«Хочу изменить семейную традицию». Никита Ефремов о своих походах к психологу и нездоровых отношениях
Гуляем по Москве с актером театра и кино, представителем знаменитой артистической династииВ рубрике «Городские истории» предприниматели и деятели искусства рассказывают о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи. Гость этого выпуска – 34-летний российский актер театра и кино Никита Ефремов, представитель знаменитой артистической династии.
Зрители знакомы с его ролями в сериалах «Нулевой пациент», «Тихий Дон», «Лондонград. Знай наших!», Куприн. Поединок», «Оффлайн», «Общага», в фильме «Лето». Новый психологический хоррор «Сестры» режиссера Ивана Петухова (франшиза «Елки», сериалы «Алиса», «Взаперти») с Никитой Ефремовым в одной из главных ролей выходит на экраны кинотеатров 24 ноября.
Родной район
Я родился в Москве, мое детство и юность прошли в районе проспекта Вернадского, там, где Ленинский проспект и магазин «Электроника». С соседскими ребятами мы играли во дворе, гуляли в парке «Воронцовские пруды». Благодаря маме я получил хорошее образование: учился в гимназии № 1514 по улице Крупской в математическом классе, занимался английским языком и посещал музыкальную школу имени Эдварда Грига по классу скрипки. Поэтому жители нашего двора каждый день видели меня – мальчика в шапке-ушанке со скрипкой в руках, едва различимого в снежную метель.
Музыкальное образование помогло мне в старших классах. Тогда только появились первые программы звукозаписи, и мы с одноклассниками увлеклись сочинением рэп-альбомов. Записывали музыку дома у одного из друзей, надевая на микрофон носок, чтобы избежать посторонних шумов при записи.
Сейчас у меня много музыкальных инструментов, занимаюсь музыкой для души. Играю на гитаре, барабанах, фортепиано, но все это пока никак не сольется в альбом.
Помню, у нас в районе было культовое место – легендарное баскетбольное кольцо. Чуть меньше обычного, оно считалось сложным спортивным снарядом. Любители стритбола из разных районов приезжали сюда, чтобы помериться силами. Атмосфера была незабываемая – дух соревнования и дружеской поддержки.
Наш школьный учитель физкультуры тоже очень любил баскетбол, поэтому все спортивные занятия мы проводили здесь же, бросая мяч в кольцо. Даже спустя годы после окончания школы мы с друзьями продолжали эту традицию. Потом администрация района убрала кольцо, заменив его на обычную коробку. Место сразу потеряло свой былой шарм, и игроков поубавилось.
Выбор пути
Мой дед Олег Ефремов – режиссер, создавший театр «Современник», бабушка Алла Покровская – народная артистка РСФСР, отец Михаил Ефремов – заслуженный артист России. Время родных людей всегда было всецело посвящено любимому делу – театру. Но я с возрастом все больше прихожу к мысли изменить семейную традицию, потому что работа поглощает все время и мысли. Важно находить баланс во всем, чем ты занимаешься.
В первый раз закулисье я увидел в 14 лет на 90-летии своего прадеда, оперного режиссера Бориса Покровского. В Большом театре шла «Хованщина». На минуточку, я сидел между Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. Все длилось так невыносимо долго! Тогда я понял, что оперой заниматься точно не хочу.
Когда пришло время выбирать, кем стать, решил попробовать себя в актерской профессии, поступив в Школу-студию МХАТ на курс Константина Райкина. Это был шаг в сторону семейной истории: здесь учились дед и отец, а бабушка преподавала.
Во время учебы бывало всякое. Мы на спор вставляли в свои монологи слова типа «мандариновый джем», а потом шутили друг над другом, у кого получилось сделать так, чтобы зрители во время студенческих спектаклей ничего не заметили. Но случались и неприятные ситуации. Помню, как на спектакль «Горе от ума» пришел Александр Калягин. От неожиданности у меня из памяти полностью вылетел монолог Чацкого с его знаменитым «А судьи кто?». Это явление актеры называют «белый лист» – когда не можешь вспомнить ни слова. Я всячески сигнализировал коллеге по сцене, что забыл текст, нес какую-то ахинею. Мне было очень стыдно, но справедливости ради стоит заметить, что такая ситуация случается с любым актером.
