Милош Бикович: «Актер надевает маску, чтобы отыскать что-то в себе самом»
Интервью с сербским актером о новом фильме «Холоп 2» и любви к русской литературе1 января 2024 г. на российские экраны вышел фильм «Холоп 2» – продолжение одного из самых успешных российских фильмов последних лет «Холоп». К роли нахального мажора Гриши вернется актер Милош Бикович. «Ведомости. Город» поговорил с ним о русском характере, трюках на площадке и разнице работы в театре и кино.
– Амплуа не зависит от того, каким я себя вижу, так меня видят продюсеры и режиссеры. Для них я хорошо соотношусь с этим образом – и моя актерская задача воплотить это на экране. «Мажорство», этакий архетип «плохого принца», – очень востребованная тема в российском обществе. Есть ощущение, что для многих людей она болезненна. В Советском Союзе главным было равенство. Люди, которые, ведут себя как короли жизни, которым закон не писан, сильно нарушают социальные договоренности. Это задевает чувство справедливости, которое есть у русского человека. Думаю, поэтому мажоры так часто появляются в российском кино.
– Да, но не только это. В «Холопе» соединено несколько важных для русского зрителя тем: это и социальная справедливость, и семейные ценности, и спасение души. Не надо человека казнить, его надо спасти – эта мысль, часто встречающаяся у Достоевского, подается в картине через юмор. В совокупности все это очень точно попало в аудиторию.
– Идея сиквела как раз в том, что по-настоящему спастись можно только через другого человека. Если человек что-то понял, усвоил, он будет помогать другим людям. Думать о других, а не о себе – вот главный посыл «Холопа». И Гриша решается на героический поступок, чтобы помочь Кате.
Биография
Милош Бикович родился в 1988 г. в Белграде. В 13 лет он вел детскую передачу на телевидении. Окончил актерский факультет в Белградском университете искусств. После ролей в сербских фильмах и сериалах дебютировал в российском кино в картине Никиты Михалкова «Солнечный удар» (2014). За ним последовали роли в сериале «Отель Элеон» (2016 -2017) и «Крылья империи» (2017), фильмах «Духless 2» (2015) и «Лед» (2018). Большую известность ему принесла главная роль «мажора» Гриши в фильме «Холоп» (2019) Клима Шипенко. «Холоп» – второй среди самых кассовых российских фильмов (сборы – больше 3 млрд руб.), уступает только «Чебурашке» (2023). Впоследствии Бикович сыграл Муслима Магомаева в сериале «Магомаев» (2020) и был напарником Юлии Пересильд в космическом блокбастере «Вызов» (2023).
– Это как с искусством, которое всегда ложь. Музыка, живопись, кино, литература – все это так или иначе резонирует с нами, хотя творцы используют образы, которых не существует, чтобы рассказать о мире, который реален. Актерское мастерство – это надеть маску, чтобы отыскать что-то в себе самом. Такой парадокс. Происходящее в «Холопе» – это своеобразный иммерсивный театр, в котором соучастниками невольно становятся Гриша, а затем Катя.
– В начале съемки проходили там же, где и первая часть, – в Псковской области. Но так как по сюжету у нас происходит смена обстановки – мы продолжили снимать историю в Петербурге и Москве. Это совсем другой мир – балы, дворцы, роскошные платья. Мы хотели «обогатить» холопский мир, сделать его масштабнее.
– Конечно, это делали настоящие профессионалы. Они ориентировались на батальные сцены из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». А мне снова, как и в первом фильме, пришлось скакать на лошади, но уже со шпагой в руках. Было проще: я знал, чего ожидать. У меня аллергия на пыль и лошадей, поэтому теперь заранее пью антиаллергенные таблетки, чтобы все прошло менее болезненно.
– Да, но я берусь только за те, что точно смогу выполнить, которые не представляют риска для других. Вообще, одна из причин, почему я решил заниматься актерским мастерством, – чтобы пробовать новое.
– Да, у нас с Аглаей было несколько дней занятий с хореографом. Хочу отметить высокий профессионализм массовки в сцене бала – так они хорошо играли и танцевали.
