Авангард на телеге и египетские мумии: чем удивят московские музеи
Какие художественные выставки начинаются в февралеОграничения и обязательные QR-коды, введенные в 2021 г., не остановили выставочную деятельность. В 2022 г. музеи не только объявили о новых выставках, большая часть которых сделана в сотрудничестве с зарубежными институциями, но и подтвердили проекты, которые откладывались из-за пандемии.
Музей Павла и Сергея Третьяковых
В конце января Третьяковская галерея наконец открыла Музей Павла и Сергея Третьяковых. Третьяковка получила в свое распоряжение здание в 1-м Голутвинском переулке, где родились и жили братья-коллекционеры, еще в 1997 г. Примерно тогда же был представлен проект его реставрации, которая затянулась почти на четверть века. Экспозиция в особняке разделена на две части: на первом этаже – цифровые технологии, мультимедийные экраны, через которые посетители узнают о братьях Третьяковых – начиная с их детства и до пика бизнес-карьеры, второй отведен под мемориальные экспонаты и воображаемые рабочие кабинеты Третьяковых. Павел собирал современное ему русское искусство, а Сергей – западноевропейское примерно того же времени. Планируется, что музей станет местом встречи уже новых меценатов XXI в.
«Авангард. На телеге в XXI век»
Музей русского импрессионизма, 3 февраля – 22 мая
Второй по счету проект-реконструкция в Музее русского импрессионизма (после выставки «Другие берега») расскажет про амбициозный просветительский порыв. 100 лет назад Главмузей города Советска в Вятской губернии (сейчас – Кировская область) решил привезти в провинцию современное русское искусство: работы авангардистов Кандинского, Машкова, Родченко, Степановой, Удальцовой, Фешина, Штеренберга, которые и сегодня служат украшением любой экспозиции и становятся желанными лотами для устроителей аукционов.
Картины планировали отправить в передвижной тур по семи городам губернии: Советску, Яранску, Царевосанчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску, Вятке. Но уже после Советска начались трудности. Авангардные шедевры (а их было 322!) на телегах по разбитым дорогам кое-как довезли из Советска в Яранский музей, где они и остались: случились финансовые проблемы и осеннее бездорожье. Несколько раз картины собирались вывезти в Вятку, но все попытки оказались неудачными.
Только в 1965 г. 77 из 322 произведений были переданы в Вятский художественный музей, что-то попало в Слободской краеведческий музей, некоторые произведения остались в Яранске или вернулись к авторам. В итоге картины забыли почти на 100 лет – никто из искусствоведов не мог предположить, что в маленьких провинциальных музеях находится авангард такого уровня.
Кураторы нынешней выставки-реконструкции уже показали ее в екатеринбургском Ельцин-центре, а в феврале настанет очередь Москвы. Интересно, что при подготовке к московской выставке обнаружилось еще одно полотно. Двусторонняя «Композиция», написанная соратником Малевича Алексеем Моргуновым, внезапно нашлась в Слободском краеведческом музее. Полотно было в плохом состоянии, объявили сбор пожертвований на реставрацию – и необходимые 840 000 руб. собрали раньше срока.
«Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия»
ГМИИ им. А. С. Пушкина, 28 февраля – 31 мая
После выхода первого блокбастера «Мумия» в 1999 г. интерес к культуре Древнего Египта возник даже у совсем далеких от этого людей. Тогда в Пушкинском музее прошла выставка, посвященная таинственному заупокойному культу и жизни после смерти. Новая экспозиция гораздо больше и подробнее и займет все пространство основного здания. Впервые покажут все 10 мумий, которые хранятся в музее, и более 400 экспонатов, связанных с погребальными практиками и заупокойными культами: мумифицированные останки, саркофаги, погребальные пелены, фаюмские портреты и маски, канопы, фрагменты рельефов из гробниц, памятники декоративно-прикладного искусства.
На помощь традиционным исследованиям придут и новые цифровые технологии. Определить, какого пола мумия, увидеть скелет, узнать возраст и болезни стало возможно только сейчас с помощью КТ-исследований. В Курчатовском институте выяснили, что ни одна из мумий не находится в родном саркофаге: имя написано мужское – а внутри мумия женщины. Вероятно, ее оригинальный саркофаг был утерян, а антикварам XIX в. очень нужна была любая мумия для пустующего саркофага.
В викторианскую эпоху англичане очень любили разворачивать древнеегипетские мумии на публичных научных выставках. Сухие останки отдавали мануфактурщикам, которые использовали их для производства краски с говорящим названием «коричневая мумия». Краска пользовалась популярностью, так что некоторые картины XIX в. написаны с использованием праха.