Андрей Добров: «Я отношусь к зрителю как к себе»
Известный телеведущий телеканала РЕН ТВ – о новом формате авторской программы, о закулисье своих проектов и главных смыслах9 марта, после почти двухлетнего перерыва, в эфир РЕН ТВ возвращается одна из самых популярных авторских программ – «Добровэфире». Теперь зрители могут посмотреть ее по субботам. Сама программа станет более лаконичной: всего полчаса эфирного времени вместо привычного часа.
Обновится и формат передачи: она станет более аналитической. Неизменным останется одно – доверительное общение со зрителем, которое, по словам самого Андрея Доброва, и помогает доносить истинные смыслы.
При этом успех программы, несомненно, обусловлен и разносторонней личностью самого Андрея Доброва, который является по совместительству музыкантом, писателем и публицистом. Нужно уметь доказать, что порою даже между несвязанными, на первый взгляд, событиями существует закономерность, говорит телеведущий.
– Почему для программы «Добровэфире» решили сделать перерыв?
– По причинам, связанным со здоровьем, нужно было взять паузу. А сейчас мне Владимир Тюлин, руководитель МИЦ «Известия» и телеканала РЕН ТВ, сказал: «Давай, Андрей, нужно снова делать телевидение». И все, больше ничего.
– В своем Telegram-канале вы отмечаете, что формат обновится. Теперь вы не подводите итоги, а анализируете и исследуете самые важные прошедшие события. Но аналитики, на мой взгляд, было немало и раньше. В чем будет главное отличие?
– Посмотрите любую итоговую программу. Там берутся главные события этой недели – политические, экономические, социальные. Но я не рассказываю обо всех прошедших событиях. А беру только те, которые играют наибольшую роль в нашей жизни. События, у которых есть свои история, взаимосвязи и которые обязательно будут иметь последствия в будущем.
Понимаете, сегодня мы живем в огромном потоке информации. Важно выбрать самое интересное из этого потока и раскрыть смыслы, о которых мало кто знает или задумывается.
– То есть вы будете еще тщательнее подходить к отбору тем?
– Да, самое главное – задать правильные вопросы. Если ты задаешь правильные вопросы, то получаешь неожиданные результаты. Как пример, это потепление. Это дело рук человека? Не было таких потеплений раньше? А если были, то как они завершались? Ученые, занимающиеся историей климата, рассказывают, что за 25 000 лет на Земле было пять периодов потепления. Если говорить просто, то последнее потепление завершилось в 852 г. до н. э. Сейчас начинается шестое. Каждое длится минимум 150 лет или более. Потом похолодание.
– Понятно, что авторский проект подразумевает некоторую субъективность. Как удается соблюсти грань между вашим собственным взглядом на происходящее и пространством для зрительских размышлений?
– Если зрителю нравится то, что ты говоришь, как ты это делаешь, он будет тебя смотреть. Поэтому я разговариваю только с такой аудиторией. Была у кого-то из телевизионных начальников идея сделать программу, которую поймет даже «доярка». Такой принцип мне не подходит. А я должен быть честен с самим собой, значит – честным и со зрителем. То есть я отношусь к зрителю так же, как отношусь к себе. И для меня важно, чтобы он был думающим человеком.
– Но все же зритель может не согласиться с мнением ведущего. Например, у вас был сюжет о том, что женщины все меньше хотят рожать. Вы объяснили эту тенденцию зацикленностью на потребительстве, на желании получать блага. Я бы тут тоже поспорила.
– Да, конечно, бывает, люди подходят и делятся своими взглядами. Но я делаю выводы, например, о желании общества получать блага и рожать меньше детей, основываясь на социологических исследованиях.
– Сколько примерно у вас уходит времени на подготовку программы и насколько это сложный процесс?
– Иногда на это требуется день, иногда – месяц, иногда – полгода. Потому что, например, нужно еще и правильно подобрать экспертов, у которых есть свой взгляд на события, отличный от других. Мы работаем, в основном, с учеными и специалистами в разных областях.
Мы почти два года не выходили в эфир, и за это время у нас много материала накопилось. Мой почти тридцатилетний телевизионный опыт, писательский опыт тоже помогают: иногда развитие событий можно даже предсказать.
