Читайте также
Как чрезмерное образование в детстве может повредить будущей карьере
Почему не берут на работу после 45 лет?
Как учить людей, когда учиться никто не хочет

Воспитать гения. Как могут повлиять на детей взрослые нагрузки

Истории московских вундеркиндов
Depositphotos / PhotoXPress
Depositphotos / PhotoXPress

Москвичка-вундеркинд Алиса Теплякова, успешно сдавшая ЕГЭ в восемь лет, с 1 сентября начнет учиться на психфаке МГУ им. Ломоносова. По словам отца девочки, она с нетерпением ждет пар и уже хочет поскорее получить студенческий билет. Эта история вызвала много негодования среди общественности и психологов – все переживают, как Алиса будет справляться со взрослыми нагрузками. История девочки не первая. Ранее похожий путь проделали сестры Салиевы из Москвы. Стоит ли растить детей-гениев и чем это может обернуться для них в будущем?

Маленькая студентка вуза

История о не по годам умной Алисе Тепляковой обсуждается с июля этого года. Девочка родилась в многодетной семье и обучалась дома со своими шестью братьями и сестрами. Глава семейства Евгений Тепляков и его супруга взяли образовательный процесс на себя. По словам отца, Алиса тратит ежедневно по три-четыре часа на занятия, а во время подготовки к экзаменам может уделить урокам и пять часов.

В семь лет девочка получила аттестат об окончании девяти классов, а в восемь успешно сдала ЕГЭ по русскому языку, математике, информатике и биологии, получив аттестат в столичной школе No 626.

Заручившись поддержкой семьи, Алиса решила уже сейчас получить высшее образование. Девочка поступала на психологический факультет МГУ, но баллов в результате дополнительных вступительных испытаний в вуз не хватило: по биологии она набрала 48 баллов из 100.

Тогда отец Алисы Евгений Тепляков принял решение обучать дочь платно и уже заключил договор. По его словам, направление девочка выбирала сама, прислушиваясь к рекомендациям.

«Как и большинство других детей, которые делают выбор, советовалась с родителями... Психологическое образование полезно, оно, если подумать, нужно всем. Не обязательно потом работать психологом, но психология хорошо ложится почти на все: на политологию, на связи с общественностью, на журналистику, на экономику», – объяснил Евгений «Городу».

Отец Алисы не перестает удивляться многочисленным вопросам: «а как она будет?». По мнению Евгения, у дочери все будет хорошо. После окончания школы ей нужно продолжать обучение.

– В самом начале она будет посещать пары с сопровождением. Сопровождением буду я, а дальше посмотрим. Какая-то адаптация нагрузки к ее возрасту все равно будет. Естественно, если вспомнить студенческие тусовки, посиделки, то это все мимо, потому что Алисе 9 лет (недавно у девочки был День рождения. – прим. ред), – рассказал Евгений.

Сама Алиса ждет начала учебного года, поскольку в вузе другой формат, и ей интересно попробовать. Но, по словам Евгения, девочка недовольна тем, что пары нельзя поставить на паузу и перемотать назад.

– Она же привыкла, что дома она может что-то перемотать, поставить на паузу. Если отвлечется, то может прийти и включить на том же месте, где остановилась. А тут она прекрасно понимает, что такого не будет, это ее немного смущает. Она считает, что это не очень оптимально. Еще ей очень хочется получить студенческий билет, – добавил папа Алисы.

Сама юная студентка пока затрудняется ответить на вопросы СМИ о своей будущей профессии и о том, чем планирует заниматься после окончания университета. Но девочка не исключает, что окончит вуз раньше положенного срока, например, выполнит программу за два года.

В будущем учебном году, по словам Евгения, успех Алисы попробует повторить ее младший брат, семилетний Хеймдалль. Он уже получил аттестат за 9 класс.

Конвейер вундеркиндов

Похожая история произошла у семьи Салиевых из Москвы. В 2018 году их 11-летняя дочь Аннисса сдала ЕГЭ по русскому языку (82 балла), математике (76 баллов) и информатике (64 балла). Затем стала студенткой МГТУ имени Баумана факультета прикладной математики. Девочка последовала примеру своей старшей сестры Камиллы, которая поступила в тот же вуз 12 лет назад – в том же юном возрасте.

