Вклад в образование. Зачем российские бизнесмены открывают школы для чужих детей
Рассказываем о трех частных школах, созданных на деньги предпринимателейУчастники рейтинга Forbes «200 богатейших бизнесменов России – 2021» Вадим Мошкович, Никита Мишин и Альберт Авдолян инвестируют в образование. В фокусе их внимания не только одаренные дети, но и дети с особенностями развития и сироты. «Ведомости. Город» рассказывает о трех частных школах, созданных на деньги бизнесменов.
«Летово», Новая Москва
Учредитель: бизнесмен Вадим Мошкович, председатель совета директоров компании «Русагро»
Год открытия: 2018
Классы: 7–11
Инвестиции в запуск: $200 млн Стоимость обучения в 2021/22 учебном году: от 124 000 до 158 000 руб. в месяц
Число учеников в 2020/21 учебном году: 594
Проектная мощность: 1000 учеников
«Летово» – школа для способных и мотивированных детей со всей России. Ее учредитель, миллиардер Вадим Мошкович, в интервью «Ведомостям» говорил, что цель «Летово» – дать детям «путевку в жизнь». Выпуск этого года в «Летово» первый, и ему повезло особо. Школа аккредитована в системе IB (международный бакалавриат), и выпускники Дипломной программы (IB DP) могли сразу поступать в зарубежные вузы. Тем, кто прошел в топ-25 лучших университетов мира (университеты Лиги плюща в США, Оксфорд и UCL в Великобритании и др.), школа оплачивает обучение, при условии что после окончания бакалавриата они вернутся и три года отработают в России.
Расходы на содержание школы весьма значительны. В следующем учебном году оно обойдется бизнесмену, по информации Forbes, в 1,8 млрд руб. Часть бюджета покрывает доход от фонда целевого капитала (8 млрд руб.), остальное финансируется из средств различных фондов школы.
Учиться в «Летово» может каждый, кто поступил в школу, даже если родители не в состоянии платить за обучение ни копейки. Скорингом, т. е. оценкой платежеспособности семьи на основании предоставленных документов, занимается Сбербанк. В 2020/21 учебном году стипендию, в том числе и полную, получал 81% учащихся. Благотворительный стипендиальный фонд школы составляет 7 млрд руб.
«У школы три стратегических цели, – говорит директор «Летово» Михаил Мокринский. – Это поступление учеников в топовые вузы России и мира, высокие места школы в рейтингах и развитие разностороннего человека». За последнее отвечает так называемый внеакадем – занятия во второй половине дня и в выходные. В школе более 100 кружков и клубов, также у каждого ребенка должен быть внеакадем по спорту.
«Летово» – бординговая школа и единственный российский участник Boarding Schools’ Association (по состоянию на 1 сентября 2021 г.). Здесь три вида пансиона: полный, недельный и дневной (таких детей меньше всего). Персонал бординга частично англоязычный, и сам бординг был создан по английскому образцу. Рядом с территорией школы есть три дома, в которых живут учителя, – многие переезжали ради работы в «Летово» из регионов и даже из-за рубежа.
«Новая школа», Москва
Учредитель: благотворительный фонд содействия образованию «Дар», учрежденный по инициативе бизнесмена Никиты Мишина, совладельца оператора железнодорожных перевозок Globaltrans
Год открытия: 2017
Классы: 1–11
Инвестиции в запуск: более 1,5 млрд руб.
Стоимость обучения в 2021/22 учебном году: от 50 000 до 67 000 руб. в месяц
Число учеников в 2020/21 учебном году: около 500 по основной программе, около 100 во «Второй смене» и «Заочке»
Проектная мощность основной программы: 528 человек
«Новая школа» не первый образовательный проект фонда «Дар», основанного в 2005 г. Пилотом стало преобразование районной школы No 261; кроме того, фонд оказывал помощь Центру образования No 548 «Царицыно», «Пятьдесят седьмой школе», Кадетской школе-интернату No 11 «Московский дипломатический кадетский корпус», Европейской гимназии и др.
Поступить в «Новую школу» сложно: конкурс в первый класс – около 15 человек на место. Вступительные испытания многоступенчатые, количество этапов зависит от класса. Один из этапов – собеседование, которое проводится и с ребенком, и с его родителями. Собеседование с родителями нужно, чтобы убедиться, что семья разделяет принципы школы. Здесь учат детей жить самостоятельно, принимать осознанные решения и нести за них ответственность. Задача школы – не только гарантировать своим ученикам достижение определенных академических целей (например, успешную сдачу экзаменов или победу на олимпиаде), но и сохранить гуманистический вектор на самоопределение, развитие личности, внимание к каждому ребенку, его персональное движение. Здесь даже отменили звонки в качестве внешнего регулятора, чтобы дети сами следили за своим расписанием.
С 5-го класса вместо классных руководителей – кураторы групп, а с 10-го у каждого ребенка появляется индивидуальный учебный план. Он формируется на основе образовательных запросов и целей, которые ученики формулируют вместе с тьюторами, преподавателями и кураторами в 9-м классе.