– Я полюбил Достоевского еще во время учебы, в последних классах школы меня глубоко поразили «Братья Карамазовы». А основательно погрузился в русскую литературу, когда поступал на актерский. С тех пор обожаю пьесы Чехова. Толстой поначалу мне нравился меньше, потому что я не улавливал его тонкий психологизм. Думаю, по-настоящему я понял этого писателя через кино: его книги очень кинематографичны. А Достоевского, который мне нравится страстной и исключительной природой своих персонажей, как раз трудно экранизировать. Когда я приехал в Россию, то открыл для себя много других русских авторов. Думаю, если всю жизнь читать только их, то ничего, в сущности, не потеряешь. В русской классике есть все.
– Эти слова принадлежат не мне, а Бунину. Они близки Михалкову. Я думаю, они не имели в виду шикарные балы или дорогих лошадей. Почему потеряли? Потому что занимались не тем, не обращали внимание на место, где начало ржаветь. Все хотели наслаждаться жизнью, все хотели легких путей. Сегодня многие тоже хотят ездить на быстрых машинах, чтобы все уважали и завидовали. Думаю, подобное мироощущение было и тогда.
– Да, со времен Ветхого завета ничего не поменялось. Если вспомнить Вронского из «Анны Карениной» – как он загнал свою лошадь. Разве не так же сегодняшний мажор на мощной машине сбивает кого-то на дороге? Эта дикая человеческая природа в России проявляется таким образом, такая ментальность. «Солнечный удар» был как раз об этом. Люди потеряли страну, потому что привыкли говорить: «Это не моя проблема». В Евангелии написано: «Царство Божие, оно внутри». Ни одно царство нельзя победить снаружи, оно изнутри ломается.
– Это всегда актуально. Если у тебя есть сознание того, что страна – это твой дом, то всех людей в этой стране будешь воспринимать как семью. Ты не позволишь себе жестокость, воровство. Если это сознание отсутствует, фундамент уже непрочен.
– Поставить эту пьесу предложила моя коллега, сербская актриса Тамара Крцунович, она, кстати, знакома с Зеллером. И мне очень нравится то, что получилось. Это история о двух супружеских парах, встретившихся за ужином. По ходу вечера выясняется, что все они изменяли своим партнерам. Зеллер размышляет о такой теме, как ложь во спасение брака, можно ли скрывать правду и при этом оставаться счастливыми супругами.
Мы играем «Ложь» немного серьезнее, чем задумывал автор. Он писал пьесу как водевиль, а мы постарались приблизить ее к психологической драме. Было интересно сыграть, каково это – жить в отрицании правды. Это самая сложная задача для меня в спектакле.
– Основа одинаковая: нужно работать над персонажем, понять действие, характер. Отличается исполнение – на сцене и перед камерой. В кино, например, мне достаточно на крупном плане посмотреть на человека и передать эмоцию. В театре же мне надо посмотреть так, чтобы двадцать пять рядов это прочувствовали.
– Эмир мне открыл этого писателя. Он посоветовал «Брисбен», и я прочитал. Потом «Авиатора». «Лавра» пока только планирую. Об экранизации мы еще не говорили. Для меня была бы честь работать с ним. Несмотря на разницу в возрасте, я считаю Эмира своим другом, приезжаю к нему в гости, в деревню Мокру Гору. Буду ли я сниматься в новом фильме, зависит не только от моего или его желания. Зависит от материала, смогу ли я подойти на роль в этом проекте.
– Да, проектов много. Сейчас снимаем новую часть криминальной драмы «Южный ветер» и заканчиваем монтаж камерного триллера «Изоляция», действие которого разворачивается в горах. В следующем году выйдет фильм «Большое ограбление трамвая». Его снял великий сербский режиссер Слободан Шиян, которого я бы сравнил с Леонидом Гайдаем.
– Я не мечтаю сыграть, но хочу сделать про него фильм. Меня интересует этот человек, который столько сделал для цивилизации. Многое из того, чем мы пользуемся каждый день, появилось благодаря его открытиям. Кроме того, он был очень эксцентричной и интересной личностью с невероятной биографией. Это очень сложная и ответственная задача. Но я еще не нашел автора, поэтому говорить о проекте пока рано.