Как построить карьеру за границей: рассказывают бывшие москвичи
Почему с американцами нельзя обсуждать секс и религию, а русский сервис один из лучших в миреПереезд за границу – один из предпочтительных путей развития карьеры для многих топ-менеджеров. Об этом заявили 16% мужчин и 6% женщин-руководителей в рамках февральского исследования Kontakt Intersearch Russia. До пандемии о желании переехать говорили 30% мужчин и 17% женщин-руководителей. Переехать чаще всего хотят состоятельные респонденты и молодежь. Согласно опросу «Левада-центра», более половины респондентов от 18 до 24 лет хотели бы уехать из страны. И чаще всего об этом заявляют москвичи.
Дмитрий Королев
Основатель облачной платформы Traceair
Дмитрий Королев вместе с женой Марией Хохловой, а также Александром Соловьевым и Никитой Ушаковым основали TraceAir – веб-платформу для управления строительством в реальном времени на основе данных с дронов. Компания работает на два континента: часть сотрудников трудится в Кремниевой долине, часть – в Москве. Штат TraceAir насчитывает 60 человек. Из-за пандемии Королев впервые за два года приехал на родину этим летом. По его словам, здесь чувствуется огромный потенциал.
– Россия – страна упущенных возможностей. Здесь такое количество умных людей, классных проектов, но при этом ВВП всего $1,7 трлн, а в США – $21,43 трлн. В Америке огромный рынок, развита бизнес-культура, ты можешь делать что угодно, экспериментировать. В России бизнесу всего 30 лет, уверен, нужно время на формирование бизнес-культуры. К примеру, в долине все отвечают на письма, вы не столкнетесь с каким-то хамством или высокомерием.
Разница культур проявляется и на бытовом уровне. Если в США принято заводить small talk, то в России непринужденная беседа может повлечь за собой неприятные последствия.
– В последний приезд в Москву меня оштрафовал гаишник за пересечение стоп-линии. Пока он выписывал штраф, я решил поинтересоваться, что нового появилось в Москве, что изменилось. Слово за слово, и в итоге я поехал на медосвидетельствование. Моя команда до сих пор надо мной смеется.
По словам предпринимателя, Москва выигрывает по многим параметрам.
– Сервис, медицина, образование, банковский сектор – здесь Россия ушла далеко вперед. В Москве для клиента все доступно в течение 24 часов. Крутые цифровые сервисы, любой перевод человеку можно сделать по номеру телефона в приложении банка. Для Америки это космос. Нам клиенты чеки присылают по почте, факс до сих пор в ходу, а интернет дорогой и плохой. Так что везде есть свои нюансы.
Валерия Старк
Основатель приложения для знакомств Huggle, инструктор по йоге и медитации
Валерия Старк 11 лет назад, будучи региональным директором ГК Аркадия Новикова, переехала в Лондон, чтобы запустить там новый ресторан группы. Позже открыла свой бизнес – основала дейтинг-приложение Huggle, работала директором по маркетингу в социальной сети Badoo и была одним из членов совета директоров Bumble. Параллельно она прошла обучение и получила сертификат учителя по йоге и медитации. Сегодня Старк оставила IT-индустрию, изучает нейробиологию в King’s College, делая основной упор на исследовании нейробиологии медитативных практик, и продолжает их преподавание.
– Когда переезжаешь в новое место, кажется, здесь лучше, чем там. В Англии, к примеру, первое, на что обращаешь внимание, – это вежливость. Все улыбаются и машут, уважают чужое личное пространство. С опытом приходит понимание, что пространство первостепенно уважается свое собственное. А улыбки вовсе не означают, что вечером того же дня вы будете вместе пить чай и травить анекдоты. В России все иначе, и именно поэтому мы ошибочно трактуем местное поведение как чрезмерную открытость. Когда приходит понимание, что все совсем не так, это может расстраивать или даже раздражать. Но в какой-то момент просто принимаешь правила игры. Переезд в другую страну учит тому, что никто не против вас, просто каждый сам за себя.
Поначалу девушка довольно эмоционально относилась к некоторым правилам общения в Англии. Чтобы окончательно привыкнуть к особенностям менталитета, ей потребовалось шесть лет.
– Представьте, что ваш сосед шумит по ночам. Вы не идете к нему сразу стучаться в дверь с просьбой прекратить, а начинаете нудную, вежливую переписку со всеми извинениями и описанием ваших болезней, которые резко обострились из-за отсутствия сна. Даже если вы пили вчера с соседом в местном пабе, все должно быть сделано официально – в рамках установленного этикета и закона, потому что здесь велик риск переступить его личные границы и столкнуться с его юристом.
