Читайте также
Как российским виноделам конкурировать с международными брендами
Прибыль из погреба: как правильно инвестировать в виноделие
Кино, вино и лекция: «Анна Каренина» с хорошим концом и архитектурные загадки за бокалом

Эрнест Хачатурян: «Наша отрасль вышла на «марафонскую дистанцию»

Председатель совета директоров Luding Group о развитии отечественного виноделия
Председатель совета директоров Luding Group Эрнест Хачатурян
Председатель совета директоров Luding Group Эрнест Хачатурян /Максим Стулов / Ведомости

Прошел ровно год после того, как президент РФ Владимир Путин подписал закон, направленный на совершенствование правового регулирования в сфере виноградарства и виноделия. В стране действует специальный федеральный проект по развитию отрасли. Также, чтобы поддержать наших производителей, российские власти в августе прошлого года подняли пошлины на вина из недружественных стран с 12,5 на 20%. 

Прирастает и площадь отечественных виноградников. Сейчас она составляет 105 000 га, прибавляя примерно по 6000 га в год. 

Председатель совета директоров Luding Group Эрнест Хачатурян рассказал «Ведомости. Городу», как новые государственные меры отразились на российском виноделии и что еще может помочь отечественному рынку вина и крепкого алкоголя.

– Какие перспективы, в контексте импортозамещения и ухода ряда зарубежных брендов с рынка, открываются сегодня для наших компаний?

– Уход иностранных игроков безусловно дал сильнейший толчок к появлению на полках магазинов отечественных брендов. Но тут важно не торопиться и трезво оценивать свои силы. Как спортсмен не может пробежать 42,2 км за спринтерское время, так и российский винный производитель не догонит европейские компании в кратчайшие сроки. Наша отрасль вышла на долгую, но очень интересную марафонскую дистанцию.

Западные страны на протяжении столетий формировали свое виноделие, приучая людей к осознанному потреблению. Мы должны максимально комфортно познакомить потребителя с нашим продуктом, привить ему доверие к качеству отечественных вин и крепких напитков.

- В каком сегменте замещение иностранной продукции может проходить наиболее безболезненно и эффективно?

– Современный рынок сейчас очень разношерстный в отношении вин: пошлины и акцизы, протекционистские меры сыграли свою роль – освободились ниши для российского продукта в ценовом сегменте 400–600 руб. Это дало импульс развитию виноделия. Но учитывая, что у нас в десять раз меньше виноградников, чем в европейских странах-лидерах, нам еще предстоит большая работа, чтобы сформировать достойное предложение. И уход в этом смысле западных брендов повлиял на российский рынок вина незначительно.

По крепкому алкоголю – другая история. Уход иностранных конкурентов позволил занять эту нишу нашим игрокам. Еще недавно сам термин «российский виски» звучал пугающе. А сейчас почти все прогрессивные производители уже поняли, что можно делать не только отечественный виски, но и джин или ром.

– И все же, откуда такое недоверие и скепсис в отношении российских брендов?

- Дело в том, что западные корпорации всегда вкладывали огромные бюджеты в маркетинг. Конкурировать с рекламными возможностями западных компаний любому нашему производителю очень трудно. Российский алкоголь, стоящий на одной полке, пусть даже в том же ценовом сегменте, с зарубежным брендом, чья реклама у всех на слуху, будет иметь меньше преимуществ. 

К тому же здесь нередко доминирует спорный стереотип: «Все импортное – лучше российского». Это нам нужно тоже перерасти. Ведь в России есть напитки, которые уже сейчас в слепых дегустациях тяжело отличить от иностранных, то же можно сказать и о дизайне российских винных бутылок или этикеток. Как в свое время проверку временем проходил японский виски, так пройдет и купажированный виски, ликер, джин, которые производит наш партнер – КВКЗ [Коломенский вино-коньячный завод – Прим. «Ведомости. Город»]. Я уверен, что больший спектр крепких алкогольных напитков, сделанных на Западе, можно заменить нашими продуктами, за исключением отдельных сортов односолодовых виски, рома и текилы.

