Свободный график, но без соцгарантий. Как живут самозанятые в России
Проведено исследование среди платформенных самозанятых в РФВ России растет количество людей, работающих через онлайн-платформы – таксисты, курьеры, репетиторы и другие представители сферы услуг. Они обладают большей самостоятельностью и свободой по сравнению с сотрудниками традиционной схемы занятости, но остаются незащищенными с точки зрения социальных гарантий. На площадке Центра стратегических разработок (ЦСР) представители бизнеса и эксперты обсудили, как можно обеспечить платформенных занятых соцгарантиями и какое будущее ждет этот формат работы. Подводим итоги дискуссии.
Работа с платформами
Платформенная занятость предполагает гибкий формат работы. Здесь человек не является наемным сотрудником, а выступает посредником между онлайн-платформой и получателем услуги. Зачастую исполнители оформляются как самозанятые или индивидуальные предприниматели. Для многих из них такой способ заработка становится основным источником дохода.
Количество самозанятых в России растет и к 2030 г. может достигнуть 11 млн человек, заявил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) глава Минтруда России Антон Котяков. По данным ведомства, самозанятые активно работают с главными цифровыми платформами в России.
Согласно исследованию ЦСР, 68% всех платформенных занятых нашей страны являются гражданами РФ. Среди иностранцев большую долю составляют граждане Таджикистана, Казахстана и Армении. Средний возраст – около 30 лет. С платформами они работают не более 2,5 года, уделяя этому в среднем 27 часов в неделю. Это меньше, чем стандартная 40-часовая рабочая неделя.
Заработок платформенных занятых в большинстве городов выше, чем средняя зарплата по региону. Исключение составляют только жители Москвы и Санкт-Петербурга. В некоторых городах наблюдается разница более чем в два раза в пользу тех, кто работает с онлайн-площадками. В среднем час работы платформенных занятых стоит порядка 408 руб.
В таком сотрудничестве люди видят главный плюс – высокий уровень независимости, включая самостоятельный выбор задач, управление своей нагрузкой и возможность удаленной работы.
Но есть и фактор, снижающий удовлетворенность от сотрудничества с компаниями, – отсутствие социальных гарантий, таких как страховки, оплачиваемые отпуска и больничные. Об этой проблеме ранее также говорил глава Минтруда.
«Граждане, работающие в рамках платформы и работающие в режиме самозанятого, не имеют социальных гарантий. Им необходимы не только гарантия иметь пенсию, но еще и отпуск, оплата больничного листа», – сказал Котяков.
Опрос ЦСР подтвердил, что платформенные занятые хотели бы иметь ДМС, ежегодный оплачиваемый отпуск, декретный отпуск и выплаты в связи с травматизмом. К менее предпочтительным гарантиям респонденты отнесли пенсионные выплаты и больничный.
По мнению экспертов, обязанности по предоставлению социальных гарантий между собой должны поделить представители бизнеса – платформы и сами работники. Руководитель направления «Налоговая политика» Центра стратегических разработок Левон Айрапетян считает, что платформы должны предоставлять своим занятым инфраструктуру, при помощи которой они смогут добровольно приобрести только нужные конкретно им страховые продукты.
«Платформы должны информировать платформенных занятых о том, какие варианты страховых продуктов им доступны, зачем они нужны. Что они получат, если решат ими пользоваться и что будет, если они от них откажутся», – уточнил Айрапетян.
Заинтересовать платформы и сотрудников
Вопрос о том, какие социальные гарантии и риски исполнителей возьмет на себя платформа, пока остается открытым.
По мнению представителя «Яндекс.Такси», платформы должны помогать исполнителям закрывать те риски, которые люди считают для себя важными. Например, если водитель такси или курьер из-за болезни не работал какое-то время и у него нет другого источника заработка, платформа может предложить ему инструменты для компенсации.
«Это достаточно правильная тактика. И наш проект, который связан с предоставлением таких страховок – они включают в себя аналог больничных и страхование от несчастных случаев 24/7, показывает, что это действительно востребовано», – подчеркнул он.
В свою очередь сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo Алексей Гридирим рассказал, что в компании больше года назад внедрили медицинские страховки, а также страхование ответственности исполнителя. При этом, по его словам, платформа не планирует останавливаться на достигнутом и уже думает о том, какие еще продукты необходимо создать для сотрудничающих с ней людей.
«Мы понимаем, что таким образом мы сможем в будущем конкурировать за этих же пользователей. Мы знаем прекрасно, что сегодня происходит на рынке труда, никому не хватает людей. Люди голосуют ногами, и в этом смысле они проголосуют там, где им просто будет удобнее», – пояснил Гридирим.
GR-директор онлайн-школы по изучению английского языка SkyEng Макар Гончаров считает, что при определении потребностей работников в соцгарантиях необходимо исходить из сферы предоставляемых услуг. Он объяснил, что в его компании, например, у педагогов проблема отпусков не стоит остро.