БИОГРАФИЯ
Андрей Добров родился 28 февраля 1969 г. в Москве. В 1986 г. поступил на факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. В 1988 г. отчислен за неуспеваемость по физкультуре. Долгое время был уличным музыкантом, создал группу «Секретный ужин». Карьеру журналиста начал в газете «Комсомольская правда» в начале 90-х. Работал музыкальным обозревателем в еженедельнике «Собеседник». На телевидении – с 1995 г.
– Авторских программ все же сегодня немало, нужно выделяться. Что для этого необходимо? Вот, например, у вас свой стиль подачи информации, как будто разговор по душам со зрителем.
– И мы, конечно же, продолжим с ним разговаривать.
Ведущему важно оставаться самим собой, но при этом актерские качества тоже имеют значение. То есть, когда ты в эфире, то должен что-то рассказать так, чтобы было интересно. Правильно подать подготовленный текст. В этом есть актерская роль. Но ты не должен искусственно изображать счастье или, например, гнев. Иными словами, когда я с досадой рассказываю, что люди увлеклись потребительством и больше не хотят иметь много детей, я действительно огорчаюсь. И показываю это. Ведь у меня у самого большая семья.
– Помимо съемок на телевидении вы занимаетесь и творчеством другого рода. Например, пишете музыку. Расскажите подробнее о своих последних работах.
– Я написал музыку к 10–15 документальным фильмам и сериалам. Сейчас, например, на платформе Wink вышел документальный сериал «Демократизация народов» (проект исследует универсальность демократической модели и ее ценности, режиссер и продюсер Александр Замыслов. – «Ведомости. Город»). Там девять серий, ко всем я пишу музыку.
– Какой проект считаете знаковым для себя?
– Особенно мне понравилось работать для проекта «Евразия. Азбука общей истории». Это полуторачасовой фильм, который показывали и в нашей стране на «России 24», и в Казахстане, и в Монголии.
Нужна была музыка, которая подходила бы под восточную тематику. Я написал и подумал, что сейчас я, в принципе, уже могу попроситься в казахстанский союз композиторов (смеется).
– А новые книги ожидаются в ближайшее время?
– Я сейчас вернулся к фигуре Гиляровского. У меня вышло пять книг, исторические детективы (в серии «Владимир Гиляровский» известный русский писатель, журналист предстает в роли сыщика. – «Ведомости. Город»). Сейчас пишу еще шестую и седьмую. Но это долго, потому что сложная работа. Книга – это все-таки полотно. Нужно хотя бы помнить, как зовут главных героев, писать каждый день, а у меня, честно говоря, не всегда есть время.
– Вы наглядно демонстрируете, что журналист должен быть разносторонним человеком. Какие еще качества важны в этой профессии?
– Основа нашей работы – это текст. Даже не умение говорить на камеру, а умение правильно изложить информацию. Если человек хочет быть журналистом, он должен хорошо писать. Чтобы уметь писать, надо уметь читать. Мы сначала подражаем авторам, которые нам нравятся, потом вырабатываем свой собственный стиль.
Было бы замечательно, если бы уже в вузах сделали упор на историю журналистики. Рассказывали, как писали разные журналисты, чем, например, газетные статьи того же Гиляровского отличались от газетных статей Хемингуэя времен испанской войны.
А еще очень важно время, проведенное в профессии. Чем оно дольше, тем больше аудитория.
– С течением времени требования к журналистам тоже меняются. Например, считается, что сегодня нужно быть многозадачным, общаться с аудиторией с помощью разных каналов, чтобы поддерживать популярность.
– Многозадачность – это, конечно, здорово, но из-за нее зачастую теряется самое главное – возможность углубляться. А на самом деле для поддержания популярности нужно просто хорошо делать свою работу. Например, знаменитый Василий Песков, который был корреспондентом «Комсомольской правды» (я с ним работал в начале 90-х) не писал про космодромы, стройки, съезды партий. Но вся страна его знала, потому что он всю жизнь рассказывал только про природу. Он был лучшим журналистом в этой области. Вот и все.