Воспитать гения. Как могут повлиять на детей взрослые нагрузки
Истории московских вундеркиндовМосквичка-вундеркинд Алиса Теплякова, успешно сдавшая ЕГЭ в восемь лет, с 1 сентября начнет учиться на психфаке МГУ им. Ломоносова. По словам отца девочки, она с нетерпением ждет пар и уже хочет поскорее получить студенческий билет. Эта история вызвала много негодования среди общественности и психологов – все переживают, как Алиса будет справляться со взрослыми нагрузками. История девочки не первая. Ранее похожий путь проделали сестры Салиевы из Москвы. Стоит ли растить детей-гениев и чем это может обернуться для них в будущем?
Маленькая студентка вуза
История о не по годам умной Алисе Тепляковой обсуждается с июля этого года. Девочка родилась в многодетной семье и обучалась дома со своими шестью братьями и сестрами. Глава семейства Евгений Тепляков и его супруга взяли образовательный процесс на себя. По словам отца, Алиса тратит ежедневно по три-четыре часа на занятия, а во время подготовки к экзаменам может уделить урокам и пять часов.
В семь лет девочка получила аттестат об окончании девяти классов, а в восемь успешно сдала ЕГЭ по русскому языку, математике, информатике и биологии, получив аттестат в столичной школе No 626.
Заручившись поддержкой семьи, Алиса решила уже сейчас получить высшее образование. Девочка поступала на психологический факультет МГУ, но баллов в результате дополнительных вступительных испытаний в вуз не хватило: по биологии она набрала 48 баллов из 100.
Тогда отец Алисы Евгений Тепляков принял решение обучать дочь платно и уже заключил договор. По его словам, направление девочка выбирала сама, прислушиваясь к рекомендациям.
«Как и большинство других детей, которые делают выбор, советовалась с родителями... Психологическое образование полезно, оно, если подумать, нужно всем. Не обязательно потом работать психологом, но психология хорошо ложится почти на все: на политологию, на связи с общественностью, на журналистику, на экономику», – объяснил Евгений «Городу».
Отец Алисы не перестает удивляться многочисленным вопросам: «а как она будет?». По мнению Евгения, у дочери все будет хорошо. После окончания школы ей нужно продолжать обучение.
– В самом начале она будет посещать пары с сопровождением. Сопровождением буду я, а дальше посмотрим. Какая-то адаптация нагрузки к ее возрасту все равно будет. Естественно, если вспомнить студенческие тусовки, посиделки, то это все мимо, потому что Алисе 9 лет (недавно у девочки был День рождения. – прим. ред), – рассказал Евгений.
Сама Алиса ждет начала учебного года, поскольку в вузе другой формат, и ей интересно попробовать. Но, по словам Евгения, девочка недовольна тем, что пары нельзя поставить на паузу и перемотать назад.
– Она же привыкла, что дома она может что-то перемотать, поставить на паузу. Если отвлечется, то может прийти и включить на том же месте, где остановилась. А тут она прекрасно понимает, что такого не будет, это ее немного смущает. Она считает, что это не очень оптимально. Еще ей очень хочется получить студенческий билет, – добавил папа Алисы.
Сама юная студентка пока затрудняется ответить на вопросы СМИ о своей будущей профессии и о том, чем планирует заниматься после окончания университета. Но девочка не исключает, что окончит вуз раньше положенного срока, например, выполнит программу за два года.
В будущем учебном году, по словам Евгения, успех Алисы попробует повторить ее младший брат, семилетний Хеймдалль. Он уже получил аттестат за 9 класс.
Конвейер вундеркиндов
Похожая история произошла у семьи Салиевых из Москвы. В 2018 году их 11-летняя дочь Аннисса сдала ЕГЭ по русскому языку (82 балла), математике (76 баллов) и информатике (64 балла). Затем стала студенткой МГТУ имени Баумана факультета прикладной математики. Девочка последовала примеру своей старшей сестры Камиллы, которая поступила в тот же вуз 12 лет назад – в том же юном возрасте.