Также у сотрудников нет ДМС, при этом для всех желающих исполнителей SkyEng предоставляет скидки на услуги в частных клиниках. Проблемными не считаются и вопросы о больничных и декретных отпусках. По словам Гончарова, преподаватели сами выбирают необходимую нагрузку и планируют свой день.
Признание трудовых отношений между исполнителями и платформами, а также пенсионной нагрузки будет отчасти неправильным, добавил он. «Мы не получаем эти деньги из воздуха. Для нас любая цифра, любая сумма – это дополнительная нагрузка, которую мы не возьмем извне, нам придется эти расходы перекладывать на плечи наших потребителей, что приводит в конечном счете к росту цены услуги», – объяснил Гончаров.
Тезис о гетерогенности платформенной экономики поддержала заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.
«Разные категории людей, предоставляющих разные услуги внутри цифровой экономики, имеют разные потребности. Очевидно, что им нужны разные гарантии. И вот это предоставление услуг снизу, по инициативе платформ с учетом потребностей работников, может дать более плодотворный результат. Игнорировать эти потребности очевидно нельзя, и скорее всего это будет на условиях смешанного финансирования и дифференцировано в зависимости от степени включенности человека в платформу», – сказала специалист.
Кто в ответе за пенсию
Не менее важным является и вопрос пенсий для платформенных занятых. Среди таких работников большинство оформлены как самозанятые и могут увеличивать свой трудовой стаж, если делают добровольные пенсионные взносы. Однако 77% из них, по данным исследования «Платформенная занятость в России – 2021», взносы не осуществляют. При этом около половины людей, оказывающих услуги через онлайн-площадки, планируют в будущем жить за счет пенсии.
Среди основных причин отказа от взносов респонденты назвали отсутствие достаточного количества средств для этого (20%), еще 20% считают, что пенсия не важна, 16% – надеются, что в будущем взносы за них будет платить работодатель.
По данным заместителя главы Федеральной налоговой службы Андрея Бударина, количество не желающих откладывать на пенсию среди платформенных занятых гораздо выше названных 77%. Хотя оформить взносы, по его словам, довольно легко. «Начать платить в Пенсионный фонд – вопрос буквально двух кликов. Не надо никуда ходить, никакие заявления писать», – сказал Бударин.
По мнению представителя ФНС, единственный вариант – делать взносы добровольно. Пока у людей не появится четкое понимание, для чего они платят, ощущение справедливости взноса и корреляции между уплачиваемыми сейчас суммами и получаемым потом обеспечением – добровольно платить не будут, считает Бударин. Если же сделать такие взносы принудительными, то, по его мнению, платформенные занятые уйдут в тень.
Новый формат
Сегодня платформенные занятые создают новый формат рабочих отношений, которые задают свои правила игры. «Мы должны просто подготовиться к тому, что границы традиционных трудовых отношений будут размываться. И пытаться любыми способами платформенную занятость или аналогичные формы занятости загонять в формат трудовых отношений мне кажется утопией», – подчеркнул Бударин.
Аналогичное мнение ранее высказывал министр труда и соцзащиты. По словам Котякова, отношения исполнителей с платформами не идут и не будет идти по стандартному сценарию. В этом сегменте есть свои особенности, на которые необходимо ориентироваться, подчеркнул он.
«Вариантов решения этой проблемы может быть два: либо обязательная государственная, либо добровольная (система страхования. – Прим.ред.) Скорее всего, необходимо в этой системе правоотношений идти по добровольной системе страхования, то есть предоставлять возможность гражданам права соответствующего выбора», – сказал глава Минтруда.
По мнению Бударина, важно находить способы заинтересовать как платформу, так и занятых на ней исполнителей, чтобы люди шли в удобную для себя среду. Также важно создавать условия для уплаты налогов и приобретения социальных и пенсионных гарантий.
«Нам видится абсолютно правильной история, когда обеспечение самого себя становится задачей работающего человека, он имеет достаточно низкий процент налоговых обязательств и имеет относительно традиционной трудовой занятости больший буфер средств, которые он может потратить на самостоятельное формирование своих гарантий, социальных или пенсионных», – считает Бударин.
Первое заседание рабочей группы по регулированию платформенной занятости прошло на базе ЦСР при поддержке Минэкономразвития 30 сентября 2021 г. В заседании приняли участие представители Федеральной налоговой службы (ФНС), сервисов «Яндекса», Mail.ru Group, Skyeng, Avito, YouDo, Wildberries и других владельцев маркетплейсов и агрегаторов.
Результаты исследования, проведенного ЦСР, будут использованы при разработке рекомендаций по совершенствованию регулирования платформенной занятости в РФ.