Наша группа была очень дружной. Это был единственный на потоке курс, где многие мамы одногруппников активно участвовали в учебном процессе. Они записывали спектакли на видеокамеру, помогали с костюмами.
Нас с ребятами сплотила общая драма – погибли четыре наших товарища. Кого-то сгубили наркотики, один одногруппник, Ефим, погиб в авиакатастрофе. Приз в миллион рублей, выигранный группой на одном из театральных конкурсов, мы потратили на совместную поездку в Иркутск к родителям Ефима, с которыми по-прежнему общаемся.
С одногруппниками есть традиция: каждое 1 сентября мы встречаемся в кафе возле МХТ, а потом идем смотреть, как первокурсники заходят в нашу альма-матер.
Москва, взгляд с высоты
Вот уже год я живу в районе Николиной Горы. Когда планировал переезд, то сначала переживал, что буду часто стоять в пробках. Но все сложилось удачно: я доезжаю до электрички, оставляю машину и еду в город на «Ласточке». Со мной живет кот Симба. Он очень самостоятельный, вольно ходит как по дому, так и по окрестностям.
За городом я быстрее восстанавливаюсь после работы, лучше сплю. У меня много разных методов борьбы со стрессом: баня, массаж, дыхательные практики. Я работаю с психологом и считаю эту часть своего развития очень важной.
С тех пор как я стал жить в загородном доме, в Москву выбираюсь лишь по рабочим делам или чтобы посетить интересную выставку, сходить в ресторан. Мне нравится стейк-хаус Goodman, рестораны Бориса Зарькова, «Северяне», «Горыныч», «Уголек», Remy Kitchen Bakery на Малой Бронной, еще классный ресторан «Мари Vanna» в Спиридоньевском переулке.
Я люблю современное искусство, часто бываю в музее «Гараж», в музее акварелиста Анатолия Зверева. Все никак не доберусь до ГЭС-2.
С юности мне нравятся виды, которые открываются с высоты. С друзьями мы часто проводили время на Крылатских Холмах, играли там в фрисби, встречались на смотровой площадке на Воробьевых горах. Как-то мне удалось побывать на съемках у друга, которые проходили в одной из строящихся высоток «Сити». Оттуда я увидел салют на 9 Мая. Когда ты сверху смотришь на огромное пространство города, где вспыхивают разноцветные парашюты салюта, казавшиеся внизу огромными всполохами, это производит большое впечатление.
Столица радует постоянным совершенствованием. Появились выделенные дорожки для самокатов, расширяется метро. У меня был культурный шок, когда я побывал на Манхэттене в 2010 г., – мы ездили с нашим курсом танцевать в Центр Михаила Барышникова. На улицах все было оборудовано для слепых людей. На меня произвело большое впечатление количество передвигающихся на инвалидных колясках. Очень хотел бы видеть, как у нас расширяются возможности для маломобильных людей, это показатель культуры города.
Москва – город приложений. Эту особенность начинаешь больше ценить, оказавшись в местах, где это не столь развито. Среди них мне нравится «Яндекс.Такси», доставка – это очень удобно. Госуслугам вообще нет аналога в мире. Эти и многие другие приложения помогают сделать жизнь в городе еще более комфортной.
Нездоровые отношения
В новом психологическом хорроре «Сестры» режиссера Ивана Петухова я играю мужа-абьюзера. Впервые работал с Иваном, это оказалось очень интересно и легко, так как он слышащий и слушающий режиссер, искренне увлеченный своей работой.
В сценарии меня заинтересовало соединение жанрового и социального, темы хоррора и домашнего насилия. Мне как артисту и как человеку, давно работающему над собой с психологом, было интересно погрузиться в тему агрессии, исследовать ее, разобраться и понять природу страха, которую испытывает мой герой, что является спусковым механизмом для мужчины, который причиняет боль своей жене.
Абьюзивные отношения всегда несчастны, но каждый случай индивидуален. Наш фильм не обучающее пособие для решения проблем. Для этого нужно обращаться к психологам. Я надеюсь, что фильм побудит людей искать в себе причины зависимости от нездоровых отношений и настроит на общение с профессионалами.