Коллективное чтение. В Москве приобретают популярность книжные клубы
Живые встречи – лучший мотиватор, считают организаторыПо данным Российской книжной палаты, в 2020 г. внутренний книжный рынок сократился: по совокупному тиражу вышло на 19,2% изданий меньше, чем в 2019 г. Но интерес к книгам не упал. В 2020 г. онлайн-продажи бумажных книг выросли на 30–40% по сравнению с предыдущим годом.
Как сообщил «Городу» главный редактор издательства «Альпина паблишер» Сергей Турко, тиражи именно бумажных книг растут шестой год подряд. За первое полугодие 2021 г. рост составил более 40% относительно аналогичного периода 2020 г. Вопреки прогнозам о быстрой цифровизации продажи бумажных книг в России пока в 3 раза превышают продажи электронных. Особенно активно покупают нон-фикшн. Интерес к чтению способствует формированию тематических сообществ. В Москве растет популярность книжных клубов, в рамках которых участники обсуждают прочитанную литературу. Инициаторами таких сообществ выступают не только различные организации (библиотеки, книжные магазины, корпорации), но и частные лица, которые собирают вокруг себя увлеченных людей. Сейчас издается очень много разнообразной литературы, и людям нужны ориентиры, а также живое общение, которого из-за тотальной диджитализации стало не хватать.
Хобби как бизнес
Сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда Fores Ventures Павел Анненков давно мечтал превратить свое хобби – написание книжных обзоров в Facebook (признан экстремистской организацией и запрещен в РФ) – в нечто большее. В 2018 г. он открыл книжный клуб «12». Первыми участниками стали друзья и коллеги бизнесмена – предприниматели и топ-менеджеры. В пандемию его клубу, как и многим подобным проектам, пришлось переместиться в Zoom.
В клубе Анненкова читают в основном нон-фикшн на темы бизнеса. Главная идея клуба отражена в названии: одолеть за год 12 произведений, по одной книге в месяц. Абонемент на полгода стоит 35 000 руб., на год – 60 000 руб. Достаточно высокую цену Анненков объясняет необходимостью «отсеивать случайных людей». Члены клуба раз в месяц встречаются, чтобы обсудить прочитанное, в ресторанах – еда и напитки входят в стоимость абонемента. Примерно 10% постоянных участников предпочитают книги в аудиоформате, остальные – в бумажном или электронном (соотношение примерно одинаковое). На каждую сессию приглашается спикер по теме книги. По наблюдениям Анненкова, многие его знакомые из мира бизнеса активно покупают книги, но читать не успевают. Чтобы люди находили на чтение время, нужен пассионарий, который бы заряжал их энтузиазмом, убежден предприниматель.
С ростом соцсетей также наблюдается бум «букстаграммеров» и «буктокеров», которые организуют онлайн-сообщества книгочеев. Однако, как считает основатель клуба «12», лучший мотиватор все-таки живые встречи. Это еще и возможность нетворкинга и качественного общения.
Мнение Анненкова разделяет и Оксана Ткачева, основательница образовательного проекта «Умные курсы», который помимо лекций по истории, искусству и музыке включает и книжный клуб. «Наш клуб – это возможность совместить развлечение и обучение. У людей, приходящих к нам, помимо интереса к чтению, есть запрос на качественное живое общение. Сегодня это стало новой ценностью», – отмечает Ткачева. Литературные завтраки проекта «Умные курсы» проходят еженедельно в московских кафе, абонемент на четыре встречи стоит 4900 руб. Ткачева по профессии экономист, пять лет назад, будучи домохозяйкой, мечтала основательно изучать литературу с экспертами, но в неформальной обстановке. На тот момент не нашлось устраивающего ее формата книжного клуба, и Ткачева решила создать его сама. На первую встречу пришли подруги, а потом хобби стало бизнесом: запись на цикл литературных завтраков, по словам предпринимательницы, закрыта на год вперед. Обсуждение прочитанной зарубежной и русской классики модерируют спикеры. Основательница клуба сама ищет лучших, по ее мнению, преподавателей литературы из вузов и школ.
