По призванию или по стечению обстоятельств. Московские таксисты – о своей работе на дорогах города
«Было стыдно, что работаю в такси»Садясь в такси, мы невольно задумываемся, что же произошло в жизни человека, раз он решил стать водителем. Многие поначалу не хотели работать в такси, но, попробовав, решили остаться и не пожалели. Московские таксисты рассказали «Городу», как чувствуют себя в профессии и с какими сложностями сталкиваются.
«Было стыдно, что работаю в такси»
Николай Кодолов пришел в отрасль в 2017 г. Он вряд ли бы сел за руль такси, если бы не жизненные обстоятельства. Раньше Николай работал на руководящих должностях у операторов связи, но из-за кризиса в 2014 г. начались сокращения, и он остался без работы. Попытался устроиться в своей же отрасли, удалось ненадолго. Пришлось в очередной раз искать способы, как заработать.
– Я несколько месяцев не решался идти работать в такси, потому что нужно было наступить на горло своим принципам: ведь у меня были хорошие должности и доход. Для меня это было, как спуститься на самое дно.
Спустя месяцы раздумий он все-таки принял решение. Семья к новостям о такой резкой смене деятельности отнеслась с осторожностью, но особого выбора на тот момент не было. «Мне даже было стыдно говорить кому-то, что я работаю в такси», – признался он.
Первые несколько месяцев все было интересно и в новинку, хотя материальное удовлетворение было средним. А когда удалось изучить все тонкости, пришли первые трудности. Условия работы менялись – например, когда такси перешли на фиксированные тарифы вместо оплаты по счетчику, заработок упал.
– В такси ситуация постоянно меняется, и если ты не подстраиваешься под обстоятельства и не ищешь выходы, то твои заработки оставляют желать лучшего.
Машину Николай взял в аренду, работает он с помощью агрегатора. Пару лет назад за смену в 12 часов можно было заработать от 3000 до 5000 руб.
– Сейчас в разные промежутки времени по-разному. Зависит от внешних факторов – это и погода, и, к примеру, ситуация с обязательной вакцинацией – она на короткий промежуток времени повлияла на отток водителей, их стало меньше, цены поползли вверх. Сейчас от 5000 в среднем за смену можно заработать.
С психологической точки зрения находиться по 12 часов на линии тяжело. Ощущаешь себя так, будто выпил залпом стакан крепкого алкоголя, делится Николай. Справиться с такого рода сложностями ему помогает хобби.
– Я люблю путешествовать и могу в какой-то день вскочить, уехать в другой город, в какие-то интересные места Подмосковья. Или на 2–3 дня уехать куда-то подальше, посмотреть новое и необычное – для меня это энергетическая подпитка.
Подстраиваться под новые реалии пришлось и в период пандемии, когда все общественные места и заведения общепита в Москве закрыли. Николай две недели просидел дома. В итоге ушел работать в доставку.
– Я не пожалел. При минимальных трудозатратах получал приличную компенсацию. А после снятия ограничений работа в такси снова стала доходной, я вернулся.
В этом году работу за рулем Николай сократил, поскольку начал активнее заниматься общественной деятельностью. Еще в 2018 г. он вместе с коллегами создал общественную организацию по защите конституционных и трудовых прав работников такси.
– Мне интересно работать с людьми, что-то создавать. Всю жизнь занимался работой, когда нужно было креативить, строить с нуля. На линию теперь выхожу ненадолго, чтобы не отставать и понимать тенденции, как работают люди, с чем сталкиваются, потому что без этого сложно решать вопросы и помогать.
Теперь Николай не стыдится своей деятельности: «Я уже могу сказать с гордостью, что работаю в такси, потому что мне удалось найти свою нишу, заниматься тем, что мне нравится».
«К вам приехал водитель, а не девушка»
София-Виктория Вилкова по образованию юрист, начала работать в такси полтора года назад, учась на четвертом курсе университета. Расписание занятий было плавающим, поэтому она решила занять свободное время.
– Мой друг незадолго до этого работал в такси, сказал, что остался в восторге, вот и я решила попробовать. Мама к моему решению отнеслась положительно, она вообще очень гордится тем, что я занимаюсь любимым делом. Часть друзей сразу хорошо восприняли такую новости, другие поначалу удивлялись.
София обожает свою работу за свободный график: он позволяет подольше поспать, не спеша собраться и решить все свои вопросы.
– Я богема, и мне нравится красиво позавтракать, принять душ, сделать маску для лица, днем выйти на линию и поработать до вечера. Но когда ты сама себе начальник, очень легко скатиться в безделье и лень. Выстроенный график помогает дисциплинировать.
На старте был обычный синдром новичка: когда ты волнуешься перед встречей с пассажиром, трепетно относишься ко всему. Например, было желание постоянно протирать сиденья и чуть ли не открывать двери пассажирам, рассказала София.
– Сейчас, когда я осознаю, что пришла работать в 22 года в такси класса «комфорт+», с нуля, без поддержки коллег, с ужасом вспоминаю, как вообще на это решилась. Тогда мне казалась: ну а что такого?
По словам Софии, девушка – водитель такси вызывает неоднозначную реакцию. Все были в шоке – водители такси, автобусов и пешеходы.
– Меня фотографировали за рулем. Я стою в пробке, поворачиваю голову налево: стоит машина и мужчина фотографирует меня. Я помахала ему рукой, а он показал большой палец вверх. Но реакция положительная.
