Петр Романишин: «В России растет спрос на премиальный продукт»
Гендиректор «Фанагории» – о новых вызовах и возможностях для винодельческой отраслиПроизводство винодельческой продукции в России с января 2024 г. увеличилось на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. и составило 53,5 млн декалитров (дал). Такие данные озвучил статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов в ноябре на международном форуме «Всемирный день качества». Он спрогнозировал хороший урожай винограда по итогам этого года с точки зрения как количества, так и качества продукции.
Россияне также стали употреблять больше отечественных вин, предпочитая их импортным напиткам, отметил статс-секретарь – замминистра финансов РФ Алексей Сазанов, выступая во второй половине октября на сессии Московского финансового форума. По оценкам Сазанова, по итогам 2024 г. уровень потребления винодельческой продукции в стране должен достигнуть максимальных значений за три года и составить около 84 млн дал. Этому в том числе способствуют меры по защите внутреннего рынка, в первую очередь повышенные пошлины на импортный товар, подчеркнул Сазанов.
О том, как российские виноделы отвечают на возросший спрос и как меняются предпочтения самих потребителей, рассказал генеральный директор ОАО «АПФ «Фанагория» Петр Романишин.
– В нашей стране постепенно меняется структура потребления алкоголя: все реже россияне пьют крепкие напитки – чаще выбирают пиво и вино. Согласно опросу ВЦИОМа, потребление вина сегодня составляет 19%, пива – 18%, водки – только 11%. Вырос спрос на белые и игристые вина. Это понятно: такие напитки менее крепкие, легче по составу и воздействию на организм. По данным Wine Retail, с 2016 по 2023 г. только среди импортных вин в России доля белых на рынке выросла с 37% до половины, а к 2030 г. должна превысить 60%. В стране уже говорят об устойчивом «белом тренде». Спрос на игристые тоже увеличивается: за девять месяцев 2024 г. их доля на отечественном рынке возросла более чем на 27%. При этом потребители все чаще выбирают премиальные вина. Это общемировой тренд: пить меньше вина, но выбирать более гастрономичное – то, которое позволит не просто расслабиться, но и насладиться вкусом. То же самое происходит и в традиционно винных странах – Италии, Франции, Испании, где есть рост в премиальном сегменте. Интересно, что общая тенденция приводит в том числе к появлению новых вариантов упаковки. В продаже появляются вина в компактных бутылках, игристое в алюминиевых банках. Не все готовы выпить за вечер обычную бутылку вина, поэтому и набирают популярность малые форматы.
– На потребительском уровне – да, главное вкус. На уровне производства важно все: качество виноградников, соблюдение технологий, правильные бочки для выдержки, дрожжи... У виноделов бывают соблазны на чем-то сэкономить, но надо понимать, что разница будет заметна в бокале, на столе. Выбирая премиальное вино, стоит оценить репутацию производителя: присутствие одновременно в разных винных рейтингах – хороший признак. Конечно, можно ориентироваться на советы друзей и экспертов.
– Ассортимент премиальных российских вин расширяется, и объем продаж в этом сегменте также растет. Кроме того, проходят многочисленные фестивали, ярмарки, экспертные конкурсы, составляются рейтинги, развивается гастрономический туризм. Благодаря этому россияне могут убедиться, что наши вина не хуже, а порой гораздо лучше зарубежных по соотношению цены и качества. Конечно, виноделов вдохновляет растущий интерес к премиальной продукции, поэтому вин высокого качества становится больше. Например, сейчас в нашем ассортименте более 30% продуктов относятся к премиальному сегменту.
– Это долгая поступательная работа. Сначала нужно вырастить виноград хорошего качества, потом научиться его обрабатывать, тестируя разные подходы. Потом начинается главное – борьба за доверие покупателей. Премиальный продукт требует индивидуального подхода, поэтому нужно создавать особую атмосферу для знакомства с вином. В этом помогает развитие гастротуризма.
– Конечно, мы прежде всего остаемся виноделами, гостей на производстве обычно немного. Тем не менее за год «Фанагория» приняла около 6000 человек. Развитие гастротуризма позволяет показать клиентам работу виноделов. Например, как модернизируется производство, реконструируются лаборатории, где и как выращивается виноград. Это больше, чем поход на предприятие, это способ проникнуться винной культурой и почувствовать любовь виноделов к создаваемым ими продуктам.