Второй этап школьной программы
В последние пару лет появились сообщества по чтению и обсуждению нишевых изданий. Например, художественных и научных произведений про собак или современной прозы, написанной только женщинами. Часто в книжных клубах выбирают русскую классику. «Если ты читал классику только в школе — можно сказать, что ты ее еще не читал, – объясняет Ткачева. – Эти произведения писались взрослыми людьми для взрослых, а в 15 лет у нас нет достаточного эмоционального и интеллектуального опыта, чтобы прочитанное понять и оценить».
В клубе при книжном магазине «Достоевский» на Воздвиженке с конца лета ежемесячно проводят встречи «Филолог против психолога». Приглашенные специалисты разбирают вместе с участниками за символическую стоимость в 200 руб. Достоевского, Пушкина, Островского и прочих классиков из школьной программы. Классику – Софокла, Расина, Шекспира, Чехова и Островского, Борхеса и Сэлинджера – читают и обсуждают также под руководством литературного критика Галины Юзефович в «Сколково». Там книжный клуб действует с 2017 г., посещают его в основном студенты бизнес-школы. В этом сезоне двухчасовые встречи проходят раз в неделю и стоят по 2500 руб. с человека. По словам куратора клуба Евгении Овасапян, на них собирается до 50 любителей чтения.
Обсуждения русской и зарубежной классики проходят и в книжном клубе при баре «Ровесник» в Малом Гнездниковском переулке. Клуб второй год ведет Илья Клишин, медиаконсультант, сооснователь компании KF Consulting и по совместительству «книжный инфлюенсер». Книги выбирают путем голосования в закрытом Telegram-канале. На повестке ежемесячных бесплатных встреч два произведения: роман и проза малого формата. «У большинства людей единственный опыт обсуждения книг – на школьных уроках. То есть в иерархическом и строго регламентированном формате, – объясняет Клишин. – У нас же комфортное и безопасное пространство, где происходит горизонтальное общение». По его словам, в книжном клубе собирается пестрая аудитория от 20 до 60 лет. Но в основном это студенты и молодые предприниматели.
Под эгидой корпораций
Члены одного из старейших московских клубов (основанного в 2012 г.) «Проект книги» – читают и классику, и книги по психологии, философии, мифологии, научно-популярной биологии. Как объясняет соосновательница, выпускница Института культуры Мария Кислицына, выросшая в доме, «где всегда был культ книг», этот клуб для тех, кто «готов долго читать сложные вещи и глубоко изучать механизмы работы мышления». «Проект книги» предлагает разные форматы – офлайн и онлайн, индивидуальные занятия (от 12 000 до 20 000 руб. за два часа) и программы на пять лет (около 2000 руб. за двухчасовое занятие раз в неделю). В первый год в клубе осваивают базовую программу из 12 книг, в числе которых «Агрессия» Конрада Лоренца, «Пир» Платона, «Смысл любви» Соловьева, «Миф машины» Льюиса Мамфорда и «Древний человек в городе» Александра Пятигорского. Среди клиентов «Проекта книги» немало владельцев бизнесов, желающих организовать книжный клуб внутри компании. Как считает Кислицына, один из полезных побочных эффектов таких инициатив в том, что, постигая язык серьезных книг, «сотрудники начинают яснее понимать друг друга».
Факт растущего спроса на корпоративные книжные клубы подтверждает и Анастасия Мозер, директор b2b-продаж подразделения Alpina Digital (входит в издательскую группу «Альпина»). Среди компаний с активными книжными сообществами – «Росатом», Ticketland, Qiwi, DPD. По словам Мозер, в пандемию книжные онлайн-клубы помогали руководителям выстраивать удаленную коммуникацию, а сейчас, по возвращении в офлайн, стали подспорьем в восстановлении эффективного живого взаимодействия. «Задачи у каждой компании могут быть свои. У кого-то это популяризация чтения, у кого-то сплочение команды, кто-то организует книжные клубы для поддержания и развития кадрового резерва, кто-то в принципе внедряет формат клубов, не только книжных, для улучшения командной работы», – объясняет Мозер. Кислицына добавляет: «Книжный клуб – это отдушина для тех, кто хочет почитать что-то кроме текстов по работе или коротких сообщений в соцсетях и поговорить о чем-то еще кроме ковида».