Читайте также
Как Гостиный двор пытается стать полноценным арт-кластером
Эксперты дали оценку спроектированным вместе с москвичами территориям столицы
Как зарождался проект ГЭС-2: поиск цвета, пространства и философии места

Навстречу человеку: как меняются общественные пространства Москвы

В каких локациях нуждается столица
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Работы по преобразованию столичных общественных пространств начались с парковых территорий. Произошло это вскоре после реконструкции ЦПКиО им. Горького в 2011 г. «У людей появился запрос на качественные изменения. Они увидели, что общественные пространства – это не только какие-то шашлычные или аттракционы», – поясняет урбанист Аркадий Гершман. В современном мире общественные территории стали неотъемлемой частью жизни, в первую очередь как место коммуникации и социализации, и помогают мегаполисам бороться за людей. «Чем выше у человека квалификация, тем больше у него запросов на комфортную, безопасную, дружелюбную среду и возможность самореализоваться. Все это дают общественные пространства», – считает Гершман. 

В духе времени

«Лет 10–15 назад планирование городских территорий происходило по принципу, заложенному в СССР: большие площади, масштабные парки с исполинскими скульптурами и архитектурными формами, которые должны символизировать мощь новой империи. Человек в них становится лишним», – объясняет архитектор Елена Тальская. 

Теперь ситуация изменилась. «Современное общественное пространство помимо эстетического оформления наделено артикулированной функциональностью: пешеходные зоны, зоны отдыха у воды, спортивные парки, детские площадки, амфитеатры как место отдыха», – уточняет соучредитель группы компаний «Центр» Сергей Георгиевский. Такие территории должны быть эстетически привлекательными, комфортными и безопасными. При этом они могут выполнять функции, способствующие популяризации знаний и искусства, общению с природой. 

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Москва следует общемировым трендам. «Это создание пешеходных зон, ревитализация waterfront, формирование и благоустройство коммуникационных коридоров, дружелюбные человеку инклюзивные площадки, удовлетворение запросов различных целевых аудиторий», – подчеркивает Георгиевский. 

Другой современный тренд – уход от желания построить на века. «Гранит и мрамор в отделке меняют на дерево и металл. Конструкции становятся более легкими, их можно быстро заменить в зависимости от актуальных потребностей», – объясняет Тальская.

По мнению архитектора, изобретателя, сооснователя студии M-A Space, эксперта в прототипировании городов будущего, члена Laka Perspectives Professional Club Анны Будниковой, в Москве увеличилась ценность так называемых полуобщественных пространств, к которым можно отнести внутренние дворы жилых комплексов. «Перейдя на удаленку, многие оценили преимущество работы на свежем воздухе рядом с домом, чтобы можно было прогуливаться и разминаться в течение дня, – поясняет Будникова. – Появилась потребность в локациях для работы. Такие пространства есть, но их нужно масштабировать». В мегаполисе важную роль играют озелененные территории, ведь это ресурс для отдыха в природном или природоподобном окружении, соглашается Георгиевский.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Парки, площади, набережные для людей

По мнению Тальской, при благоустройстве парков и площадей хорошо работает принцип контраста – то, что горожанин не ожидает увидеть в том или ином месте. Архитектор привела в пример деревянные качели на площади Маяковского, полевую траву и горные сосны на фоне Кремля в Зарядье. «Организация велопешеходной инфраструктуры, тематических зон, современное оборудование игровых и спортивных площадок, удобная навигация, повышение безопасности – все это стало нормой для московских парков. В допандемийное время парки, особенно находящиеся в подчинении департамента культуры, предлагали богатую событийную программу», – добавляет Георгиевский. Новые локации, по словам специалиста, в устоявшейся городской структуре появляются редко. «Хотя Москве повезло: Зарядье, парк на Ходынском поле, Парк света в Бибиреве, зеленая зона в Братееве. Это новые рекреационные территории с современным подходом к организации парков: там увеличены площади, натуральный ландшафт, спортивные площадки», – уточняет специалист.

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Пешеходными становятся набережные, хотя еще 10 лет назад сложно было представить, что автомобильное движение по ним будет перекрыто, продолжает Георгиевский. Работы по преобразованию прибрежных зон начались с Крымской набережной в 2013 г., затем реконструировали Пушкинскую, Воробьевскую, набережную Москвы-реки в парке Фили. Благоустройство продолжается. Например, в 2022 г. на Крутицкой набережной планируется создать прогулочную зону с пешеходными дорожками, высадить деревья и кустарники, установить скамейки, организовать площадки для отдыха. «При реорганизации набережных приоритет отдается пешеходу, восстанавливаются функциональные, визуальные, планировочные связи с рекой. Создаются зоны отдыха у воды, к сожалению без купания из-за плохого качества воды», – объясняет Георгиевский. 

Обновленные улицы

За прошедшие 10 лет удалось очистить улицы от функционального и визуального шума. «Исчезли аляповатые временные торговые объекты, сократилось количество рекламы, ликвидированы громоздкие рекламные носители», – говорит Георгиевский. 