Ученики – в основном из ЗАО и ЮЗАО (школа расположена в Раменках), но есть семьи, которые специально переезжают и снимают квартиры рядом со школой. Дополнительный набор и набор в резерв открыты в 5–10-е классы. Концепция школы предполагает баланс между образовательными результатами и средой. Учебу в классах дополняют образовательные поездки и обширная внеакадемическая программа, в которую входит множество мероприятий в течение года – от осеннего рыцарского турнира до рождественской ярмарки. Регулярно устраиваются экспедиции и поездки с образовательным компонентом, среди них есть бесплатные – за счет фонда «Дар».
Малоимущие семьи могут подать на стипендию и платить за обучение от 50 до 80% от стоимости. Сейчас стипендии получает около 60 семей – 15% от общего числа. Однако и полная стоимость – это не себестоимость, поскольку фонд «Дар» покрывает треть реальных расходов. Кроме основной программы в «Новой школе» есть коммерческие программы дополнительного образования для учеников 5–9-х классов – «Вторая смена» (67 000 руб. в месяц) и «Заочка» (39 000 руб. в месяц). Это площадки, где у детей меньше присутственных дней и больше самостоятельности. Стипендии и льготы не предоставляются.
Ежегодно на поддержку операционной деятельности школы фонд «Дар» тратит около 200 млн руб. «Если бы фонда не было, мы бы существенно сократили расходы, отказались бы от части того, что делаем, и повысили бы цены, – говорит директор «Новой школы» Владимир Ларин. – Пока что решение учредителя – повышать цены на 5% в год, это околоинфляционный уровень».
«Точка будущего», Иркутск
Учредитель: благотворительный фонд «Новый дом», основанный бизнесменом Альбертом Авдоляном, экс-владельцем компании Yota, владельцем компании «А-проперти»
Год открытия: 2020
Какие классы: 1–11, также есть детский сад с 2 лет 9 месяцев
Инвестиции в запуск: более 6 млрд руб.
Стоимость обучения в 2021/22 учебном году: бесплатно
Число учеников в 2020/21 учебном году: 646 (170 дошкольников)
Проектная мощность: 1022 ученика
«Точка будущего» – образовательный комплекс, который решает одну из насущных проблем региона. В Иркутской области в 2020 г. насчитывалось 15 115 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместо того чтобы строить для них детские дома, которые только усиливают изоляцию, бизнесмен Альберт Авдолян решил создать школу, где могли бы вместе учиться дети из кровных и приемных семей (в том числе с особенностями развития). Идею поддержал уроженец Иркутской области Сергей Чемезов, он стал председателем попечительского совета фонда «Новый дом».
Для приемных семей рядом со школой построили коттеджный поселок на 10 домов-дуплексов. В нем поселилось 19 семей, воспитывающих в общей сложности 112 несовершеннолетних детей. Один коттедж полностью заняла семья, в которой растет девять детей. Все семьи – из Иркутской области, но есть те, кто специально поменял прописку ради учебы в «Точке будущего». В конкурсе участвовало больше 150 семей, найденных через органы опеки Иркутской области.
Все приемные дети учатся в «Точке будущего», их около 15% от общего числа. Остальных учеников на 2020/21 учебный год набрали «по кнопке» – приняты были те, кто успел первым подать заявление на сайте. Перед началом этого учебного года прошел добор на 200 мест (100 мест отдали братьям и сестрам тех, кто уже посещает «Точку будущего»). Среди этапов приемной кампании для братьев и сестер были подача анкеты заинтересованности, прохождение мотивационного опроса с элементами эссе и собеседование. Дополнительным этапом для тех, чьи братья и сестры не учатся в комплексе, был отбор с помощью генератора случайных чисел (этот этап включили между мотивационным опросом и собеседованием). Всего на участие в приемной кампании в 2021 г. поступило около 20 000 заявок.
Помимо разработки индивидуальных программ для каждого ребенка школа предоставляет психолого-педагогическое сопровождение. У психологической службы даже есть свой отдельный корпус. Кроме того, с детьми с ОВЗ работают специалисты – логопеды, дефектологи и др. Финансирование школы составляет порядка 600 млн руб. в год. Фонд покрывает все расходы, вплоть до трансфера и школьной формы, зарплата педагогов в «Точке будущего» на 25% выше, чем в области.
Внеакадемическая программа включает более 70 кружков и мастерских, в том числе мастерскую «Умный дом», где школьники учатся обращаться с сантехникой и электрикой. В «Точке будущего» установлено специальное оборудование, где дети выращивают укроп, базилик, огурцы и другие овощи методом гидропоники. «Мы берем совершенно разных детей. Академическая успеваемость не цель для всех и каждого, кому-то важнее творческий потенциал или спортивное будущее. Инклюзия, ради которой все затевалось, уже дает первые плоды, но планомерные выводы можно будет делать через 11 лет, когда школу окончат те, кто пришел к нам в первый класс», – говорит представитель компании «А-проперти» Анастасия Харитонова.