Руки вверх: испытываем в деле Nissan Qashqai
Популярный кроссовер обзавелся электронными фишкамиПандемия коренным образом переформатировала туриндустрию. Многие излюбленные места отдыха все еще закрыты для авиаперелетов. Зато внутренний туризм процветает. Россияне стали путешествовать по стране активнее прежнего, и половина отправляется в отпуск на автомобиле.
Путешествовать на машине удобно: ты не привязан к одному месту, можно менять дислокацию хоть каждый день. Но дорога от дома до места отдыха нередко исчисляется тысячами километров, а длительная монотонная езда небезопасна: водители утомляются, теряют внимание, что нередко приводит к авариям. Здесь очень кстати приходятся современные водительские ассистенты. Система автоматического торможения, адаптивный круиз-контроль, функция удержания в полосе – реальные помощники, снижающие вероятность попадания в ДТП.
Водительские ассистенты на дорогих машинах уже стали общим местом, и сейчас они появляются на сравнительно бюджетных моделях. Почти у всех дебютантов компактного сегмента есть на борту, пусть и в качестве платной опции, что-то подобное. А вот выпускающийся уже не один год Nissan Qashqai обзавелся комплексом ProPilot в разгар своей карьеры. Доплата за эту систему составляет 96 000 руб. Какую пользу она приносит?
Тяни-толкай
Одна из основных причин ДТП в многочасовых поездках – усталость. Все не раз видели сюжеты, когда автомобиль ни с того ни с сего выезжает на встречку или обочину. Потом выясняется, что водитель просто уснул за рулем. Реальной панацеей для таких ситуаций служит система удержания полосы движения. Расположенная в районе салонного зеркала камера контролирует разметку, и, как только она видит, что автомобиль ее непреднамеренно (читай – без включения поворотника) пересекает, подается команда электроусилителю руля и машина самостоятельно возвращается на путь истинный.
На словах все легко и просто, но в реальной жизни система срабатывает не всегда. Плохая разметка, солнечная тень, блики, сильный дождь – все это ограничивает эффективность работы ассистента. А в поворотах большой крутизны он и вовсе складывает с себя полномочия. Ассистенты – это не замена, а помощники водителю. Подстрахуют, если вы отвлеклись, скажем, на смартфон или еще куда. Полностью полагаться на электронику пока еще рано.
Важный нюанс: для России ProPilot идет в упрощенном варианте. Европейские версии дополнены камерой в салоне, которая следит, чтобы взгляд водителя был направлен на дорогу. Если все хорошо, система позволяет ему снять руки с руля. Российский Qashqai на такое не способен: когда водитель перестает держать штурвал, уже через 7–8 секунд загорается индикация на панели приборов. Если реакции не последует, автоматика плавно остановит машину в пределах своей полосы, включит аварийку и активирует ручник. Вдруг водитель плохо себя почувствовал?
В пакет ProPilot входит и адаптивный круиз-контроль. Он позволяет «привязаться» к впереди идущей машине и следовать в ее ритме: синхронно разгоняться и тормозить вплоть до полной остановки. Если привал не превысил трех секунд, Qashqai стартует за ведущей машиной самостоятельно. Превысил – тогда для начала движения придется нажать кнопку RES или коснуться акселератора. Только нужно учесть: с активированным круиз-контролем Nissan набирает ход очень неспешно – его то и дело приходится пришпоривать педалью газа.
Система позволяет выбрать три варианта дистанции между машинами: почтительную, среднюю и малую. С выбранным минимальным расстоянием Qashqai едет практически бампер в бампер. Если лидер затормозит, экипаж Nissan буквально повисает на ремнях безопасности. Немного суетливо, зато надежно.
Водитель может регулировать выбранный потолок скорости движения кнопками +/– в правой части руля. Одним коротким нажатием – на 1 км/ч, длительным удержанием – на 10 км/ч. Этим нас не удивишь. А вот связать работу круиза с навигацией ниссановцы не сподобились, хотя некоторые производители уже не один год применяют это решение. Жаль, ведь это невероятно удобно, когда машина сама сбавляет ход перед нужным съездом с магистрали или при прибытии в населенный пункт.
Систему автоторможения не помешало бы дополнить функцией распознавания пешеходов и велосипедистов – на данный момент она реагирует исключительно на автомобили.
Все под контролем
Одновременно с комплексом ProPilot появилась и телематическая система Nissan Connect – интерактивная связь с автомобилем через мобильное приложение. Там можно отслеживать историю поездок, местоположение машины и ее пробег, поставить/снять автомобиль с охраны, узнать запас топлива, напряжение в бортовой сети, температуру воздуха в салоне. Также есть возможность дистанционного запуска двигателя – благодаря этому зимой можно садиться уже в предварительно прогретый автомобиль. Плюс прямая связь с дилером и службой поддержки Nissan Assistance, чтобы получить помощь на дороге. Это очень важная доработка, заметно облегчающая жизнь владельцу Qashqai. Также дистанционно можно включить звуковой сигнал – когда видишь, что кто-то бродит кругами вокруг припаркованной машины, интересуясь содержанием салона.
А еще ниссановская медиасистема одной из первых научилась использовать «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» в рамках соединения со смартфоном через протоколы Apple CarPlay или Android Auto. Очень удобно: еще по пути к машине можно проложить маршрут в телефоне, а потом, подключившись к мультимедийке, навигатор Qashqai уже будет готов вести к точке назначения. С учетом трафика, предупреждая о камерах и дорожных работах – все, как мы любим.
Словом, возможности электроники серьезные. И на этом фоне становится очевидно, что экрану медиасистемы не достает четкости изображения (у конкурентов она повыше), да и размер диагонали не помешало бы увеличить: 7 дюймов по нынешним временам не впечатляют.
Смотрим вперед
Технических изменений Qashqai не получил. Из гаммы двигателей минувшей весной удалили малопопулярный дизель. Базовым служит 1,2-литровый 115-сильный турбомотор, с которым машина может быть только переднеприводной. Полный привод дороже – в версии с 2-литровым атмосферником. По мощности он чуть уступает основным соперникам (144 против 150 л. с.), но на практике этого не замечаешь – едет Qashqai бойко и способен разогнаться до 100 км/ч за 10,5 с. Другое дело, что расход топлива великоват. В среднем уходит 10–11 л/100 км. Основные конкуренты в таких же условиях выпьют на 1,5–2 л меньше.
Главные соперники Qashqai в России – более молодые Skoda Karoq, Kia Seltos и Volkswagen Taos. По управляемости, плавности хода, шумовиброизоляции Qashqai им плюс-минус соответствовал. Отставание было в электронной начинке и актуальности дизайна, в первую очередь – интерьера.
После модернизации Nissan догнал конкурентов по электронике, но налет старомодности в оформлении салона никуда не делся. Вносить сюда серьезные коррективы японцы не стали, поскольку уже показан Qashqai нового поколения с модным дизайном интерьера и экстерьера. Но до России свежая модель доберется не раньше чем через год – Nissan требуется время для подготовки производства на заводе в Санкт-Петербурге.