Электробусы: дань моде или транспорт наступившего будущего
Столичные электробусы в прошлом году перевезли 117 млн пассажировМосква вот уже несколько лет задает тренд на новый вид общественного транспорта – электробус. Развитие производства электробусов имеет ряд преимуществ помимо очевидного – пользы для экологии. Это совершенствование транспортной сети, технологический прогресс и создание новых рабочих мест. Российские регионы потихоньку начинают перенимать опыт столицы и в тестовом режиме закупают электробусы. Что говорят цифры о пользе внедрения электробусов и какой вклад вносит Москва в развитие экотранспортной сети по всей стране – в материале «Ведомости. Города»
Связать районы
Москва остается лидером в Европе по количеству электробусов. На конец 2022 г. численность этого вида общественного транспорта составляла 1050 единиц. Электробусы в прошлом году перевезли 117 млн пассажиров. Скоро на дорогах столицы их станет еще больше. Город объявил о самом большом контракте на поставку электрического транспорта – планируется закупить еще 1200 машин.
Как считают эксперты, для столицы есть несколько плюсов использования электробусов. Первый из них – экологичность. «Использование электробусов на маршрутах столицы позволяет значительно снизить выбросы углекислого газа – примерно на 60 т в год в расчете на одну экологически чистую машину», – отметил в беседе с «Ведомости. Городом» промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
По подсчетам «Ростеха», обнародованным в позапрошлом году, благодаря развитию электробусной сети выбросы загрязняющих веществ в столичный воздух сократились примерно на 400 т за 2020 г. Были опубликованы и данные департамента природопользования Москвы, согласно которым за четыре года эксплуатации электробусов в столице снижение выбросов парниковых газов по сравнению с дизельными автобусами составило 60 000 т СО2 . Углекислый газ, в свою очередь, не просто токсичен для людей, страдающих респираторными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, но и сам является одним из главных факторов появления соответствующих диагнозов у здоровых людей.
Второй плюс – повышение доступности как старых, так и новых районов, что обеспечивает их привлекательность для горожан и бизнеса. Например, благодаря электробусной сети были связаны Останкинский и Дмитровский районы столицы. Для многих жителей города электробусы становятся наземной альтернативой метро – они ежедневно перевозят 430 000 пассажиров. Существующие маршруты позволяют добираться за относительно короткое время жителям Подмосковья и спальных районов до центра города. Например, время поездки на электробусе из Новокосино в Китай-город составляет примерно 40–50 минут.
Но говорить о доступности электробусов в каждом районе преждевременно. Для этого требуются новые технологические мощности. Пока дептрансом лишь заявлено о планах закупить в ближайшие два года 400 подзарядных станций. На данный момент в столице 79 маршрутов электробусов, в то время как троллейбусы, ушедшие на покой, обслуживали 96 маршрутов.
Своими руками
Еще один плюс развития электробусов – экономический, а именно создание рабочих мест. Два года назад на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) открылось предприятие по сборке электробусов. Оно позволило организовать дополнительно около сотни высокотехнологичных рабочих мест. В целом на сегодняшний день в столице в производстве электробусов задействовано более 8000 специалистов.
«Создание «Камазом» сборочного производства электробусов на площадке СВАРЗа, бесспорно, положительно влияет на экономику Москвы, учитывая, какой масштабный процесс деиндустриализации прошла столица России в 1990-е гг. Одновременно его работа помогает сохранению предприятия, созданного еще в 1905 г. При этом распределение технологической цепочки по выпуску электробусов между башкирским «Нефазом», на котором изготавливаются шасси и корпуса, и московским СВАРЗом, где они собираются и ставится вся необходимая начинка, позволяет обеспечить стабильность производства машин», – считает Хазанов.
Для запуска линии были полностью модернизированы цеха завода, площадь которых составляет 7000 кв. м. При этом, как подчеркивают эксперты, сборка электробусов в Москве позволяет сэкономить и на логистике, и на эксплуатации.
Также в прошлом году открылся самый крупный в Европе электробусный парк – «Красная Пахра» в Троицком административном округе. Помимо своих масштабов и мощностей (способен обслуживать до 300 электробусов) парк может похвастаться и вкладом в экономику – 1600 новых рабочих мест. Отметим, что выполнять крупный контракт мэрии в 2023 г. будут два предприятия. ПАО «Камаз» и ГУП «Мосгортранс» заключили контракт на поставку в столицу 1000 электробусов. Как заявили в пресс-службе предприятия, электромобили не имеют аналогов среди конкурентов по эксплуатационным характеристикам. Еще 200 электробусов будет поставлять для столицы группа ГАЗ.
Не для экспорта
Субъекты РФ перенимают моду на внедрение электробусов в городскую транспортную сеть. Сегодня уже несколько регионов заявили о желании приобрести электробусы для эксплуатации их в городских условиях.
В конце марта стало известно, что 11 первых электробусов закупят для Красноярска. Общественный транспорт на электродвигателях может появиться вскоре и в Ярославской области. В 2023 г. в рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» регион планирует приобрести 37 электробусов. Сумму, которую субъект затратит на эти цели, власти пока не раскрывают. Недавно также прошла передача электробуса «Камаз-6282» в Липецке. Транспорт будет курсировать пока в тестовом режиме, но компании-разработчики уже заключили договор о сотрудничестве с правительством.
Эксперты рынка уверены: потенциал электробусов в России огромен, особенно с учетом развития экологических программ. «Также их можно экспортировать за границу, прежде всего в дружественные нам страны СНГ, а после снятия санкций – в Европейский союз», – сообщил Хазанов.
В свою очередь ведущий эксперт факультета городского и регионального развития Института экономики транспорта и транспортной политики Константин Трофименко тоже считает, что у электробусов есть экспортный потенциал.
«Все экономически развитые страны сами запустили аналогичные версии электрических автобусов – Китай, Турция и иные. Бедные и развивающиеся страны смогут приобрести такой вид транспорта лишь в тех случаях, если у них появятся международные инвесторы. Ведь одно дело – приобрести электробус, а совсем другое – его обслуживать и создавать зарядные станции для снабжения транспорта. В качестве потенциального заказчика можно сегодня рассматривать, наверное, две страны – Иран и Индию, которые смогут потянуть приобретение и обслуживание этого вида транспортных средств», – заключил Трофименко.
Но существует и противоположный взгляд среди аналитиков. По мнению независимого экономиста Дмитрия Адамидова, экспортный потенциал московских электробусов на сегодняшний день очень незначителен по той причине, что китайский рынок всецело занял этот сектор.
«Китай искусственно снижает цены на транспорт, который экспортирует, как говорится, демпингует, что привлекает многих зарубежных клиентов, поскольку им выгодно приобретать недорогой транспорт. Что уж говорить, если даже Илону Маску пришлось снизить цены на свою Tesla, так как КНР в этом секторе возымел больший успех, реализовывая этот бренд с большими оборотами», – подчеркивает Адамидов.
Даже несмотря на то что производство китайских аналогов как Tesla, так и общественного транспорта может быть менее качественным и не адаптированным к разным климатическим условиям, тем не менее опередить КНР в этом сегменте довольно тяжело, уточнил спикер.