Что покажут зрителям на выставке «Виктор Цой. Путь героя» в Манеже
Суп Кэмпбелл с автографом Энди Уорхола, шуба, купленная на первый гонорар, и другие артефакты из жизни музыкантаВ московском Манеже с большим успехом проходит выставка «Виктор Цой. Путь героя». Экспозиция расположилась в 11 тематических залах, заполнив 3 тысячи квадратных метров пространства. Каждый зал посвящен одной из сфер жизни Цоя: музыка, кино, путешествия, искусство и так далее. «Выставка уникальна тем, что собрала практически все материальное, вещественное, настоящее, что есть в этом мире от Виктора Цоя», говорит куратор выставки Дмитрий Мишенин.
Через вещи, артефакты и людей из жизни Цоя «Ведомости.Город» вспоминает историю жизни рок-звезды.
Детское творчество
Будущий рок-идол родился 21 июня 1962 года в Ленинграде, в семье инженера Роберта – этнического корейца из Казахстана, и учительницы физкультуры Валентины – коренной ленинградки. Мама первая заметила талант сына к рисованию и отдала его в художественную школу, после 8 класса Виктор поступил в художественное училище имени Серова и потом отучился на резчика по дереву.
У родителей Цоя были непростые отношения. Известный факт, что они дважды разводились и снова сходились. Оба пережили смерть единственного сына. Сейчас в живых остался только Роберт Максимович, ему 83 года.
Для выставки отец Цоя предоставил вещи, которые раньше никогда не покидали стен родительской квартиры музыканта. Это первые рисунки будущего музыканта, детские фотографии, вырезанные из дерева маски.
Военный билет
Виктор Цой получил повестку в армию в 1983 году, в разгар Афганской войны. Чтобы «закосить», Виктор лег в «психушку». Условия пребывания там были страшные: советская карательная медицина предполагала большие дозы лекарств, доведение больных до состояния «овоща». Чтобы помочь любимому, туда устроилась санитаркой Марьяна, его будущая жена. Организаторы выставки рассказывают – когда у Виктора Цоя спрашивали, тяжело ли быть рок-звездой, он отвечал: «В психушке было тяжелее».
Музыка
Музыкой Виктор Цой увлекался с детства – в школе ему очень нравился Боярский и Высоцкий. С товарищем по художественной школе Цой образовал первую группу «Палата № 6». Потом были «АУ», «Гарин и Гиперболоиды», и наконец «Кино». Группу только приняли в рок-клуб, прошло несколько их концертов, и в 1984 году вышло постановление Министерства культуры СССР о запрете андеграундных коллективов – в том числе «Кино». Рокеры ушли в подполье.
Копия этого постановления представлена на выставке. Как и три главные гитары: Kramer, Alvarez и Washburn, на которых играл Цой, когда смог позволить себе дорогие фирменные инструменты. Они звучат на лучших альбомах группы «Кино».
Камчатка
Один из залов выставки представляет собой реконструированную котельную. Примерно в такой работал Цой в 1984-86 годах на улице Блохина в Ленинграде. В то время в СССР действовал закон об обязательном трудоустройстве для всех граждан. Неработающим грозила реальная уголовная статья за тунеядство. Музыканты устраивались на работу, которая бы оставляла время для творчества, лишь бы в трудовой книжке значилась какая-то запись. Уже известным музыкантом Борис Гребенщиков работал сторожем. А в котельной, где был удобный график работы – сутки через трое, вообще собралась целая музыкальная тусовка. Там работали Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин и другие. Котельную называли «Камчатка» и Цой посвятил ей одну из своих песен.
Марьяна
Цой женился рано, в 22 года, а через год, в 1985 году у него родился сын Александр. Марьяна активно помогала мужу – была первым администратором группы, а по совместительству стилистом и гримером. Пока Виктор Цой не стал получать стабильные гонорары, они подолгу жили на зарплату тещи, с которой ютились в одной квартире.
На выставке представлены сценические костюмы Цоя. Видно, как в первое время он отчаянно экспериментировал со стилем. Для выставки воссоздали первые костюмы музыканта: серебряные сапоги, белое жабо и красный, с блестками, пиджак. В условиях советского дефицита все это было очень нелегко найти. Опять выручала Марьяна, которая работала в то время костюмером в Ленинградском государственном цирке и доставала причудливые одеяния.
После ухода Цоя и его гибели Марьяна растила сына, издавала альбомы «Кино», вышла замуж за лидера группы «Объект насмешек», а в сорок лет окончила Восточный факультет СПбГУ и работала переводчиком. В 2005 году Марьяна Цой умерла от рака. Она и ее второй муж похоронены на Богословском кладбище, недалеко от могилы Виктора Цоя.