– Прежде всего охотно приезжают ценители вин. Но производство вина и сопутствующей продукции интересно само по себе. Например, мы еще в 2010 г. возродили собственную бондарню. Гости с удовольствием рассматривают бочки, вдыхают аромат древесины. В нашем ассортименте есть сортовые виноградные соки, масло виноградной косточки первого холодного отжима, а также винный и бальзамический уксус. Все это впечатляет.
– Современный потребитель ищет возможность получить новый опыт, испытать свежие эмоции, попробовать себя в необычном качестве. В этом суть «экономики опыта», которая пришла на смену «экономике сервиса». Виноделы теперь стремятся создавать целый мир, где клиент мог бы приобретать эти новые знания и получать эмоции, оставаясь при этом в зоне комфорта. С этим связана разработка новых продуктов, расширение ассортимента и услуг. Отрасль выходит за рамки производства напитков, формируя вокруг виноградарства и виноделия полноценную экосистему.
– Выпуск качественных дистиллятов – показатель высокого профессионализма производителя. Сегмент обширен, но сейчас на 70% его формируют спирты, произведенные в других странах. Однако по закону о виноградарстве и виноделии уже с июля 2028 г. производить коньяк из импортных спиртов будет нельзя. Развитие дистилляции требует от производителей долгосрочных инвестиций, ведь время выдержки коньяков составляет минимум три года и может доходить до 25 лет. Многим трудно на такое решиться, хотя «Фанагория» занимается дистиллятами уже около 20 лет. Недавно компания подписала соглашение с Министерством экономического развития РФ. Программа сотрудничества рассчитана на три года. По ней мы планируем вычет по акцизу в размере 350 млн руб., а на себя берем обязательства инвестировать в производство 600 млн руб. На мой взгляд, такое сотрудничество стимулирует производство дистиллятов из российского винограда.
– Пока полностью перейти только на отечественные ингредиенты и расходники не удается, но некоторые успехи уже есть. Например, в последние три года емкости для нашего вина мы покупаем в России. И в целом справляемся с импортозамещением как предприятие полного цикла. Сами выращиваем в нашем питомнике саженцы для расширения виноградников, производим бочки для выдержки вин и дистиллятов, а также металлические корзины для бутылочной выдержки вин.
– Помогает здоровый протекционизм. Повышение пошлин и акцизных ставок уже привело к росту спроса именно на отечественную продукцию. Правительство задумалось о развитии производства в поясе от Каспийского до Черного моря. По нашим оценкам, это позволит создать в отрасли около 200 000 высокооплачиваемых рабочих мест, в том числе в основном в сельской местности. Тогда будет реализован тот потенциал, который есть у виноделия в России. Его развитие может позитивно сказаться на многих других сферах – на культуре, качестве жизни населения, туризме.
– Если говорить о рынке премиальных вин, то независимая экспертная оценка – это обязательное условие его развития. Большую роль здесь играет интеллектуальное, обоснованное представление о качестве вина. Потребителю важно, чтобы цена была связана не только с премиальным брендом, но и с качеством продукта, историей его возникновения. Напомню, что расцвет мировой винной критики в 1980–1990-е гг. привел к резкому росту качества вин. К сожалению, по ряду причин в России этот процесс проходит медленнее. Отчасти это связано с особенностями рекламного законодательства. Хотя в последние годы оно тоже менялось, для отечественных вин были сделаны некоторые исключения. Это позволяет информировать потребителя о новинках. В том числе рассказывать о результатах винных конкурсов и рейтингов. Санкции осложнили для российских компаний участие в мировых конкурсах, но мы после небольшого перерыва вернулись к участию в них, в том числе в самых заметных конкурсах Азии.
– Виноделы не исключение. «Фанагория» тоже работает по принципам ESG. Также у нас есть собственная электростанция, которая позволяет нам летом полностью работать на энергии солнца, газопоршневые электрогенераторные установки.
Выпуск масла виноградной косточки, в свою очередь, делает производство вина по-настоящему безотходным. Это позволяет сохранять плодородную землю, ведь все, что остается, можно перерабатывать в биогумус, т. е. в почву для тех же виноградников.