«Живопись помогает мыслить не только цифрами». Какие инсайты для бизнеса можно найти в творчестве
Благодаря хобби владельцы кафе «Рецептор» придумали, как развить программу лояльности для клиентовПредприниматель – тот же художник. Он старается разработать новый продукт или концепцию, для этого решает нестандартные задачи и ищет возможности там, где другие их не видят. По данным исследования компании Adobe и Forrester Consulting, креативные фирмы с большей вероятностью становятся лидерами на рынке. А по данным McKinsey, они еще и более эффективны, так как чаще внедряют в работу инновации. Креативное мышление – способность мыслить гибко, искать много разных решений вместо одного привычного и шаблонного, объясняет кандидат философских наук, бизнес-тренер, генеральный директор компании «Школа критического мышления» Дмитрий Скворцов. По его мнению, этот навык помогает предпринимателям искать новые решения для эффективной адаптации к рынку. Развивать креативное мышление можно по-разному: пойти на специальные курсы или заняться творчеством. Владельцы кафе «Рецептор» Надежда Пак и Александр Брайловский рассказали «Городу», как уроки рисования или музыки могут помочь предпринимателю.
Недетское увлечение
В октябре в пространстве Creative Diaspora в центре Москвы прошла небольшая выставка картин совладелицы кафе «Рецептор» Надежды Пак. По стенам лофта были развешаны большие полотна с зарисовками из путешествий и детства. По стилю они напоминали постимпрессионистов и нативное искусство с их яркими чистыми цветами и плоскостными изображениями. Пак уже несколько лет рисует картины маслом для себя и близких. «Живопись помогает мне смотреть на вещи с другой стороны и мыслить не только цифрами, но и образами», – рассказывает Пак. Музыка, живопись и другие формы искусства позволяют смотреть на привычное под новым углом и создавать новые креативные идеи, подтверждает Скворцов.
Пак увлеклась рисованием еще в детстве, но стала работать юристом и на долгие годы забыла о карандашах и красках. После того как она вместе с мужем Александром Брайловским открыла сеть кафе «Рецептор», Пак вспомнила о своей детской страсти. Стала ходить в мастерскую к знакомому художнику, чтобы научиться писать масляными красками на холсте. Предпринимательница сперва копировала работы известных мастеров, затем начала писать портреты мужа и друзей. В 2013 г. Брайловский и Пак решили расширить сеть «Рецептор», стены в новых кафе украсили ее картинами – их можно увидеть в залах кафе на Дербеневской набережной.
Пак уверена: иметь творческое хобби важно, особенно для предпринимателя, который каждый день решает ворох сложных вопросов. «В бизнесе очень много процессов, и я пока не встречала ни одного предпринимателя, который бы на 100% был доволен всем, что он делает: операционкой, продуктом и продажами. А творчество – отдушина. Оно помогает взбодриться и перезагрузить мозги», – говорит она.
Работа над картиной, по ее словам, похожа на медитацию: можно погрузиться в состояние потока и придумать в нем новые идеи, в том числе и для бизнеса.
Например, супруги-предприниматели прошли курсы по мнемотехнике, суть которой в том, чтобы научиться запоминать большие объемы информации через образы. Полученными знаниями захотели поделиться с сотрудниками, чтобы те могли использовать мнемотехнику в работе с клиентами. За рисованием Пак придумала, как реализовать эту идею. Каждое ключевое слово блюда перевели в ассоциативный ряд и предложили официантам использовать визуальные образы для запоминания состава меню. Например, запомнить состав бананового торта позволяла ассоциация с банановой пальмой в горшке. Изображения людей, как правило, запоминают быстрее, чем текст. Идея с визуальными ассоциациями помогла официантам сократить время, потраченное на запоминание 70 блюд меню, с 2–3 месяцев до 10 дней.
Музыкант и режиссер
Брайловский много лет увлекается музыкой и писательством. Еще в студенчестве он выпустил поэтический сборник под названием «Песочная книга». На последних курсах университета основал музыкальную группу «Слайд»: в конце нулевых ее треки крутили на Love Radio и радио Maximum. Брайловский сам писал все тексты и музыку, но понял, что на этом много не заработать, и через четыре года после основания распустил группу. Затем он решил попробовать себя в режиссуре и видеопродакшне. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР), стал снимать ролики и репортажи, например с Каннского и Венецианского кинофестивалей. Но они с женой решили делать свой бизнес, и творчество ушло на второй план. «Мы сфокусировались на проекте, и я долго не вспоминал о музыке. Но пару лет назад мы поняли, что нам ее не хватает. Хотелось что-то создавать в плане искусства. И я вернулся к музыке», – рассказывает Брайловский. Тогда Пак и Брайловский решили организовать семейные творческие субботы: в течение года каждый выходной он занимался музыкой, а она писала картины. Сегодня Брайловский пишет новый альбом в стиле поп – сборник ироничных историй о любви, в которых с обычными людьми происходит что-то неожиданное.
Он всегда сам подбирает музыкальное оформление для всех заведений и отвечает за весь словесный контекст в кафе. Например, бизнесмен сам придумал странно музыкальные названия для блюд: «Катарсис Наполеона», «Невеста авокадо», «Овощной убийца». Клиенты быстро запоминали смешные названия. Также Брайловский разработал программу лояльности для привлечения клиентов. Написал историю о том, как его жена по утрам моет денежную жабу по фэншуй и тем самым привлекает богатство. Историю напечатали в меню: каждый посетитель кафе мог ее прочитать и записаться на встречу, чтобы посмотреть на этот перформанс. Эту механику предприниматели использовали для программы лояльности: предлагали посетителям записаться на встречу с менеджером, который моет жабу, сфотографировать этот процесс. За это клиенту начислялись баллы по карте лояльности. Подобные игровые механики, по словам Брайловского, привлекали в кафе до 1000 гостей в месяц.
Любовь к музыке также помогает предпринимателю изобретать рецепты новых блюд. «Для меня музыка – это про сочетание нот, сочетание слов. А блюда – это тоже работа с сочетаниями, когда ты пробуешь смешать одно с другим и смотришь, что получилось», – рассказывает Брайловский. Музыка еще и способ терапии, можно выразить свои эмоции, в том числе переживания, связанные с бизнесом. Последние два года были для Пак и Брайловского сложными. Из-за пандемии они закрыли семь из восьми кафе: пять кафе сети «Рецептор», два новых проекта – китайский ресторан «МайКитай» и экспериментальную кофейню «Кофецвет», где продавали разноцветный кофе и десерты из натуральных ингредиентов. Так что творчество, помимо всего прочего, помогло им в это трудное время.