Как учить людей, когда учиться никто не хочет
5 принципов образования будущегоПодавляющее большинство современных онлайн-образовательных бизнесов просто оцифровывают офлайн: лекции превратились в вебинары, а домашние задания из бумажных учебников стали пересылать по интернету.
Тогда как современное образование нуждается прежде всего в методических и концептуальных изменениях. Нужна работа с целями и смыслами обучения — и только потом уже их имплементация внутрь цифровых платформ. Вот 5 свойств, которыми должны обладать современные и по-настоящему эффективные образовательные продукты.
Индивидуальная образовательная траектория
Первое и, возможно, главное свойство современного образования — индивидуальный подход. Критически важно подстроить траекторию обучения под особенности восприятия каждого учащегося (человек может быть, например, аудиалом или визуалом) и под уже имеющиеся у него знания.
Одно дело — учить интернет-маркетингу программиста, и совсем другое — офлайн-маркетолога. Это две принципиально разные траектории. Программисту не нужно объяснять, что такое цифровая среда (он в ней и так прекрасно разбирается). Ему следует дать базовые знания по маркетингу: что такое ценностное предложение, как изучить потребности клиента и т. д. А маркетологу, наоборот, всё это хорошо известно — он нуждается в освоении цифровых инструментов.
При построении образовательной траектории важно учесть также время, которое учащийся способен выделить для обучения. У каждого из нас — свои жизненные обстоятельства, особенности лайфстайла, биоритмы и распорядок дня.
Лаконичность и самодостаточность
Чем дальше, тем больше наша жизнь напоминает пунктир — мы учимся и потребляем контент рывками. Начали что-то читать или смотреть утром за кофе, продолжили в общественном транспорте, а закончили в обеденный перерыв на работе.
Эту особенность современного человека нужно учитывать при выстраивании его образовательной траектории. Каждый учебный цикл должен быть законченным и предельно компактным. Вместо 45-минутных школьных уроков и вузовских пар — 8-10 минут.
Почему именно столько? Во-первых, это стандарт, который, похоже, уже начинает принимать современный рынок. Образовательные платформы вроде Coursera или Masterclass часто разбивают свои курсы на части как раз по 8-10 минут. Во-вторых, исследования показывают, что такая длительность видео — оптимальная. После 12-й минуты зрители интенсивно отваливаются (если, конечно, вы не показываете им новый сезон популярного сериала).
Чтобы добиться лаконичности, вам придется отжать из материала всю воду и максимально увеличить в нем плотность смыслов. И не забудьте: каждая учебная итерация должна хорошо стыковаться со всеми остальными — словно идеально подогнанный пазл.
Эмоциональный, интерактивный и вовлекающий контент
Любое образование сегодня конкурирует с развлечениями. У пользователя в соседних вкладках браузера могут быть лекция, кино и футбольный матч.
Поэтому обучающий контент должен быть эмоционально окрашенным, интерактивным и максимально вовлекающим. Чтобы успешно соревноваться за внимание пользователя с сериалом или компьютерной игрой, нужно предложить ему хотя бы что-то сопоставимое.
Вот почему вам нужны увлеченные и харизматичные люди в кадре, яркие эмоции и юмор (там, где это уместно). По этой же причине стоит использовать приемы сторителлинга. Люди любят истории — их слушают до конца и лучше запоминают.
Сопровождение обучения, наставничество и управление мотивацией
Надо признать, сейчас по уровню вовлечения EdTech заметно проигрывает офлайн-образованию. Компенсировать этот недостаток помогут сопровождение обучения, наставничество и управление мотивацией учащихся. Да и в будущем, когда появятся более совершенные образовательные инструменты, без теплоты человеческого общения и поддержки никак не обойтись.
Для сопровождения обучения можно использовать следующие методы:
интерактивность образовательного процесса. Нужно давать своим ученикам обратную связь и помогать каждому из них с преодолением личных сложностей;
социализация внутри образовательной группы. Человек — существо коллективное и порой нуждается в поддержке товарища. «Грызть гранит науки» лучше с кем-нибудь, а не в одиночку;
геймификация и стимуляция соревновательности. Их можно выстроить как методически, так и на уровне инструментов цифровой платформы;
и, наконец, самое теплое и ламповое — персональный коучинг и тьюторинг. Под этими заезженными словами здесь имеются в виду квалификация образовательной цели, разбор сложностей у конкретного учащегося и помощь в их преодолении.
Кроссплатформенность
Всё больше времени мы проводим не в компьютерах, а в смартфонах. А значит, нужно уделять повышенное внимание т. н. small screen education. Ваш образовательный контент должен быть доступен с любого устройства и, прежде всего, адаптирован к маленьким экранам.
Пользователю нужно дать возможность переходить с одного устройства на другое: начал на ноутбуке, продолжил на планшете или смартфоне, а закончил на Smart TV. Каждый такой переход должен быть максимально бесшовным, а интерфейс сайта или приложения — интуитивно понятным (даже для пользователя без опыта взаимодействия с онлайн-платформами).
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.