Пассажирам приходилось объяснять, что в первую очередь к ним приехал водитель и неважно, какого он пола. Сейчас стали удивляться меньше, поскольку женщин в такси работает довольно много.
Один раз девушка везла мужчину с ребенком. По словам Софии, пассажир был настроен категорично и всю дорогу говорил, что женщины никогда не будут делать определенные вещи лучше мужчин, в том числе и водить машину. Но в конце поездки все-таки сделал комплимент езде и поблагодарил.
Бывает и так, что пассажиры спрашивают с удивлением: «А как вы докатились до такой жизни?» Время от времени пытаются познакомиться, пару раз приглашали куда-нибудь сходить. «Всегда отказываюсь, особо настойчивым приходится лукавить, что «мужу не очень понравится», – рассказывает девушка.
София говорит, что в такси можно хорошо зарабатывать, даже несмотря на все расходы. Девушка оформлена как самозанятая, и это позволяет покупать у агрегатора смену за 1850 руб. в день. Аренда машины обходится примерно в 3000 руб., траты на бензин – 1300 руб. в день. При этом девушка ежемесячно платит налоги от 8000 до 13 000 руб.
– И даже при учете этих трат остается вполне приличная сумма – все деньги от заказов поступают на счет водителя. Прибыль разная, зависит от занятости и моего желания, от 90 000 до 150 000. Я знаю точно, можно и больше, но меня такой заработок пока устраивает.
В пандемию, когда количество заказов снизилось, София уехала домой, в Кемеровскую область. Тоска по работе в тот период была очень сильной.
– Когда встречала у себя в городе машины «Хендай Соната» 2018 г., именно на такой я работала, то провожала их взглядом со слезами, скучала и по пассажирам.
«Сейчас очень рада, что вернулась и вновь могу работать», – заключила она.
«Предложу вам «нормальную» работу»
Никита Садыков – фотограф. Три года назад он искал работу со свободным графиком, чтобы в любой момент можно было сорваться и улететь в Стамбул. Там Никита занимался рекламной съемкой для отелей, ресторанов и кино.
– Я улетал на неделю или на месяц, делал работу и возвращался в Москву. Когда подолгу уезжать в Стамбул стало невозможно из-за семейных проблем, начал летать ненадолго. Это перестало кормить. В итоге начал работать в такси.
Принятое решение повергло родных и близких Никиты в шок, поскольку в глазах людей – это жесткое падение и трагическое жизненное обстоятельство.
По словам Никиты, поначалу все было непривычным, а свой первый заказ он запомнит надолго. Вечером вышел на линию и очень волновался, что все пойдет не по плану.
– Боялся, что нажму не ту кнопку в приложении, что пассажиры поймут, что в роли таксиста я выступаю всего лишь третью минуту. И тогда действительно я все сделал неправильно технически и заработал меньше денег, чем должен был.
При этом Никита сразу почувствовал себя комфортно и в роли водителя, и в общении с постоянно меняющимися в салоне пассажирами. Он уверен: таксисту нужно быть готовым к тому, что люди попадаются разные, не всегда с хорошим настроением, с претензиями и своими предпочтениями, и не стоит все принимать на свой счет.
– Это касается любой сферы услуг. В нашем случае если понимаешь, что пассажир не способен идти на какой-то адекватный контакт, то просто завершаешь поездку и прощаешься с человеком. У меня такое бывало.
Особенно накалилась обстановка в период жестких ограничений в пандемию.
– Когда ввели QR-коды, пассажиры не хотели их предъявлять, а я не мог начать поездку. Были столкновения, претензии, но таких людей я тоже отправлял на тротуар.
На заработки Никита не жалуется. В месяц может заработать от 100 000 руб. чистыми и больше – после всех расходов (аренда машины, бензин, оплата штрафов, мойки и покупка смены у агрегатора).
Никита предпочитает не работать по ночам. В это время суток приходится возить «разгоряченных людей», которые не всегда способны себя контролировать. Ему не нравится, когда пассажиры начинают требовать оказать те услуги, которые не предусмотрены в такси, например включать музыку на полную громкость.
– В такие моменты приходится объяснять, что мы не в концертном зале, не в караоке и не у них дома. А громкая музыка звучать не будет, потому что она мешает вести автомобиль, я должен слышать дорогу. Вообще, когда люди говорят, что они клиенты и они «заказывают музыку», это вызывает раздражение.
Также Никите не нравится, когда во время поездки пассажир начинает курить или пить спиртное. Гораздо приятнее иметь дело с пассажирами, которые молчат всю дорогу или же, наоборот, заводят разговор, при этом ведут себя уважительно. Некоторые даже предлагают «нормальную работу».
– Однажды я вез девушку лет 20. Она мне говорит, что может предложить нормальную работу: ей нужен персональный водитель. Я ей объяснил, что не ищу «нормальную» работу, мне моя нравится. Она сказала, что желающих стать личным водителем много, но нужен порядочный, чтобы не приставал. И выпалила: «Вот вы бы не приставали, я уверена». Я тогда задумался, был ли это комплимент или же я выгляжу нерешительной размазней.
Сейчас работа Никиту устраивает, родные тоже приняли этот факт. А вот от съемок в Стамбуле пока пришлось отказаться, хотя он по ней скучает.
– До сих пор мне оттуда звонят, но теперь уже начинать историю со Стамбулом нужно, если закруглюсь с такси окончательно. Но пока мне здесь очень нравится.
Он к тому же ведет свой YouTube-канал и блог в Telegram, где рассказывает о своей работе.