на ремонт, дизайн-проект и обстановку они были готовы тратить сумму, равную покупке жилья, то сейчас она может составлять всего лишь пятую часть.
Сокращению затрат способствует и импортозамещение. Еще в начале 2000-х мне приходилось уговаривать заказчиков сделать гардеробную или кухню на заказ в России, а в ответ слышал: «Ну может, все-таки в Италии закажем?» Со временем скепсиса стало меньше. Так что в моих проектах много авторской мебели, сделанной по нашим эскизам российскими мастерами.
Портрет архитектора/дизайнера
Интересно, что первым этапом формирования моего вкуса, да и не только моего, была американская марка Baker (неоклассика, реплики и стилизации). Но сейчас мне и в голову не придет использовать ее мебель в своих проектах: банально и некачественно.
Для меня и Филипп Старк в начале 2000-х был своеобразным идолом, провокатором от дизайна и шоуменом, а сегодня вышел в тираж и стал символом чего-то потребного, причем такого дешевого и нехорошего. Что раньше было прикольно, теперь утомляет.
В 2008–2010 годах для наших проектов я начал проектировать сначала встроенную мебель, потом отдельные предметы, которые невозможно было найти из-за размерного ряда или стилистических предпочтений. Со временем все это сформировало мою собственную уверенность в том, что да, я могу придумывать свои авторские модели, начиная от мебели и заканчивая дверными ручками.
Чтобы заниматься предметным дизайном и продавать его по всему миру, в 2017 году наше бюро Oleg Klodt | Architecture & Design открыло офис в Лондоне, где представило бренд O&A London. Под этой маркой мы выпускаем авторские коллекции мебели, света, обоев, текстиля и ковров.
У нас есть удачные коллаборации с дизайн-галереями Maison Pouenat и Philippe Hurel. Выставляемся на салонах PAD в Лондоне и парижском Maison & Objet.
Портрет интерьера
В любом интерьере самое важное – правильное пространство, которое формируют большие окна, высокие потолки, высокие двери… А что касается стиля, то здесь все вращается по спирали вокруг нескольких направлений, которые, в зависимости от тренда, актуализируются: новая классика, стилизации под 1960–1970-е годы, реже ар-деко, так как это более тяжелый стиль и дорогой в воплощении.
Есть и вневременные интерьеры. Насыщенные предметами разных поколений, которые отражают культурный код его обитателей, они живут и изменяются во времени. Для меня это классический, хорошо сформированный европейский интерьер, который можно апгрейдить, в отличие от какого-нибудь минималистичного…
Если говорить о будущем, то чем больше будет среднего класса, тем больше будет адекватного, действительно пригодного для человека по масштабу жилья.
Оптимальная площадь – 200–300 кв. м для одной семьи, с комнатами от 20 до 40 кв. м. Во что-то совсем мелкое ухода не будет, я думаю, потому что просто жить будет уже некомфортно.
Да и вообще, сильно все не поменяется, люди будут оставаться в том же «человеческом» контексте. Еще больше возрастет ценность подлинности и аутентичности. Дополненная реальность и гаджеты, на мой взгляд, ее дешевые заменители.
Мне кажется даже, что сегодняшний тренд на искусство и рост его стоимости объясняются тем, что даже люди, которые вообще ничего в этом не понимают, стремятся обрести что-то подлинное.