Часть центральных улиц совсем закрыли для транспорта, полностью превратив в пешеходные (Кузнецкий Мост, Рождественка, Никольская, Камергерский и Столешников переулки). «Людям стало удобнее передвигаться около Третьяковской галереи – в Климентовском, Лаврушинском, Малом Толмачевском переулках. То же можно сказать и о Новом Арбате, где после благоустройства пешеходы чувствуют себя комфортно, несмотря на проходящую вдоль него транспортную магистраль», – добавляет Будникова.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Пешеходность столицы со временем улучшается еще и за счет расширения тротуаров, считает Гершман. «Опыт благоустройства улиц столицы – один из самых передовых. Если дизайн улицы сделан правильно, то ошибка водителей и пешеходов не приводит к трагедии в ДТП. В этом плане реконструкция в Москве отвечает шведской программе безопасности Vision Zero, и это самое лучшее, что пока есть в России. За МКАД только умеют ставить километры заборов, свято верят, что чем больше знаков – тем улица безопаснее. Безопасность как качество общественных пространств – одно из ключевых требований, и оно в Москве постепенно повышается», – объясняет Гершман. 

Хорошее общественное пространство с течением времени может трансформироваться без глубокой реконструкции. Улица в этом случае самый удачный пример гибкости, уточняет Гершман. «Самый яркий пример – летние веранды, которые дают новые возможности для встреч, отдыха, переговоров. Все это без каких-то больших строительных проектов, – объясняет он. – Когда в период пандемии ввели ограничения на вход в кафе, широкие тротуары компенсировали эти потери». 

Однако при реконструкции улиц не всегда учитывается их индивидуальность. «Практически повсеместно нарушены системы отвода поверхностного стока, некачественно уложена плитка, – отмечает Георгиевский. – Встречаются не соответствующие месту проектные решения: малые архитектурные формы, озеленение, колористика». 

Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Не всегда правильно работает навигация. Она напоминает людям, хорошо знающим город, как куда добраться, но не помогает плохоориентирующимся или приезжим. «Если касаться комфортности одновременного пребывания людей разного возраста и менталитета на улицах, то надо отметить некомплементарную активность пользователей велосипедов и самокатчиков. Встреча с доставщиками еды и активной молодежью всегда испытание для спокойно идущего пешехода», – продолжает эксперт. 

По мнению Будниковой, московские общественные пространства развиваются в нужном направлении, однако больше внимания следует уделять микрорайонам. 

«Городские власти должны обратить внимание на освещение дворовых пространств и их долговечное благоустройство. На повестке дня – круглосуточный комфорт и безопасность людей вне дома», – поясняет специалист.

Автомобильные стоянки необходимо максимально перенести под землю, чтобы создать безопасную и комфортную среду. Следует создавать больше разнообразных элементов в общественных зонах – тренажеры, «капсулы», барные стойки – для спорта, работы и отдыха, вывести больше зон к воде – на набережные или холмы, а также делать больше ярких цветочных зон, заключила Будникова.

Самое популярное
Наш город
Кошки в короне: археологи в Москве нашли 400-летние изразцы
Старинные плитки находились на территории Чижевского подворья и на Тверской
Наш город
Квартирный ответ: как в Москве реализуется программа реновации
С 2017 года более 176 000 москвичей получили новые квартиры в современных домах
Умный город
Навигация и 3D-миры: как в Москве тестируют инновации в сетях нового поколения
Столичный 5G-демоцентр предоставляет доступ к сверхскоростным сетям и уникальному оборудованию
Наш город
Москва примет в декабре представителей делового туризма из стран БРИКС
В рамках мероприятия обсудят развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры, ключевые тренды и вызовы в MICE-индустрии
Наш город
Наука и IT: Москва поддержит предпринимателей грантами на оборудование
С января одобрено почти 1,9 млрд рублей в качестве субсидий для бизнеса
Наш город
Объем поддержанного Москвой экспорта достиг почти 20 млрд рублей в 2024 году
Собянин назвал ключевые направления торговли столичных компаний
Наш город
95 лет Московскому планетарию и «Тройка» с аксолотлем – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Движение вверх: в ТиНАО создадут центр подготовки сборных России по баскетболу
В планах также развитие инфраструктуры в разных районах столицы
Наш город
Для досуга и работы: в Бирюлеве Западном будет построена новая улица
Почти 15 000 человек улучшат условия для жизни
Культурный город
Куда пойти в выходные 9–10 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о строительстве станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро
Создание московского городского вокзала здесь завершится в 2028 году
Культурный город
Рок-концерт и философская притча: главные театральные премьеры начала сезона
В репертуаре московских театров – космический балет, китайская комедия и венгерская оперетта
Горожане
Дарья Савельева: «Мы начинаем врать, потому что врем себе»
Звезда «Обычной женщины» – о магии актерской работы, домашних любимцах и Московском планетарии
Наш город
Быстрее, удобнее, вместительнее: как изменился наземный транспорт Москвы
С 2010 года столичные власти провели ряд масштабных реформ общественного транспорта
Наш город
Здоровый стандарт: как меняются поликлиники столицы
Второй этап перезагрузки амбулаторного звена завершится в 2025 году