Почему не берут на работу после 45 лет?
Как стереотипы о возрасте мешают карьереПроблема эйджизма стоит в России чрезвычайно остро и носит системный характер. В профессиональной сфере эйджизм наказуем: отказ при приеме на работу по критерию возраста и даже указание возраста в описании вакансии являются административным нарушением. Но, по данным HeadHunter, субъективно дискриминацию на рабочем месте и при поиске работы ощущают больше 90% людей 45+. Трудовые доходы россиян падают с возрастом на 22%, в то время как в США – всего на 2,5%.
Многие разведут руками: вероятно, не берут на работу по «объективным» причинам, а вовсе не из-за возраста. Да, работодатели любят искать те самые «объективные причины» и переносить ответственность за дискриминацию на людей среднего и старшего возраста, не стесняясь это декларировать. В социальных сетях даже существует отдельный жанр – пост на тему «почему я не возьму на работу 45+». Написать в духе «почему я никогда не возьму на работу женщину» – уже страшно, потому что в комментарии придут феминистки и не оставят камня на камне. А вот пройтись по возрастным кандидатам – милое дело.
Чаще всего такие рассуждения представляют собой попытку автора выдать собственный опыт за объективную картину. История одного неудачного сотрудничества и сделанные по ходу дела ошибки раскручиваются до обобщения: все старшие – консервативные, необучаемые, упрямые, конфликтные. Есть такое понятие — ошибка атрибуции: мы склонны объяснять поведение других людей скорее их личными качествами, недооценивая влияние обстоятельств, в которых люди действуют.
Иногда и того хуже: за объективную картину пытаются выдать опыт, которого не было вовсе. Работодатель разворачивает всех старших кандидатов на этапе интервью, но при этом щедро делится своим мнением о том, какими «не такими» они оказались бы в работе, если бы были до неё допущены.
Аргументы против кандидатов 45+ обычно следующие: приоритет стабильности перед драйвом от экспериментов и достижений, отсутствие мотивации и жизненной энергии, излишняя материальная заинтересованность, неспособность и нежелание учиться, сложности с принятием молодых начальников, неспособность влиться в молодой коллектив.
«Приоритет стабильности» возникает не на пустом месте. Вероятность того, что поиск работы затянется на срок больше полугода, после 45 лет вырастает в два раза. Кандидат понимает: если что-то случится, другое место трудно найти. В такой ситуации сложно мечтать об экспериментах.
Что касается стремления учиться, то обычно это не только внутреннее желание. Это результат влияния среды. Молодых сотрудников поощряют к обучению, рекомендуют им курсы, отправляют их на повышение квалификации. В отличие от старших. И это при том, что именно сотрудники старше 45 лет более лояльны и готовы дольше работать в одной компании, отрабатывая вложенный образовательный ресурс.
При этом исследователи стереотипов о возрастных сотрудниках не нашли корреляции между возрастом и рабочим выгоранием. В исследовании, опубликованном в Harvard Business Review, показано, что своей работой утомлены больше людей в возрасте до 45 лет (45%), чем после 45 лет – всего 35%. Меньше всего выгоревших в категории 60+.
Старшие сотрудники также не уступают молодым в готовности учиться и инвестировать в новые навыки, в показателях увлечённости и позитивного отношения к работе. К тому же сотрудники в возрасте уделяют даже больше внимания поддержанию физической формы, продолжает американское исследование.
Если переходить к хорошим новостям, то все больше компаний внедряют принципы и политику diversity, в том числе возрастного разнообразия.
В Boston Consulting Group изучили опыт более 1700 компаний в восьми странах, и оказалось, что компании, которые практикуют разнообразие, достигают лучших показателей в бизнесе. Разновозрастные команды могут добиваться лучших результатов, чем однородно молодые, и такой подход улучшает имидж компании и укрепляет её HR-бренд.
Политика diversity — не просто благотворительность бизнеса. Способность команды бизнеса посмотреть на проблемы покупателя с разных позиций, в том числе с позиции старшего возраста, дает бизнесу преимущества по сравнению с командой, состоящей только из молодых сотрудников, ведь потребители, покупатели, пользователи — это очень разные люди, в том числе возрастные.
Компании также проводят эксперименты по созданию чисто возрастных команд. Кофейный гигант Starbucks в 2018 г. открыл в Мехико кафе, штат которого полностью укомплектован сотрудниками старше 50 лет. Кейс стал частью пиар-кампании и был подхвачен СМИ по всему миру. В 2019 г. Starbucks открыл еще одно такое кафе в мексиканском штате Халиско.
Кандидатам среднего и старшего возраста при устройстве на работу стоит обращать себе на пользу тренды, связанные с политикой возрастного разнообразия, – это честно и законно. Просто так выиграть в конкурентной борьбе, искаженной эйджизмом, почти невозможно.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.