Крайняя вежливость проявляется и в работе.
– Если показываешь проект своему боссу и он говорит что-то вроде «выглядит неплохо, но на твоем месте я бы перепроверил», это означает, что работа провалена.
В России об этом скажут, скорее всего, в лоб. Также в Англии принято любое официальное письмо начинать с фразы типа «Надеюсь, у вас все хорошо» или «Надеюсь, вы отлично провели выходные». Люди, с которыми только что познакомились, могут спросить, где вы работаете или в каком доме живете. Это просто способ поддержать разговор, но многим русским, как и мне поначалу, это казалось бестактностью.
В сфере услуг, особенно медицинской, в Англии ко всем равное отношение вне зависимости от финансового состояния человека. Существуют, безусловно, редкие медицинские консьерж-сервисы, но экстренные вызовы или операции все равно завязаны на NHS (National Health Service). А там очередь. В России пока действует старая добрая формула «любой каприз за ваши деньги». В Англии это не работает. Если магазин Porsche по расписанию закрывается в 18.00, то в 18.15 машину уже не продадут.
– В Москве получить любой сервис можно 24/7. Будь то доставка или срочная медицинская помощь. Если в Лондоне вам сказали, что вы не получите обезболивающее или антибиотик без направления от врача, то ни за какие деньги в обход вам его не дадут. В России же будет отдельная палата с меню. Поэтому в пандемию в страхе не получить сервис без очереди многие уехали из Лондона в Москву.
Ольга Лоскутова
Вице-президент бизнес-подразделения стиральных и сушильных машин в североамериканском регионе Whirlpool
Ольга Лоскутова за свою карьеру успела поработать на топовых позициях в корпорациях Nestle, SABMiller, Whirlpool. Уехала из России в 2010 г. За это время сменила не одну страну проживания: Белоруссия, Польша, Чехия, США. С 2020 г. является вице-президентом бизнес-подразделения стиральных и сушильных машин в Североамериканском регионе Whirlpool.
– Часто русские боятся уезжать за рубеж, особенно в восточноевропейские страны, потому что ожидают не очень хорошего отношения. Эти опасения абсолютно беспочвенны. Люди смотрят на тебя, твою личность, что и как ты говоришь, а не на национальность. Важно относиться с уважением к другой культуре, слушать и слышать, сохранить доверие, которое часто изначально получаешь авансом.
По словам Лоскутовой, переезд в Польшу дался легче всего – поляки очень близки нам по своей культуре, а вот в Чехии найти новых друзей было не просто – местное население оказалось довольно закрытым. В Америке тоже были свои особенности.
– Переезжая в Мичиган, думала, что будет легко адаптироваться к новой культуре, но Америка – особенный мир. Мы живем на Среднем Западе, где в основе консервативные ценности – церковь, воскресные обеды, местные сообщества, семья. Американцы часто дружат «про что-то», и в беседе будет затрагиваться именно то, что объединяет: гольф, спортивная секция детей или школа. Все отношения будут так или иначе крутиться вокруг этой темы. Важно понимать правила игры, чувствовать границы, нельзя говорить про религию, политику, секс. У русского же беседа начинается с обсуждения цен на молоко и заканчивается вопросами мироздания, мы говорим про все и сразу. Я скучаю по таким беседам.
Вести бизнес с американцами комфортно и эффективно, считает Лоскутова. Они все делают быстро и четко. Встречи, проекты и презентации проводят на высоком уровне.
– Но ключевую роль в любом бизнесе и любой стране играет именно руководство компании, оно определяет культуру. Удивительно, до какой степени мы все похожи. Если менеджмент более тоталитарный, то вне зависимости от страны и культуры команда сразу примет эти правила и будет послушной и закрытой. Прогрессивный менеджмент дает людям возможность раскрыться и быть собой абсолютно везде.
Лоскутова уверена, что россиянам сложно строить карьеру за рубежом по двум причинам: нас там все еще очень мало, поэтому многие не понимают, как работать с выходцами из России. Также россияне недостаточно внимания уделяют навыкам построения карьеры, социально-эмоциональному интеллекту, политике – нет этого в культуре.
– Я скучаю по драйву в работе, мощной мотивации, шуткам с коллегами, с которыми можно говорить обо всем на свете, а не только о текущем проекте. Не хватает центра Москвы – Петровки, Патриарших прудов, ресторанов и баров. Искренне считаю, что наши рестораны лучшие в мире. Обожаю русских дизайнеров и до сих пор заказываю платья из Москвы.