Рельсовая триада Москвы. Как транспортный каркас города связан с технологическим суверенитетом
В 2023 г. в качестве приоритета выбран рельсовый транспортный каркас городаВ 2023 г. столичные транспортники в качестве приоритетов развития отрасли выбрали рельсовый транспортный каркас города и технологический суверенитет. Модель управления транспортной сферой позволила избежать нисходящих трендов и продолжить выполнение стратегических планов.
Движение по рельсам – приоритет 2023 г.
Как рассказали «Ведомости. Городу» в департаменте транспорта Москвы, в 2023 г. транспортники сфокусируют внимание на рельсовом транспорте. Экономические расчеты показали, что по этому виду транспорта есть потенциал роста. «Рельсовый каркас – в приоритете», – подтвердил «Ведомости. Городу» заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Столичные власти продолжат развивать Московский метрополитен: это ключевое транспортное предприятие, от слаженной работы которого зависит свобода передвижения жителей. В декабре 2022 г., по данным департамента транспорта, средний показатель составил 7,3 млн поездок в сутки.
Под землей
В 2023 г. Московский метрополитен ожидает поставку 300 новых вагонов отечественного производства «Москва-2020». Тип электровагонов нового поколения специально разработан и выпускается предприятиями «Трансмашхолдинга» в Мытищах по заказу столичного метрополитена. Продукцию экспортируют в дружественные страны. Азербайджан и Узбекистан заказали для своего метро поезда, почти как в Москве.
По отдельным параметрам составы «Москва-2020» обгоняют мировых конкурентов. Такое описание современного поезда предоставили в департаменте транспорта: «Максимально широкие двери удобны в часы пик, – они на 28% больше, чем в составах серии «Русич». Сквозной проход между вагонами наполовину шире, чем у составов предыдущей серии. В восьмивагонном составе расположено 368 USB-разъема. Оптимальную температуру и чистоту воздуха поддерживают климатические системы с функцией обеззараживания воздуха, по две на вагон. Информационные экраны установлены не только внутри, но и снаружи. Специальная подсветка соответствует цвету, обозначающему линию на схеме метро. Есть сенсорные экраны для построения маршрутов».
В «Трансмашхолдинге» «Ведомости. Городу» заявили, что в минувшем году «приложили все усилия» по обеспечению технологического суверенитета. Вместо ключевых узлов вагонов метро, тормозов и сцепок, поставляемых из Германии, заводы «освоили собственное производство этих и других компонентов», что позволит в 2023 г. выполнить обязательства перед заказчиками. Доля отечественных деталей в поездах «Москва-2020» составляет уже свыше 90% и постоянно увеличивается.
По поручению мэра Москвы столичное правительство продолжает пошаговое обновление подвижного состава метро. С 2010 г. власти закупили более 4000 современных вагонов российского производства. Их доля выросла почти в 6 раз. В 2010 г. новый подвижной состав составлял всего около 12%, а в 2022 г. современные поезда перевозят 70% пассажиров столичного метро.
Масштабной задачей является запуск Большой кольцевой линии (БКЛ) метрополитена – мирового рекордсмена среди кольцевых: она на 13 км длиннее, чем вторая кольцевая линия в Пекинском метро. Проект практически завершен.
В ожидании первых пассажиров метрополитен взял два месяца для итогового тестирования подвижного состава и работы всех служб. Большая кольцевая линия метро откроется для пассажиров в I квартале 2023 г. Как результат, вариативность маршрутов передвижения в подземке возрастет, радиальные линии разгрузятся до 22%, а кольцевая – до 25%, часть наземного пассажирского трафика уйдет в метро.
И по земле
Москва – крупнейший заказчик трамваев в России. В 2023 г. город закупит 50 новых вагонов, всего с 2017 г. поступило более 500 отечественных трамваев. К 2025 г. планируется поступление 150 новых трамваев последнего поколения. Новые модели («Витязь-Москва») являются низкопольными и оснащены не хуже, чем современные составы в подземке. Образцы еще недавно курсировавших по столице моделей городского транспорта переданы в Музей транспорта Москвы. Представитель музея сообщил «Ведомости. Городу», что снятые с маршрутов трамваи вновь покажут всем желающим в апреле 2023 г. в рамках экскурсии в фонды хранения музея на «Пражской». На регулярной основе изучать историю рельсового транспорта можно будет начиная с 2024 г. в отремонтированном гараже Мельникова (архитектор Константин Мельников) на Новорязанской улице, 27. Это позволит горожанам наглядно сравнить достижения транспортников по принципу «было-стало». А уже в марте Музей транспорта Москвы представит новую масштабную экспозицию «Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра» в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ о развитии транспортной инфраструктуры. Экспозиция охватит три временные и концептуальные рамки: визионерские проекты XX в., новейшую историю развития транспорта Москвы и взгляд в ближайшее будущее столицы.
Для новинки Москвы – Московских центральных диаметров – в 2023 г. будет поставлено более 500 вагонов пригородных поездов. Парк поездов диаметров – один из самых молодых в Европе. В 2022 г. закуплено 396 вагонов пригородных поездов, а с 2010 г. обновлено 68% поездов в Центральном транспортном узле.
