Навстречу человеку: как меняются общественные пространства Москвы
В каких локациях нуждается столицаРаботы по преобразованию столичных общественных пространств начались с парковых территорий. Произошло это вскоре после реконструкции ЦПКиО им. Горького в 2011 г. «У людей появился запрос на качественные изменения. Они увидели, что общественные пространства – это не только какие-то шашлычные или аттракционы», – поясняет урбанист Аркадий Гершман. В современном мире общественные территории стали неотъемлемой частью жизни, в первую очередь как место коммуникации и социализации, и помогают мегаполисам бороться за людей. «Чем выше у человека квалификация, тем больше у него запросов на комфортную, безопасную, дружелюбную среду и возможность самореализоваться. Все это дают общественные пространства», – считает Гершман.
В духе времени
«Лет 10–15 назад планирование городских территорий происходило по принципу, заложенному в СССР: большие площади, масштабные парки с исполинскими скульптурами и архитектурными формами, которые должны символизировать мощь новой империи. Человек в них становится лишним», – объясняет архитектор Елена Тальская.
Теперь ситуация изменилась. «Современное общественное пространство помимо эстетического оформления наделено артикулированной функциональностью: пешеходные зоны, зоны отдыха у воды, спортивные парки, детские площадки, амфитеатры как место отдыха», – уточняет соучредитель группы компаний «Центр» Сергей Георгиевский. Такие территории должны быть эстетически привлекательными, комфортными и безопасными. При этом они могут выполнять функции, способствующие популяризации знаний и искусства, общению с природой.
Москва следует общемировым трендам. «Это создание пешеходных зон, ревитализация waterfront, формирование и благоустройство коммуникационных коридоров, дружелюбные человеку инклюзивные площадки, удовлетворение запросов различных целевых аудиторий», – подчеркивает Георгиевский.
Другой современный тренд – уход от желания построить на века. «Гранит и мрамор в отделке меняют на дерево и металл. Конструкции становятся более легкими, их можно быстро заменить в зависимости от актуальных потребностей», – объясняет Тальская.
По мнению архитектора, изобретателя, сооснователя студии M-A Space, эксперта в прототипировании городов будущего, члена Laka Perspectives Professional Club Анны Будниковой, в Москве увеличилась ценность так называемых полуобщественных пространств, к которым можно отнести внутренние дворы жилых комплексов. «Перейдя на удаленку, многие оценили преимущество работы на свежем воздухе рядом с домом, чтобы можно было прогуливаться и разминаться в течение дня, – поясняет Будникова. – Появилась потребность в локациях для работы. Такие пространства есть, но их нужно масштабировать». В мегаполисе важную роль играют озелененные территории, ведь это ресурс для отдыха в природном или природоподобном окружении, соглашается Георгиевский.
Парки, площади, набережные для людей
По мнению Тальской, при благоустройстве парков и площадей хорошо работает принцип контраста – то, что горожанин не ожидает увидеть в том или ином месте. Архитектор привела в пример деревянные качели на площади Маяковского, полевую траву и горные сосны на фоне Кремля в Зарядье. «Организация велопешеходной инфраструктуры, тематических зон, современное оборудование игровых и спортивных площадок, удобная навигация, повышение безопасности – все это стало нормой для московских парков. В допандемийное время парки, особенно находящиеся в подчинении департамента культуры, предлагали богатую событийную программу», – добавляет Георгиевский. Новые локации, по словам специалиста, в устоявшейся городской структуре появляются редко. «Хотя Москве повезло: Зарядье, парк на Ходынском поле, Парк света в Бибиреве, зеленая зона в Братееве. Это новые рекреационные территории с современным подходом к организации парков: там увеличены площади, натуральный ландшафт, спортивные площадки», – уточняет специалист.
