Гендиректор фонда V–A–C Тереза Мавика – о том, зачем городу «ГЭС-2»
Для чего Москве еще один дом культуры и как это пространство побуждает задавать вопросыГенеральный директор фонда V–A–C Тереза Мавика поделилась с «Городом» ожиданиями того, как открытие «ГЭС-2» повлияет на культурную жизнь столицы.
– Когда видишь масштаб проекта, то понимаешь, что это, прежде всего, решение Леонида Михельсона. Фонд V–A–C долго работал за границей, в том числе в Венеции. Наши выставки пользовались там неизменным успехом, и Леонид инициировал поиск пространства в Москве, чтобы представить их здесь. Тогда в центре Москвы выводили из эксплуатации электростанции, и я рассказала Леониду про ГЭС-2. Как инженер он мгновенно оценил потенциал здания, важность его сохранения и возвращения городу.
– Масштаб, признаюсь, немало озадачил меня – я не архитектор, не инженер. Было очевидно, что дело не ограничится проектами из Венеции – слишком огромное пространство. Признаюсь, что воодушевление Леонида удивляло меня, ведь я видела только мусор и старое оборудование – 70 000 т металла! Почти анекдотичная ситуация: «Почему ты не радуешься?» – «А чему мне радоваться?» Кажется, только что пожизненный срок получила. Работа предстояла колоссальная. Гораздо большая, чем организация выставок. Поэтому «ГЭС-2» – не музей, мы изначально определили самую широкую рамку искусств и практик, которые будем представлять.
– Ренцо Пьяно – больше, чем итальянский архитектор, он очень много строит за границей, но в Италии он разработал архитектурный прием, который обозначают словом, в переводе означающем «штопка». Его смысл заключается в желании так «починить» ландшафт, чтобы не было видно, где «порвалось», восстановить историю места. Вышедшую из употребления индустриальную архитектуру Ренцо называет «ранами». Такие объекты – открытые повреждения на плане города, пока для них не будет найден новый функционал. Это было актуально для нас. Когда Ренцо приехал, оказался в пространстве, он тотчас полностью считал его и увидел возможность преобразования, несмотря на темноту, шум и загроможденность.
– Ренцо тогда сказал: «Это здание настолько красивое, что наша задача состоит в сохранении его красоты». Его восхитила стеклянная крыша. В своем восторге Ренцо был единодушен с Леонидом. Внутри же этой сохраненной красоты он предполагал «взрыв современности». Дальше – как в кино: за ужином архитектор рисует на салфетке серию «взрывов»: высокие трубы, уходящие в космос, актовый зал, вырывающийся из заднего фасада...
Впервые оказавшись на том месте, где сейчас находится роща, Ренцо заметил желтое неказистое здание новой электростанции и незамедлительно принял решение о преобразовании горизонта, чтобы не видеть его: «Поднимем топографию – высаживаем березы, мы же в России». Потрясающее взаимодействие с топографией места.
– В Москве появляется заметное количество общественных пространств. Но пространство само по себе не всегда является социально значимым. Оно может быть очень красивым, но требуется стратегическое решение, объединяющий фактор, чтобы это место действительно стало публичным, иначе в нем одновременно будет находиться очень много людей, и каждый – внутри своего телефона.
«ГЭС-2» – больше, чем пространство для жизни, «ГЭС-2» – это образ жизни. Здесь повсеместно возникают вопросы, ответы на которые помогают лучше понять современный мир и свое место в нем. Да, у нас тоже есть кафе и рестораны, но и они устроены по такому же принципу: вы садитесь, заказываете кофе, попутно размышляя, например, почему здесь готовят именно этот сорт, а не другой... Все имеет значение.
– Вы заходите в «ГЭС-2» и не сразу оказываетесь в выставочной зоне. Вы словно продолжаете находиться на улице, просто здесь теплее, красивее, комфортнее. В вашем распоряжении кафе, магазин, площадка для детей, классы и библиотека для того, чтобы узнавать новое, но главное, это место для встречи, для взаимодействия. Здание устроено таким образом, чтобы коммуникация эта была качественной и протяженной, чтобы складывалась ситуация обмена, независимо от того, какие выставки у нас проходят. Архитектура – это не стены, а люди.
– Само возвращение этой территории на карту Москвы – очень важная, на мой взгляд, миссия. Долгое время, по сути, ее просто не существовало. Теперь она наполняется жизнью, превращается в зону притяжения. Дом культуры «ГЭС-2» только становится активным участником общественной и культурной жизни города, но уже сейчас он представляет собой выдающийся пример бережного отношения к культурному наследию. Это объект изучения и одновременно преподавания. Такие проекты остаются в истории.
– Я надеюсь, что это пространство заново научит нас быть вместе, понимать друг друга, помогать друг другу. Мечтаю видеть в «ГЭС-2» молодых мам, которые просто встречаются здесь, вместе гуляют, а их дети растут, наблюдая красоту, привыкая к искусству. Для этого нами предусмотрена площадка для детей разного возраста. Ее разработала молодая художница Света Шуваева. Когда ребенок с рождения играет внутри художественного пространства, взрослым он уже по-другому будет смотреть на мир, с любопытством, у него не возникнет претензий к «Глине». («Большая глина № 4» – скульптура швейцарского художника Урса Фишера, которая появилась в центре Москвы около «ГЭС-2» летом этого года. – «Ведомости. Город»).
– Гость, впервые оказавшийся в «ГЭС-2», – фланер, праздный прохожий, который заинтересуется, вернется к нам, станет постоянным собеседником, не наблюдателем, а деятельным соучастником.
– Все традиционные приметы музея у нас присутствуют: выставочное пространство внизу, еще ниже – хранилище. Но это лишь элементы среды. Именно поэтому «ГЭС-2» – больше, чем музей. В поиске адекватной организационной формы мы решили обратиться к местной истории, к домам культуры, которым предшествовали так называемые «народные дома», появившиеся в Сибири в конце XIX в. Это были локальные центры, где каждому был открыт доступ к культуре, к возможности ее производить и потреблять. Так и «ГЭС-2» станет широкой платформой творческой коммуникации, в центре которой окажется зритель. Открытие домов культуры – сильный опыт, он о равенстве и взаимопонимании, о заботе. А мы верим в заботу и хотим системно заботиться обо всех.
История пространства
«ГЭС-2» – сокращенное название государственной электростанции. Она была построена в 1907 г. и первоначально называлась «Трамвайная», поскольку предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. В 1925 г. станцию переименовали в государственную. К тому времени ГЭС обеспечивала теплом не только транспорт, но и центральные районы Москвы. Номер «два» станции присвоили в том же 1925 году, после того как первым номером стали обозначать старейшую электростанцию на соседней Раушской набережной (ее возвели в 1897 г.). Из-за износа и высокой стоимости производимой электроэнергии ГЭС закрыли в 2006 г. В 2014 г. здание купил бизнесмен Леонид Михельсон, в 2015-м он представил Сергею Собянину концепцию реновации авторства итальянского архитектора Ренцо Пьяно.
V-A-C – некоммерческий фонд современного искусства, основанный в 2009 г. бизнесменом Леонидом Михельсоном и Терезой Мавикой. V–A–C занимается новым культурным производством с художниками и публикой. Фонд развивает выставочную, издательскую, исследовательскую, перформативную и просветительскую программы вне дисциплинарных границ на собственной площадке в Венеции, в партнерстве с разными организациями по всему миру. Дом культуры «ГЭС-2» – площадка фонда в России.