В 2022 году Аннисса закончит университет. В беседе с «Городом» мама девочки Мадина сказала, что у них все хорошо, ее дочь учится без проблем. И Анниссу, и Камиллу женщина обучала сама по своей методике. И отказывается называть их вундеркиндами.

Гении или жертвы родительских амбиций?

Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, заведующий кафедры ЮНЕСКО «Воспитание и образование детей младшего возраста» Николай Веракса считает, что в первую очередь вундеркиндом ребенка делает социальная оценка.

– Когда мы анализируем поведение ребенка, развитие, достижения, то мы можем говорить о том, что он никаких выдающихся качеств не проявляет или наоборот демонстрирует. Кроме того, у ребенка могут быть особенности развития, интересы – про это тоже можно говорить как про основание для оценки. Когда называют ребенка вундеркиндом, это свидетельствует о том, что он выполняет то, что его сверстники не делают, – объяснил эксперт.

По мнению специалиста, если родители заметили у ребенка выдающиеся способности к чему-то, то его интерес нужно поддерживать, а не тормозить, при этом не изнуряя нагрузками. Специалист подчеркнул, что все дети обладают колоссальным потенциалом. Важно понимать, как их развивать и какие условия для реализации нужно создавать. Необходимо иметь план развития своих детей на перспективу.

– Этот план не должен быть жестким, чтобы не он определял развитие ребенка, а собственная активность ребенка. Мне кажется, здесь очень важно, чтобы родители не вундеркинда развивали. Задача родителей – вглядываться в своих детей, смотреть, какие направления развития или виды занятий для них привлекательны, – добавил он.

Лучше всего дать детям возможность поиграть и пообщаться со сверстниками, а не стараться как можно раньше их продвинуть куда-либо.

– Детство у детей должно быть счастливым. А если его перегружать, то вряд ли оно будет таким, – подытожил Веракса.

Зачастую родители через детей пытаются реализовать свои планы и мечты с целью потешить эго или получить что-то взамен, отмечает детский психолог международного класса Полина Гераськина.

– Всегда нужно понимать, такое раннее обучение – это потребность и индивидуальность ребенка или же потребность родителя. У нас есть какие-то классные примеры о вундеркиндах, и мы вместо того, чтобы понимать своего ребенка, ему помогать, берем пример, ломаем своих детей. Получается такой бизнес-проект в детско-родительских отношениях. И в этом состязании родителей, у кого круче, у кого сильнее, умнее – теряется грань с принятием и любовью к своему ребенку, – объяснила специалист.

По мнению психолога, серьезная учебная нагрузка на детей в раннем возрасте может привести к проблемам со здоровьем, например, к возникновению депрессии. Гераськина напомнила, что до семи лет ведущий тип деятельности ребенка – игра. С ее помощью он социализируется, учится общаться и таким образом развиваются все психические процессы, которые потом дают старт во взрослую жизнь. По этой причине обучение начинается с семи лет, добавила эксперт.

Но даже если родители замечают, что их ребенок способен воспринимать информацию сверх своего возраста, не нужно его нагружать.

– Мы должны помнить, что это ребенок. История взросления – глубокий процесс, потому что даже в школе в возрасте 7-9 лет – это тот возраст, когда деятельность игровая сменилась обучением, но мы не забываем, что это дети, и они в это время могут играть в какие-то игры. Если посадим ребенка восьми лет за учебник и будем его 24/7 учить, то в какой-то момент ребенок может взорваться, – сказала она.

Детям свойственна резкая смена эмоций, поэтому важно понимать, позволяют ли в процессе обучения ребенку их проявлять, насколько дозировано дают знания, добавила психолог.

– Если все это не соблюдается, то в дальнейшем мы будем видеть ребенка с нарушением психики. На мой взгляд, все должно быть в возрастных рамках, в рамках индивидуальных и физиологических особенностей: роста мозга, развития гормональной и эндокринной систем, – подчеркнула эксперт.

По мнению специалиста, детям, которые идут учиться в вуз в юном возрасте, необходима психологическая поддержка, ведь они приходят в новое для себя сообщество, где свои правила, отличающиеся от детского сада или школы. Но чаще всего родители не видят в этом никакой проблемы, поэтому все может закончиться печально, подытожила Гераськина.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%