Уроки пандемии. Какие финансовые привычки привил нам коронакризис
Россияне научились копить и перестали стесняться своих неудачГлобальные катаклизмы (а пандемию коронавируса точно можно им считать) всегда становятся спусковым крючком для развития новых технологий и более справедливых отношений в обществе. Так, эпидемия чумы в Средние века в Европе привела к появлению почасовой оплаты. После гибели половины европейского населения рабочие руки оказались в дефиците, поэтому ремесленники могли договариваться о более выгодных для себя условиях. По тем же причинам появились приспособления, заменяющие ручной труд и увеличивающие производительность, например водяные мельницы. Приятным бонусом стал Ренессанс в искусстве. В Италии богатство сосредоточилось в руках нескольких семей, и у них появилась возможность поддерживать художников. Вторая мировая война привела к тому, что на Западе женщины стали вливаться в потоки рабочей силы. Битва за равные права продолжается до сих пор, но теперь, по крайней мере, девушек не считают странными из-за желания делать карьеру.
Так что ковидные локдауны не могли не повлиять на устройство экономики и финансовое поведение. Безусловный базовый доход из утопичной идеи экономистов превращается в реальность. Многие страны в прошлом году сделали антикризисные выплаты гражданам, а некоторые правительства задумались о постоянных пособиях всем гражданам. Россияне не остались в стороне от трендов. Вот несколько полезных финансовых привычек, которые приобрели жители российских городов за последние полтора года.
Завести финансовую подушку безопасности
Способности россиян грамотно распоряжаться деньгами планомерно росли с середины двухтысячных годов. К этому моменту в стране у большей части населения наконец появились деньги, которых прежде хватало только на еду, и банки с кредитами и картами, которыми надо было учиться пользоваться. Но процесс этот не был быстрым. Пандемия же для всех стала тем самым знаком вселенной, что пора начать заботиться о своей финансовой стабильности самостоятельно. 73% населения в 2020 г. задумались о необходимости накоплений, более трети начали откладывать небольшие суммы.
Самые смелые даже стали инвестировать в фондовый рынок. В прошлом году на Московской бирже зарегистрировалось около 5 млн частных инвесторов. Хотя тут свою роль сыграло и падение ставок по классическим банковским вкладам, начавшееся задолго до пандемии.
Жить за городом и уезжать в регионы
До коронакризиса удаленка была уделом редких компаний. Возможность трудиться из дома преподносилась как исключительное условие и обычно оплачивалась хуже работы в офисе. Весенний локдаун-2020 стал причиной многих нервных срывов, но сделал работу из дома нормой для многих профессий. Оказалось, что эффективность на удаленке не падает. Главное – не сколько часов сотрудник отсидел в офисе, а сколько задач успел выполнить (уровень их сложности тоже считается).
Раз сидеть в офисе стало не обязательно, то и жить в больших городах – тоже. Более 12% населения РФ с введения режима самоизоляции сменило место постоянного пребывания, причем в городах-миллионниках этот показатель составляет 19%.
Заниматься любимым делом
Удаленка обнажила всю суть работы. Без красивых офисов и коротких бесед у кулера с водой люди остались один на один с работой. И некоторым стало ясно, что они делают в жизни что-то не то. Случился и обратный эффект. Многие компании, которые не заботились о своих сотрудниках – выгоняли их работать в офис в пандемию, наконец задумались: «А стоит ли работа того, чтобы рисковать ради нее жизнью своих сотрудников?»
В итоге по всему миру как никогда много людей стали думать об увольнении. Согласно исследованию Microsoft, в 2021 г. 41% работников по всему миру рассматривают возможность увольнения или смены работы. Чтобы остановить этот отток кадров, компании вводят новые практики. Например, Сбербанк предложил своим сотрудникам уходить в саббатикл – годовой отпуск, чтобы перезагрузиться. Пока, правда, без оплаты, но с сохранением рабочего места.
Просить помощь у друзей
Это не совсем финансовая, но очень важная привычка. Горожане начали учиться рассказывать о проблемах и просить о помощи. В глянцевом мире, сформированном лентой Facebook, Instagram и Tik-Tok, у всех всегда все было хорошо и даже превосходно. Все перевыполняли KPI на работе, покупали новые iPhone, которые стоят как шесть средних российских зарплат, ездили в отпуска за границу и вели очень успешную жизнь. Неважно, что отпуск был первым за три года, а смартфон куплен в кредит. Признаваться в неудачах было немыслимо. Но во время пандемии все столкнулись с трудностями, и жизнерадостным постам перестали верить. И вот в соцсетях теперь все чаще попадаются признания о личностных и финансовых кризисах, просьбы помочь советами, деньгами или просто морально поддержать. Осознание обществом мысли, что неудачи – это нормально, делает его более свободным, а людей – более счастливыми. Можно не тратить деньги на предметы статуса, не работать в неприятной компании ради зарплаты, а наконец подумать о своих настоящих мечтах.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.