Как Гостиный двор пытается стать полноценным арт-кластером
ЦДХ переехал почти на Красную площадь, но потерял большую часть аудиторииПервый культурный кластер столицы – ЦДХ – поменял локацию, став арт-кварталом «Гостиный двор». «Ведомости. Город» выяснил, что происходит спустя два с половиной года после переселения.
Комплекс «Гостиный двор», расположенный в одной минуте ходьбы от Красной площади, долгое время жил своей загадочной жизнью, которая не соответствовала ни географическому положению, ни архитектурным достоинствам здания. По периметру Гостиного двора селились странные организации, в атриуме время от времени проводились ярмарки, отраслевые мероприятий и корпоративы. Но для памятника архитектуры нашлось оптимальное применение.
Весной 2019 г. закончилась 40-летняя эпоха Центрального дома художника (ЦДХ) на Крымском Валу. Именно там появился один из первых культурных арт-кластеров столицы: регулярно проводились художественные выставки, антикварные салоны и ярмарки, размещались галереи антиквариата и современного искусства. По данным компании «Экспо-парк. Выставочные проекты», в ЦДХ размещалось 88 арендаторов, ежегодно проходило 300 выставок, которые посещало около 1 млн человек. Закрытие одного из самых популярных выставочных мест столицы не стало неожиданностью, и новое помещение нашлось достаточно быстро. Мэрия и департамент культуры Москвы предложили галереям переместиться в Гостиный двор.
Был создан арт-квартал «Гостиный двор», который включил в себя не только переехавшие из ЦДХ галереи и присоединившихся к ним новичков, но и уже работавшие там «Музей моды» и «Музей истории Гостиного двора». Формы деятельности и собственности у всех разные, но концепция – создать своеобразный город в городе – единая. Возглавил этот проект (в рамках соглашения о сотрудничестве с МВО «Манеж») Василий Бычков, известный как руководитель компании «Экспо-парк. Выставочные проекты», организатор большинства масштабных выставок в ЦДХ, таких как Антикварные салоны, «Арх Москва», Non/Fiction, Неделя дизайна. В «Гостиный двор» из ЦДХ переместилась часть антикварных и художественных галерей, в том числе «Кардашиди-арт», «Арт-союз», «Русский авангард 1910–1930-х гг.», ArmAntik, «Гала», «Три коллекции».
Первой выставкой после переезда стала Московская художественная ярмарка – мероприятие в рамках «Программы ЦДХ в Гостином дворе» и своеобразный дайджест проектов, проходивших на площадке ЦДХ за многие годы. Теперь в Гостином дворе проводятся аукционы, он принимает участие в проекте «Ночь в музее». Появились и новые мероприятия – Art Russia, открылся «Музей печатной графики», продюсерский центр галереи «Полет», заработала детская творческая студия «Академия», продолжают свою работу Архитектурный клуб, Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.
С Пречистенки, видимо по достоинству оценив высокие потолки и близость Кремля, в Гостиный двор переехала галерея «Веллум». «В ЦДХ мои проекты воспринимались как проекты той организации, где территориально я их делала, а сейчас все понимают, что эту выставку сделала я. Это огромный плюс, – говорит искусствовед, владелица галереи «Веллум» Любовь Агафонова. – Место меня устраивает и локационно. Гостиный двор – правильная история. Если просто использовать галерею как магазин, то это не будет звучать, так что я постоянно организовываю мероприятия помимо экспозиционной деятельности. Если ничего не делать, то будет не арт-квартал, а пыльный музей, в который никто не приходит».
Понятие creative cluster ввел Саймон Эванс, куратор программы ЮНЕСКО Creative Cities. Культурный или арт-кластер – сообщество творчески настроенных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Чаще всего для кластеров выделяют заброшенные промышленные здания. Для Москвы создание арт-квартала не новшество. В 2008 г. на территории бывшей промзоны в районе Курского вокзала открыли Artplay, рядом – центр современного искусства «Винзавод». Арт-кластер «Красный Октябрь» развивается в пространстве бывшей шоколадной фабрики. Здание хрустально-стекольного завода на Дмитровской занял дизайн-завод Flacon, неподалеку от которого находится «Хлебозавод».