Пока без пассажиров проходят обкатку семь поездов нового поколения «Иволга 3.0», приобретенных на средства инфраструктурного кредита. Они созданы специально для диаметров – маршрутов с короткими перегонами и частыми остановками. «Иволга 3.0» на 97% состоит из отечественных комплектующих. «Это отличный пример импортозамещения в российском машиностроении», – полагают в столичном департаменте транспорта.
По дороге к технологическому суверенитету
В 2023 г. власти Москвы продолжат стимулировать транспортную систему города к отказу от опоры на зарубежные комплектующие и иностранные разработки. Аудит системы дал опорные точки и предъявил дополнительные требования к локализации всех ключевых параметров.
Контроль за технологическим суверенитетом транспортной отрасли власти усилили сразу по нескольким направлениям, в том числе производство чипов для транспортных карт, российские платежные системы, разработка отечественного ПО, задействованного в моделировании транспортных систем. Отдельное место в программе импортозамещения занимает возрождение завода «Москвич», включая производство отечественных электрокаров.
В прошлом году карта «Тройка» перешла на полностью отечественный чип. В 2018 г. Московский метрополитен и АО «Микрон» создали совместное предприятие ООО «МСП» (50% компании принадлежит метро), а на следующий год началась разработка российского транспортного чипа. В настоящее время «Тройки» изготавливают с новым чипом. В 2022 г. предприятие МСП поставило в метро 3,6 млн отечественных транспортных карт. До конца 2027 г. МСП изготовит еще 15,4 млн российских «Троек».
Еще один российский цифровой сервис – возможность оплачивать проезд в метро при помощи биометрии. Такая возможность появилась 15 октября 2021 г. на всех станциях метро Москвы. В системе зарегистрировано более 300 000 пользователей, которые совершили около 47 млн проходов.
Оплата по биометрии – российская разработка. Технологическим партнером проекта стала компания VisionLabs. Основные продукты компании – платформа компьютерного зрения и видеоаналитики Luna Platform.
Используемое оборудование и программное обеспечение лицензированы и сертифицированы в соответствии с российским законодательством. Вендоры и другие участники системы оплаты по биометрии имеют необходимые сертификаты – от выдаваемых правоохранительными органами до платежных протоколов. Серверы находятся на территории РФ. В департаменте транспорта уверены, что система находится под полным контролем правительства Москвы, отключить или проникнуть в нее из-за рубежа невозможно.
В 2023 г. продолжится внедрение еще одной российской технологии в транспорте – системы быстрых платежей (СПБ) при помощи смартфона. Прогноз столичных транспортников: до 700 000 пассажиров в день будут пользоваться СБП в ближайшие несколько лет.
С 2022 г. работают два пилотных проекта с применением СБП – в кассах станций БКЛ и в приложении «Парковки России». Пользователи совершили более 1,9 млн транзакций по СБП. Как рассказали в департаменте транспорта, в январе специалисты сервиса набрали группу из числа пассажиров для тестирования технологии на турникетах метро, готовится внедрение оплаты по QR-коду в наземном транспорте, в кассах и автоматах по продаже билетов.
Завод «Москвич» планирует рост локализации, расширяя пул российских поставщиков автокомпонентов: кузовные детали, силовые элементы управления, тормозные системы. Идет разработка универсальной платформы российского электромобиля, работы по выпуску ключевых автокомпонентов. По производственному плану в 2023 г. будет выпущено 50 000 автомобилей, из них 10 000 единиц с электродвигателем.
Согласно указу президента РФ, все объекты критической информационной инфраструктуры, в том числе на транспорте, необходимо перевести на отечественное ПО до 1 января 2025 г. Над этой задачей работают как московские, так и российские ученые и программисты. В январе на форуме урбанистики им. А. А. Высоковского (НИУ ВШЭ) они обсудили отечественные программные комплексы транспортного моделирования и их применение в транспортной политике. Полный отказ от испанских и немецких комплексов еще не состоялся, но должен произойти, чтобы, выражаясь словами соучредителя российской компании-разработчика «Транснет» Александра Полякова, никто не пытался «извне отключить светофоры».
Экономика транспорта. Общероссийский тренд
В экономике главного мегаполиса страны доля транспорта составляет почти четверть. По данным Росстата, структура инвестиций в основной капитал Москвы в 2021 г. занимает 22%. Инвестиционные расходы бюджета Москвы на развитие транспортной инфраструктуры в 2023–2025 гг. запланированы в размере 1,3 трлн руб., или около 57,5% бюджета Адресной инвестиционной программы города Москвы (АИП). Из них 533,8 млрд руб. – на 2023 г.
Вопреки общим тенденциям транспортная система российской столицы в 2022 г. работала без спадов, планы развития на 2023 г. сохраняются. Руководитель объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева напомнила в комментариях «Ведомости. Городу», что программный подход Москвы в транспортной сфере базируется на долгосрочном градостроительном и бюджетном планировании – на три года. По ее словам, в АИП сведены все проектируемые и строящиеся объекты капитального строительства: объекты метро, хорды, рокады, дороги, путепроводы, переходы. В государственной программе «Развитие транспортной системы» – задачи и показатели развития сферы. «Стараемся минимизировать влияние внешних факторов», – добавила она.