В 2022 году Аннисса закончит университет. В беседе с «Городом» мама девочки Мадина сказала, что у них все хорошо, ее дочь учится без проблем. И Анниссу, и Камиллу женщина обучала сама по своей методике. И отказывается называть их вундеркиндами.
Гении или жертвы родительских амбиций?
Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, заведующий кафедры ЮНЕСКО «Воспитание и образование детей младшего возраста» Николай Веракса считает, что в первую очередь вундеркиндом ребенка делает социальная оценка.
– Когда мы анализируем поведение ребенка, развитие, достижения, то мы можем говорить о том, что он никаких выдающихся качеств не проявляет или наоборот демонстрирует. Кроме того, у ребенка могут быть особенности развития, интересы – про это тоже можно говорить как про основание для оценки. Когда называют ребенка вундеркиндом, это свидетельствует о том, что он выполняет то, что его сверстники не делают, – объяснил эксперт.
По мнению специалиста, если родители заметили у ребенка выдающиеся способности к чему-то, то его интерес нужно поддерживать, а не тормозить, при этом не изнуряя нагрузками. Специалист подчеркнул, что все дети обладают колоссальным потенциалом. Важно понимать, как их развивать и какие условия для реализации нужно создавать. Необходимо иметь план развития своих детей на перспективу.
– Этот план не должен быть жестким, чтобы не он определял развитие ребенка, а собственная активность ребенка. Мне кажется, здесь очень важно, чтобы родители не вундеркинда развивали. Задача родителей – вглядываться в своих детей, смотреть, какие направления развития или виды занятий для них привлекательны, – добавил он.
Лучше всего дать детям возможность поиграть и пообщаться со сверстниками, а не стараться как можно раньше их продвинуть куда-либо.
– Детство у детей должно быть счастливым. А если его перегружать, то вряд ли оно будет таким, – подытожил Веракса.
Зачастую родители через детей пытаются реализовать свои планы и мечты с целью потешить эго или получить что-то взамен, отмечает детский психолог международного класса Полина Гераськина.
– Всегда нужно понимать, такое раннее обучение – это потребность и индивидуальность ребенка или же потребность родителя. У нас есть какие-то классные примеры о вундеркиндах, и мы вместо того, чтобы понимать своего ребенка, ему помогать, берем пример, ломаем своих детей. Получается такой бизнес-проект в детско-родительских отношениях. И в этом состязании родителей, у кого круче, у кого сильнее, умнее – теряется грань с принятием и любовью к своему ребенку, – объяснила специалист.
По мнению психолога, серьезная учебная нагрузка на детей в раннем возрасте может привести к проблемам со здоровьем, например, к возникновению депрессии. Гераськина напомнила, что до семи лет ведущий тип деятельности ребенка – игра. С ее помощью он социализируется, учится общаться и таким образом развиваются все психические процессы, которые потом дают старт во взрослую жизнь. По этой причине обучение начинается с семи лет, добавила эксперт.
Но даже если родители замечают, что их ребенок способен воспринимать информацию сверх своего возраста, не нужно его нагружать.
– Мы должны помнить, что это ребенок. История взросления – глубокий процесс, потому что даже в школе в возрасте 7-9 лет – это тот возраст, когда деятельность игровая сменилась обучением, но мы не забываем, что это дети, и они в это время могут играть в какие-то игры. Если посадим ребенка восьми лет за учебник и будем его 24/7 учить, то в какой-то момент ребенок может взорваться, – сказала она.
Детям свойственна резкая смена эмоций, поэтому важно понимать, позволяют ли в процессе обучения ребенку их проявлять, насколько дозировано дают знания, добавила психолог.
– Если все это не соблюдается, то в дальнейшем мы будем видеть ребенка с нарушением психики. На мой взгляд, все должно быть в возрастных рамках, в рамках индивидуальных и физиологических особенностей: роста мозга, развития гормональной и эндокринной систем, – подчеркнула эксперт.
По мнению специалиста, детям, которые идут учиться в вуз в юном возрасте, необходима психологическая поддержка, ведь они приходят в новое для себя сообщество, где свои правила, отличающиеся от детского сада или школы. Но чаще всего родители не видят в этом никакой проблемы, поэтому все может закончиться печально, подытожила Гераськина.