Пешеходными становятся набережные, хотя еще 10 лет назад сложно было представить, что автомобильное движение по ним будет перекрыто, продолжает Георгиевский. Работы по преобразованию прибрежных зон начались с Крымской набережной в 2013 г., затем реконструировали Пушкинскую, Воробьевскую, набережную Москвы-реки в парке Фили. Благоустройство продолжается. Например, в 2022 г. на Крутицкой набережной планируется создать прогулочную зону с пешеходными дорожками, высадить деревья и кустарники, установить скамейки, организовать площадки для отдыха. «При реорганизации набережных приоритет отдается пешеходу, восстанавливаются функциональные, визуальные, планировочные связи с рекой. Создаются зоны отдыха у воды, к сожалению без купания из-за плохого качества воды», – объясняет Георгиевский.
Обновленные улицы
За прошедшие 10 лет удалось очистить улицы от функционального и визуального шума. «Исчезли аляповатые временные торговые объекты, сократилось количество рекламы, ликвидированы громоздкие рекламные носители», – говорит Георгиевский.
Часть центральных улиц совсем закрыли для транспорта, полностью превратив в пешеходные (Кузнецкий Мост, Рождественка, Никольская, Камергерский и Столешников переулки). «Людям стало удобнее передвигаться около Третьяковской галереи – в Климентовском, Лаврушинском, Малом Толмачевском переулках. То же можно сказать и о Новом Арбате, где после благоустройства пешеходы чувствуют себя комфортно, несмотря на проходящую вдоль него транспортную магистраль», – добавляет Будникова.
Пешеходность столицы со временем улучшается еще и за счет расширения тротуаров, считает Гершман. «Опыт благоустройства улиц столицы – один из самых передовых. Если дизайн улицы сделан правильно, то ошибка водителей и пешеходов не приводит к трагедии в ДТП. В этом плане реконструкция в Москве отвечает шведской программе безопасности Vision Zero, и это самое лучшее, что пока есть в России. За МКАД только умеют ставить километры заборов, свято верят, что чем больше знаков – тем улица безопаснее. Безопасность как качество общественных пространств – одно из ключевых требований, и оно в Москве постепенно повышается», – объясняет Гершман.
Хорошее общественное пространство с течением времени может трансформироваться без глубокой реконструкции. Улица в этом случае самый удачный пример гибкости, уточняет Гершман. «Самый яркий пример – летние веранды, которые дают новые возможности для встреч, отдыха, переговоров. Все это без каких-то больших строительных проектов, – объясняет он. – Когда в период пандемии ввели ограничения на вход в кафе, широкие тротуары компенсировали эти потери».
Однако при реконструкции улиц не всегда учитывается их индивидуальность. «Практически повсеместно нарушены системы отвода поверхностного стока, некачественно уложена плитка, – отмечает Георгиевский. – Встречаются не соответствующие месту проектные решения: малые архитектурные формы, озеленение, колористика».
Не всегда правильно работает навигация. Она напоминает людям, хорошо знающим город, как куда добраться, но не помогает плохоориентирующимся или приезжим. «Если касаться комфортности одновременного пребывания людей разного возраста и менталитета на улицах, то надо отметить некомплементарную активность пользователей велосипедов и самокатчиков. Встреча с доставщиками еды и активной молодежью всегда испытание для спокойно идущего пешехода», – продолжает эксперт.
По мнению Будниковой, московские общественные пространства развиваются в нужном направлении, однако больше внимания следует уделять микрорайонам.
«Городские власти должны обратить внимание на освещение дворовых пространств и их долговечное благоустройство. На повестке дня – круглосуточный комфорт и безопасность людей вне дома», – поясняет специалист.
Автомобильные стоянки необходимо максимально перенести под землю, чтобы создать безопасную и комфортную среду. Следует создавать больше разнообразных элементов в общественных зонах – тренажеры, «капсулы», барные стойки – для спорта, работы и отдыха, вывести больше зон к воде – на набережные или холмы, а также делать больше ярких цветочных зон, заключила Будникова.