Способны ли электромобили покорить Москву: плюсы и минусы
По дорогам столицы ездит пятая часть всего электропарка РоссииВ 2021 г. в Москве насчитывалось около 2000 электрокаров. По оценке аналитического агентства «Автостат», это пятая часть от общего числа таких машин в стране. Для сравнения: по улицам Нью-Йорка передвигается более 11 000 электрокаров, а в Лондоне благодаря системе ULEZ (Ultra Low Emission Zone – зона со сверхнизким уровнем выбросов) их более 20 000.
В то же время, согласно опросу автомобильного портала Drom.ru, 60% московских автовладельцев положительно относятся к покупке электрокаров. Но приобрести такой автомобиль в ближайшее время готовы лишь 10% респондентов. Перенос покупки на отдаленную перспективу обусловлен практически полным отсутствием электрокаров у официальных дилеров и ограниченными возможностями для их тест-драйва в отличие от автомобилей с ДВС, тестовый парк которых полностью укомплектован.
Другая, не менее важная, причина отложенного спроса – высокая цена за входной билет. Самый доступный новый электромобиль (EV) в России – китайский SUV – стоит 2,5 млн руб. А, например, Jaguar I-Pace, Audi e-Tron и Porsche Taycan либо стоят значительно дороже, либо приобретаются за рубежом и предполагают длительные сроки доставки.
Московские власти пытаются снизить стоимость эксплуатации электрокаров. Например, владельцы таких автомобилей имеют право на бесплатную парковку, стоимость которой в Москве доходит до 450 руб. в час. Припарковав электрокар на сутки в центре города, можно сэкономить до 10 800 руб. Конечно, не все пользователи парковок постоянно проживают в Москве, а у столичных автовладельцев есть резидентные разрешения, позволяющие парковаться без ограничений на территории своего района за символические 3000 руб. в год. Однако все же допустим, что экономия в течение стандартного рабочего дня может достигать 3000 руб., или более 60 000 руб. в месяц. Бесплатными остаются и зарядные станции.
С учетом бонусов и отсутствия негативного влияния на городскую экологию электрокары остаются весьма привлекательной альтернативой автомобилям с ДВС. На тематических порталах и форумах владельцы Jaguar I-Pace, Audi e-Tron, Porsche Taycan, Tesla, Nissan Leaf делятся опытом владения. Увлеченно рассказывают о новых версиях ПО, которые делают электрокары экономичнее и динамичнее. Одни делятся опытом обустройства собственных ускоренных высоковольтных зарядок, другие сетуют на недостаток зарядных станций и ждут очередного повышения цен.
Цены на электрокары с высокой вероятностью вырастут: в прошлом году Евразийская экономическая комиссия анонсировала отказ с 2022 г. нулевой импортной пошлины на этот вид транспорта. Предложенные Минпромторгом льготы в таких условиях вряд ли смогут компенсировать затраты на покупку авто. При этом, как сообщает «РИА Новости», Китай сохраняет субсидии на покупку электромобилей – до $2500 за те модели, что дешевле 300 000 юаней (примерно $46 000).
Инфраструктура обслуживания электромобилей в Москве только начала развиваться. По данным столичного дептранса, в 2021 г. в городе работали всего 72 зарядные станции, еще 183 планируется ввести в эксплуатацию. То есть сейчас на одну зарядную станцию приходится примерно 27 автомобилей, каждый из которых необходимо долго заряжать – «быстрая» зарядка всего одна. Для сравнения: по данным Zap-Map, в Лондонской агломерации 7836 зарядных станций, из них примерно 20% – «быстрые». Часть станций способна заряжать сразу несколько автомобилей, а значит, соотношение автомобилей и заправок в Лондоне примерно 2:1 – результат, к которому нужно стремиться. Таким образом, в Москве экономичной опцией все еще остается зарядка от домашней электросети. Московская мэрия прорабатывает проект «Энергия Москвы», планируя к 2023 г. увеличить число зарядок до 600. При этом учитывается практика европейских городов – станции появятся прежде всего в жилых районах, построенных по программе реновации, и у ТЦ.
Нельзя забывать, что Москва – самая северная агломерация с населением более 10 млн человек, а значит, низкие температуры зимой – обычное явление. В таких условиях растет энергопотребление – из-за необходимости прогрева салона и секций батареи. И чем меньше остается заряда, тем выше шансы, что EV не проедет запланированное расстояние. В таких реалиях строительство дополнительных зарядок – насущная необходимость.
В сентябре 2021 г. был разработан законопроект, предоставляющий право электромобилям передвигаться по полосам для общественного транспорта. Хотя и эта мера носит догоняющий характер: в Норвегии электромобили ездят по выделенке с 2005 г. В Москве есть все предпосылки для увеличения количества электромобилей. Но высокая стоимость, ограниченный модельный ряд и неоднозначная фискальная политика приводят к тому, что москвичи откладывают приобретение до лучших времен.
Ситуация усугубляется отсутствием собственного производства. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов объявил, что производство электромобилей появится в России «в ближайшие 2–3 года». Так что если электрокар и завоюет столичные улицы, то лишь в отдаленном будущем.