– Многие дистрибуторы ищут новые возможности на рынке – начинают собственное производство, открывают винотеки, проводят ребрендинг. Какое направление кажется вам наиболее перспективным и эффективным с точки зрения вложений?

– В текущей экономической модели, когда идет локализация производства, ограничение зарубежных поставок, – компания не может выступать только дистрибутором. Обособленной сети тоже тяжело развиваться и удерживаться на плаву самостоятельно. Поэтому каждый уходит в вертикальную диверсификацию. Такое происходит не только на рынке вина и крепкого алкоголя, а практически во всех отраслях.

Не все дистрибуторы могут сразу иметь свое производство. В выигрыше остаются те, кто имеет партнерство как с торговыми сетями, так и с производителями в России и дружественных странах. Это позволяет контролировать качество напитка: от начала и до конца.

– Вы упоминали о важной проблеме отечественной слабоалкогольной продукции – дефиците виноматериалов и виноградников (т. е. сырья). Сталкиваются ли отечественные компании сейчас с такой проблемой и за счет каких ресурсов решают ее?

– У нас в 10 раз меньше посадочных площадей, чем в Европе. В этом плане мы отстаем даже от Китая. Это действительно проблема. Поэтому сейчас государство очень активно субсидирует посадки виноградников, продолжается освоение площадей в Краснодарском крае, Крымском регионе и Дагестане. Осваивается в этом плане Волгоград, Ставрополь, Ростов-на-Дону и еще несколько регионов тестируют у себя возможность масштабирования виноградников. К тому же, мы наблюдаем активное развитие и возрождение отечественных питомников. Это комплексный вопрос, который, с точки зрения государства, важно поддерживать, инвестировать и развивать.

При этом нужно понимать, что на это также потребуется время, ведь любой виноград, чтобы дать хороший урожай, который можно использовать в производстве более выдержанных, плотных вин, должен вызревать пять–семь лет как минимум.

– Что может подогреть интерес к российскому виноделию?

– Отсчет возникновения спроса на российское виноделие принято начинать с 2012 г. Это связано в том числе с развитием локального туризма, когда наши соотечественники стали чаще ездить на отечественный Юг и пробовать там местные вина, знакомиться и оценивать российских производителей. Появилось много небольших уникальных виноделен. Например, «Сатера» в Крыму, игристые вина Ильи Волошина и винодельня Olymp Winery вышли в тот ценовой диапазон, откуда ушли вина из недружественных стран. А вот, к сожалению, массовых производств, которые готовы обеспечивать большие объемы, пока немного. Это работа не одного игрока, а взаимодействия всей отрасли и государства.

- Гастротуризм, посещение виноделен – относительно новый для России тренд. Как бы вы оценили перспективы этого направления? В каких регионах, кроме юга России, он мог бы получить более широкое распространение?

- Формирование гастротуризма вызвано запросом на данную активность у потребителя. Геймификация – это современный тренд. Люди хотят сами ощущать себя частью этой культуры, погружаться в историю производства, узнавать подробности приготовления, открывать какие-то секреты. В каждом регионе есть своя локальная «фишка»: сыры, вина, крепкие напитки и т. д. У нас такая большая и разнообразная страна, что внутренний туризм – бесконечная история. Это ценно: говорить про культуру и производство региона. Нужно открывать Россию для россиян.

– Как меняются вкусы российских потребителей с течением времени? Стали ли россияне более требовательны к продукции? Насколько изменился портрет условного потребителя за время работы вашей компании?

– У нас в стране львиная доля потребления – пиво, ну и около 10% водка. Приучить наших соотечественников к более осознанной, высокой, связанной с позитивными эмоциями винной культуре непросто. Винные компании, в отличие от пивных, не могут рекламировать безалкогольное вино. Поэтому, с точки зрения маркетинга, у них меньше возможностей, чем у пива.

