Новая профессия – хоумстейджер. Люди, способные сделать из обычной квартиры картинку
Cдача квартиры в аренду: правильный декор поможет найти жильцовВсе больше людей покупают недвижимость с целью сдавать ее в аренду. И чем привлекательнее выглядит жилище, тем быстрее оно найдет арендатора. В России появилась новая профессия – хоумстейджеры (от английских «home» – «дом» и «stage» – «сцена») – люди, способные сделать из обычной квартиры картинку. «Город» разбирается, чем хоумстейджеры отличаются от дизайнеров интерьера, и действительно ли они помогают сдать квартиру дороже.
В среднем, стоимость аренды однокомнатной квартиры в ЦАО составляет 55 000 рублей. При этом почти половина сдаваемых квартир экономкласса расположена в домах постройки 2000-х годов. С начала года до конца лета предложение на рынке аренды жилья в «старой» столице (без Новой Москвы и Зеленограда) увеличилось на 7%, а по сравнению с августом 2020 года – на 9%, рассказывает Оксана Полякова, заместитель директора Департамента аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость. Многие, воспользовавшись низкими ставками по ипотеке, обзавелись своим жильем, съехав со съемных квартир.
По данным Москомстройинвеста, за первое полугодие 2021 г., на долю сделок, совершенных с участием ипотечных средств, пришлось почти 67%. Это рекорд для Москвы. Часть квартир купили в целях инвестиции, хотя доходность от сдачи в аренду в Москве, по данным аналитиков ЦИАН, составляет всего около 4,5%. Однако риелторы утверждают, что спрос возвращается к доковидым временам, качественные квартиры находят арендаторов за считанные часы. В надежде обеспечить своей недвижимости «хороший ход», владельцы обращаются к хоумстейджерам. Процесс хоумстейджинга включает в себя различные манипуляции с квадратными метрами: от легкой перестановки мебели и выноса хлама до полноценного инвестиционного ремонта с последующей фотосъемкой. Все эти действия призваны сильно повысить ликвидность недвижимости, но при этом не должны отнимать много средств и времени. Каждый день простоя квартиры – это потерянные деньги.
В западных странах сервис по презентации квартиры перед продажей появился еще в 1970-е годы – тогда многие дизайнеры интерьеров решили перепрофилироваться. Но не стоит путать хоумстейджера с дизайнером интерьеров и тем более с риелтором. Хотя такой специалист и должен знать, как сочетать цвета и текстуры, работать с пространством, ориентироваться в рынке недвижимости, а главное, – быть в курсе требований современных арендаторов и покупателей жилья.
«Хоумстейджинг подготавливает недвижимость для широкого круга арендаторов, а не движется от индивидуальных предпочтений владельца. Почему? Задайтесь вопросом, сколько людей с таким же вкусом, как у вас, сейчас ищут квартиру такой же площади в этом районе?», – объясняет Глория Крюнер, основательница первой онлайн-школы хоумстейджинга в России.
Глория училась на дизайнера интерьеров в Латвии, подготовкой недвижимости занялась в Германии, она член международной ассоциации профессиональных хоумстейджеров (IAHSP), которую в 1999 году основала американка Барб Шварц, автор нескольких книг по хоумстейджингу и, можно сказать, родоначальница этой профессии.
«Помимо школы я много работаю в формате онлайн-консультаций. Я это называю «сниму порчу по фотографии». Бесплатно провожу анализ объекта, даю рекомендации», – рассказывает Крюнер. Например, обычно специалисты советуют хозяевам квартир избавиться от пестрых принтов и всех личных вещей, жилье должно быть максимально нейтральным. Не лишним будет впустить больше света и воздуха. Даже если в квартире нечего показать, можно подчеркнуть окна и пространство.
Надежда Филиппова, дизайнер, художник и экономист по образованию, начала заниматься хоумстейджингом, инвестируя в собственную недвижимость. Она считает, что ее услуги в 100% случаев помогают выделить объект среди конкурентов и увеличить его итоговую стоимость. Надежда Филиппова также голосует за светлые тона, особенно в санузлах: «Я советую своим клиентам убрать все темные шторки с дельфинами, заменив их на светлые аксессуары. И купить белый икеевский коврик, чтобы санузел вызывал доверие».
Ирина Чу начала заниматься хоумстейджингом в Чехии более пяти лет назад, сейчас летает на проекты по всей России. «Сильно заблуждаются те, кто думают, будто мы просто подушки с коврами раскидываем. Мы проводим целое исследование, чтобы понять, что это за квартира, какой район, какие люди здесь живут, а какие – придут в эту квартиру», – поясняет она.
Стоимость услуг по хоумстейджингу – от 1 000 до 2 000 рублей за кв м жилья, предназначенного для сдачи в аренду. Если квартира готовится к продаже, расценки могут отличаться: Ирина Чу называет цифру – 0,5%-1% от сделки. При этом запросы от клиентов поступают каждый день, а когда Чу запустила свои обучающие курсы, на них за неделю записалось сто человек.
Наталья Короткова, основательница Home Staging Club, в апреле 2021 г. провела учебную онлайн-конференцию, на которую, по её словам, зарегистрировалось более 1200 человек. В клубе состоит около 35-60 человек. Но участники клуба не зарабатывают исключительно хоумстейджингом, есть дизайнеры, риелторы или инвесторы. Профессионалов с крупными заказами в Москве, по оценке самих хоумстеджеров, не больше десяти.
По мнению Михаила Куликова, директора департамента вторичного рынка в ИНКОМ-Недвижимость, хоумстейджинг ускоряет реализацию объекта, но не может привести к значительному увеличению цены. «Порой благодаря тщательной предпродажной подготовке, владельцам квартиры удается продать ее чуть дороже, но размер надбавки в таком случае обычно невелик, так как хоумстейджинг лишь немного повышает привлекательность жилья и не приравнивается к капитальному ремонту», – говорит он.
И риелторы, и рантье указывают на цену как один из основных факторов, влияющих на скорость сдачи. Потому важно оценить разумную сумму вложений в объект недвижимости, и в предпродажной подготовке исходить из потенциала квартиры. Все-таки хоумстейджеры не творят чудеса и не могут изменить этаж или местоположение квартиры, вид из окна, состояние дома, проложить рядом метро или разбить парк.