Новый арт-квартал «Гостиный двор» выгодно отличается расположением. «Недалеко четыре станции метро, 300 м до Спасской башни. Рядом – парк «Зарядье», ГУМ, скоро откроется Политехнический музей, депозитарий Кремля – соседнее здание Средних торговых рядов. Здесь центр силы», – уверен Бычков.
Еще один козырь арт-квартала – отреставрированное историческое здание. Растянувшийся почти на квартал настоящий город в городе: 80 000 кв. м, из них 12 000 кв. м – атриум. Гостиный двор – городское строение с большой историей. Первый раз он был упомянут австрийским посланником бароном Сигизмундом фон Гербенштейном в начале XVI в. Позднее деревянное здание заменили на каменное, однако первая капитальная реконструкция произошла по приказу Екатерины Великой. Итальянский архитектор Джакомо Кваренги декорировал здание по периметру арками и полуколоннами, скруглил углы. Здание пережило и пожар 1812 г., и многократные перестройки, окончательно его облик оформился в 1830 г. благодаря Осипу Бове.
В советские годы торговые ряды заполнились различными конторами. К концу XX в. здание находилось в аварийном состоянии, и в 1996 г. развернулась масштабная реконструкция: были надстроены мансардные этажи и куполообразная крыша, внутренний двор замостили гранитом и перекрыли светопрозрачной безопорной конструкцией. Новые перекрытия вызвали много разногласий – ведь их не было в первоначальном плане. Однако вскоре стало понятно, что решение было оправданным: благодаря естественному свету сквозь стеклянную крышу работы удачно освещаются.
«К сожалению, пока немногое удалось сделать. Примерно 20 галерей располагается в Гостином дворе. Потому что помещения предоставляются на условиях общегородской аренды, а это центр Москвы, и цена за метр достаточно высока. В этом самая большая проблема, – отмечает Бычков. – То есть сделать здесь действительно культурный квартал, где бы располагалось множество культурных институций, можно только при возможности аренды на льготных условиях. По сравнению с ЦДХ аренда не выросла, она и там была достаточно высокой. Однако в ЦДХ был постоянно большой поток посетителей, который мы обеспечивали своими выставками. Здесь такого нет».
Помимо постоянных ограничений, связанных с пандемией, когда новые проекты в сфере культуры делать получается с трудом, многие антикварные и художественные галереи, на выставки которых тоже приходили люди, решили полностью уйти в онлайн и продвигаться только через социальные сети, не тратя денег на аренду.
Еще одна проблема – отсутствие наружной рекламы и значительное сокращение СМИ и площадок, рассказывающих о новых выставках, проходящих не только в главных музеях страны. На здании ЦДХ всегда были огромные рекламные растяжки, заметные и из окон автомобилей, стоявших в пробках на Крымском мосту, и людям, приехавшим погулять в Парк Горького. Гостиный двор – исторический памятник в центре, такие растяжки на нем нельзя повесить.
«Совместными усилиями Гостиный двор станет культурным порталом. Должна возникнуть критическая масса резидентов, чтобы все получилось, – это уже близко», – верит в проект Бычков. Между тем в условиях постоянно меняющегося мира уход с насиженного места в другое может оказаться критичным. Основа любой посещаемости – громкое, известное имя и интересный проект, которые могут привлечь посетителей даже при минимальном количестве рекламы. Однако часто подобные истории требуют не такой консервативной выставочной политики, как у Гостиного двора, а финансовых вложений, привлечения кураторов и долгих переговоров с музеями и галереями. В наше время ежегодно проводимыми ярмарками и выставками людей уже так просто не привлечь.