Если говорить о предпочтениях россиян в винной продукции, то тут все ожидаемо: лидирует красное. Также заметен интерес к российскому игристому. 

– А как на популяризацию и культуру потребления вина влияет сегодня та классификация, которая была официально закреплена еще в 2013 году (по типу зарубежных DOC, DO и т. д.)?

– Любая государственная защита – это позитивное явление. Но большая часть потребителей даже не смотрят на эту классификацию. Ориентируясь на свои вкусовые воспоминания, отзывы друзей или репутацию известного бренда, они в итоге выбирают по цене. В дальнейшем, думаю, потребители будут отсеивать продукт, пользуясь этой квалификацией, и обращать внимание на то, что не сертифицировано государством.

– Помогает ли эта квалификация бороться с фальсификатом на рынке?

– Количество виноградников и урожая на гектар сейчас регулируется Министерством сельского хозяйства РФ. Это дает брендам, которые открыто и честно работают, спокойно выставлять на полки свое вино за разумную цену и не опасаться соседства с более дешевым конкурентом сомнительного качества.

То же самое правило действует на рынке крепкого алкоголя. Прежде чем выпустить джин, виски или ром, компания должна провести множество тестов продукции, тщательно отобрать вкусы, обращая внимание на обратную связь в фокус-группах. Нужно рассказывать потребителю про культуру пития, вести образовательный ликбез. Так, при активном участии государственного регулятора, мы сформируем нашу отрасль. 

Самое популярное
Наш город
Бороться и побеждать: в Ясеневе открылся спортивный комплекс для самбо
Рабочие обновили здание и прилегающую территорию у еще одного объекта на Рокотовой улице
Культурный город
Куда пойти в выходные 16–17 ноября
Самые интересные события в Москве
Культурный город
Хью Грант – злодей, а медвежонок Паддингтон едет в Перу: семь кинопремьер ноября
Главные фильмы проката конца осени
Наш город
В Москве за три года построят 12 новых станций метро и 250 километров дорог
Проекты будут реализованы за счет Адресной инвестиционной программе столицы
Наш город
Реновация продолжается: в Москве появится более 500 000 «квадратов» жилья
В новые квартиры переедут почти 20 000 человек
Горожане
Ангелина Стречина: «Я узнаю Москву благодаря кино»
Гуляем по столице со звездой сериалов «Пищеблок» и «Триггер»
Наш город
Кошки в короне: археологи в Москве нашли 400-летние изразцы
Старинные плитки находились на территории Чижевского подворья и на Тверской
Наш город
Квартирный ответ: как в Москве реализуется программа реновации
С 2017 года более 176 000 москвичей получили новые квартиры в современных домах
Умный город
Навигация и 3D-миры: как в Москве тестируют инновации в сетях нового поколения
Столичный 5G-демоцентр предоставляет доступ к сверхскоростным сетям и уникальному оборудованию
Наш город
Москва примет в декабре представителей делового туризма из стран БРИКС
В рамках мероприятия обсудят развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры, ключевые тренды и вызовы в MICE-индустрии
Наш город
Наука и IT: Москва поддержит предпринимателей грантами на оборудование
С января одобрено почти 1,9 млрд рублей в качестве субсидий для бизнеса
Наш город
Объем поддержанного Москвой экспорта достиг почти 20 млрд рублей в 2024 году
Собянин назвал ключевые направления торговли столичных компаний
Наш город
95 лет Московскому планетарию и «Тройка» с аксолотлем – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Движение вверх: в ТиНАО создадут центр подготовки сборных России по баскетболу
В планах также развитие инфраструктуры в разных районах столицы
Наш город
Для досуга и работы: в Бирюлеве Западном будет построена новая улица
Почти 15 000 человек улучшат условия для жизни