Иностранные топ-менеджеры — честно о Москве
Экспаты — о том, что им нравится и что расстраивает в городеПо данным ежегодного рейтинга глобального сервиса InterNations, Москва в прошлом году вошла в двадцатку городов, наиболее привлекательных для экспатов. В ходе исследования эксперты опросили больше 15 000 иностранцев, работающих в 181 стране.
Оценивались качество городской жизни (безопасность, здравоохранение, экология, климат, транспорт), уровень комфорта и гостеприимства для иностранцев, карьерные и финансовые возможности, а также доступность жилья. На первом месте оказались испанские города Валенсия, Аликанте и столица Португалии Лиссабон. Москва заняла 17-е место, поднявшись по сравнению с предыдущим годом на 36 мест.
Йерун Кеттинг
Основатель группы компаний The Lighthouse Group
Уроженец голландского города Гауда, живущий в столице с 1994 г., соглашается, что за последние годы Москва изменилась к лучшему. Стала безопаснее, чище и заполучила «островки Европы» в виде джентрифицированных промзон. Голландцу нравятся «Флакон» и Товарищество Рябовской мануфактуры недалеко от «Тульской», куда скоро переезжает офис его компании. В новых пространствах на месте бывших заводов Кеттинга радуют небольшие семейные заведения – рестораны, которых, по его мнению, в городе до этого было недостаточно.
Кеттинг рассказывает, что в конце 1990-х и начале нулевых он, возможно, был единственным в городе, кто ездил на работу на велосипеде, а во время пробежки в Нескучном саду на него смотрели как на фрика. Сейчас бег и прочий спорт стали популярны среди москвичей.
Радует бизнесмена и не сравнимые, по его мнению, с другими мегаполисами возможности для обучения и саморазвития. «В Москве я могу заниматься спортом под руководством олимпийского чемпиона, вокалом – у артиста Большого театра. Выбор огромный, цены доступные. Двухчасовой урок скалолазания стоит 11 евро, в Голландии это обошлось мне в 45 евро в час. Москва в этом плане уникальна», – резюмирует Кеттинг.
Но он иногда ностальгирует по «старой доброй Москве», где во дворах протекала активная жизнь, а сами москвичи были более душевными. «Сейчас город стал более безличным. Думаю, теперь многие местные жители не ощущают себя настоящими москвичами», – считает Кеттинг. Он также отмечает, что «улицы вечно перекапывают, только теперь меняют не асфальт, а плитку. Летом так же, как и раньше, отключают горячую воду».
Массимилиано Балотта
Старший партнер международной юридической фирмы Legalife Diaz Reuz
Живет в Москве 15-й год. Выходец из Болоньи считает, что за это время улучшилось качество дорог и тротуаров, появились рестораны с приятной атмосферой, доступными ценами и качеством стряпни, которое может удовлетворить даже итальянца. В числе его любимых – заведения на Патриарших прудах, а также ресторан Bottega Siciliana недалеко от ЦУМа, где можно найти парковку. Вообще, Балотту категорически не устраивает ситуация с парковками в центре – их, по его мнению, слишком мало и стоят они «баснословно дорого».
Как и многим экспатам из стран с теплым климатом, итальянцу в Москве не хватает солнца и голубого неба. «Но это не проблема Москвы, это данность, – добавляет он. – А вот то, что в городе дефицит доступных теннисных кортов, для меня реально проблема».
Глен Баллис
Ресторатор и шеф-повар (Avocado Queen, Lucky Izakaya Bar, Glenuill, Zupperia, Cutfish, Margarita, Bread & Meat)
Уроженец австралийского Мельбурна, проработавший в России больше 15 лет, убежден, что Москва по-прежнему остается городом больших возможностей. Главное – найти свою нишу, круг людей, кому можно доверять, и быть готовым очень много работать. Проблема многих экспатов, считает Баллис, – отсутствие стратегии и жажда быстрых и легких денег, а эта эпоха «давно позади». Не исключено, что именно поэтому большое число иностранцев в последние годы Москву покинуло.
«Москва непростой город. Как и Нью-Йорк, и другие мегаполисы. Это огромная машина. Но иностранцу тут хорошо, особенно с семьей (у Баллиса в Москве родилась дочь. – «Город»). В Москве постоянно что-то происходит. Тут интересные люди. Да, мне не хватает пляжа и солнечных дней зимой, и нос у меня бывает по утрам забит из-за не самого чистого воздуха, но я все равно люблю этот город», – говорит он.
Экспаты соглашаются, что московские проблемы – пробки, экология, перенаселенность – общие для многих мегаполисов мира. Голландец Кеттинг сравнивает жизнь в столице с жизнью на острове, откуда приходится выбираться 3–4 часа.
Ханс Баумайстер
Глава российского офиса немецкой компании Rieckermann
Уроженец Гамбурга приехал в Москву в 2006 г. По его мнению, качество жизни в городе выросло благодаря стремительному развитию транспорта и инфраструктуры. В нулевых он мог застрять в аэропорту на паспортном контроле на два часа, а сейчас эта процедура занимает несколько минут.
«Или взять каршеринг, он в Москве развивается почти так же активно, как в Европе. Сегодня уже трудно поверить в то, что еще 10 лет назад мы ловили машину на улице. Да и водители ведут себя на дороге более цивилизованно», – продолжает Баумайстер.
Жалуется немец на регулярное ощущение «запертости в гигантском перенаселенном пространстве с не лучшим качеством воздуха». Но не исключено, добавляет он, что время в пробках и московские расстояния – «цена, которую приходится платить за возможности, которые дает этот город».