Наталья
На съемках фильма «Асса» музыкант познакомился с Натальей Разлоговой – девушкой из высшего московского бомонда. В 1987 году Виктор Цой оставил семью и до самой смерти не разлучался с Натальей. После гибели музыканта Наталья не дала ни одного интервью, не издавала мемуары, не делилась воспоминаниями. Впервые на выставке «Путь героя» представлена ее огромная коллекция личных вещей Виктора Цоя – от фотографий, документов, одежды, до картин, гитар, оборудования. Наталья попросила организаторов выставки не упоминать ее в экспозиции, не выставлять фотографии. Кураторы придумали оригинальный ход – на выставке выставлена шуба, роскошный подарок музыканта любимой женщине, купленный с первого крупного гонорара за концерт.
Джоанна
Имя Джоанны Стингрей известно всем поклонникам русского рока. Эта хрупкая американка во времена железного занавеса занималась популяризацией на Западе музыки, которая даже на родине была запрещена, – русского рока и была близкой подругой Цоя. Джоанна часто приезжала в Ленинград и привозила нищим музыкантам одежду, инструменты, оборудование. Однажды она попала в гости к Энди Уорхолу и попросила его подписать для русских друзей знаменитые банки супа Кэмпбелл. «Gustav», «Viktor», «Boris», — старательно выводил незнакомые имена отец поп-арта. Когда артефакт пересек океан и попал в руки рок-музыкантов, они были потрясены.
«А на следующий день я прихожу к Густаву Гурьянову, барабанщику «Кино», а у него стоит эта банка открытая и пустая. Я кричу – ты что наделал? А он говорит – очень хотелось попробовать, какой он, этот суп», — рассказала Джоанна Стингрей.
Картины
Один зал организаторы называют «выставка в выставке». Здесь представлены 76 графических и живописных работ Цоя, впервые в истории они собраны вместе. Несколько десятков картинок малого формата прибыли из архива Александра Цоя, сына музыканта. На них изображена бурная жизнь маленьких квадратных человечков, которые дерутся, занимаются спортом, влюбляются друг в друга. Живописные работы большого формата в основном принадлежат Наталье Разлоговой.
В начале 1980-х в Ленинграде возникла художественная группа «Новые художники». Со временем ее идейным лидером стал Тимур Новиков, в группу входило много музыкантов и люди из околомузыкальной среды: Георгий Гурьянов (барабанщик «Кино»), Андрей Крисанов (басист «Поп-Механики»), Сергей Бугаев-Африка и многие другие. Активным участником группы был и Виктор Цой. В 1990-х «Новые художники» разработали свой индивидуальный стиль «неоакадемизм» – постмодернистский взгляд на классические сюжеты. Организаторы выставки доказывают, что Цой был первым, кто иронически трактовал античность. Его большая живописная картина «Полет» 1990 года изображает мраморные классические торсы, в композицию к которым идеально вплетен отсыл к современности — два маленьких летящих истребителя.
Последнюю картину Цоя «Дорога» называют пророческой: за рулем в неоновую ночь едет человек в черных очках. В качестве эскиза к ней музыкант сделал полароидный снимок себя за рулем. И обвел свое изображение черной траурной рамкой.
Кассета
В 1990 году после большого тура уже суперпопулярной группы «Кино» и завершающего концерта в Лужниках – теперь его называют «легендарным» — музыканты коллектива разъехались, чтобы отдохнуть. Цой с Натальей и детьми (сыном музыканта и сыном девушки) решили провести отпуск в Латвии. Рано утром 15 августа Виктор поехал на рыбалку.
15 августа 1990 года «в 11.30 на 35-м км дороги Слока — Талси Тукумского района Латвии водитель а/м «Москвич» Виктор Цой превысил скорость, допустил выезд на встречную полосу движения, где столкнулся со встречным автобусом. Цой В. Р. на месте происшествия скончался», — гласит служебная записка с места аварии. Последние 200 метров машина почему-то ехала по встречке. Когда анализы показали, что Цой был трезв, следствие пришло к выводу – заснул за рулем.
Последний экспонат, представленный на выставке – треснутая аудиокассета. Она принадлежит биографу Цоя Виталию Калгину. Когда он собирал материал для своей первой книги про музыканта, то поехал на место его гибели, искал свидетелей, разговаривал с людьми. Так он познакомился с человеком, у которого много лет в гараже простояла разбитая машина Цоя. Человек достал из нее удочки, вещи, и главное – разобрав смятый бампер, смог извлечь из автомобильного проигрывателя кассету. Это был альбом японского рока, а с одной стороны поверх него была записана экспериментальная музыка авангардного коллектива «Новые композиторы». Она звучала в кабине во время аварии.