По кольцу и по воде. Как изменится московский транспорт в 2023 году
Пассажиры смогут пересесть с одной ветки на другую, минуя центр города, и воспользоваться новой федеральной трассой – Москвой-рекойВ Московском метро увеличат количество турникетов, где можно будет оплатить проезд с помощью Face Pay, и вернут полюбившийся горожанам способ оплаты проезда смартфоном. Также пассажиры смогут пересесть с одной ветки на другую, минуя центр города, и воспользоваться новой федеральной трассой – Москвой-рекой.
На метро с ветерком
2023 год станет беспрецедентным с точки зрения открытия новых станций метро, говорит представитель департамента транспорта Москвы. Например, очень скоро горожане смогут добраться в аэропорт «Внуково» на метро. Для этого на юге удлинят Солнцевскую линию, открыв две новые станции – «Пыхтино» и «Внуково». Также метро протянется до района Северный, неподалеку от которого находится один из ведущих российских вузов – МФТИ. Для этого на Люблинско-Дмитровской линии откроют три новые станции – «Яхромская» («Улица 800-летия Москвы»), «Лианозово» и «Физтех». В общей сложности в 2023 г. заработает 14 новых станций, девять из них – на Большой кольцевой линии метро (БКЛ).
БКЛ, которую власти обещают полностью запустить в апреле, позволит снизить загруженность центральных и кольцевых станций. Сейчас люди, которым не нужно в центр, вынуждены пользоваться ими для пересадок, объясняет генеральный директор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов. С запуском БКЛ пассажиры смогут быстрее и комфортнее добраться до дома или работы, считает он. Сейчас на БКЛ работает 22 станции из 31. Для обслуживания составов БКЛ откроют два электродепо – «Нижегородское» и «Аминьевское», – что позволит поддержать короткие интервалы между поездами при запуске всей БКЛ.
По новой линии курсируют современные составы российского производства «Москва-2020», оснащенные системами климат-контроля, беспроводным интернетом, удобными мягкими сиденьями и USB-зарядками для мобильных устройств. Новые составы «Москва-2020» также ходят по Кольцевой и Калужско-Рижской линиям. Всего в этом году метрополитен получит 300 современных вагонов.
Оплата лицом и через телефон
На московском транспорте активно внедряют технологии бесконтактной оплаты. В этом году минимум 330 турникетов подключат к системе Face Pay. Оплачивать проезд с помощью Face Pay смогут не только обладатели карты «Тройка», но и школьники, студенты и пенсионеры. Технологию биометрии планируют внедрить в социальную карту москвича. Новая опция станет доступна после обновления мобильного приложения «Метро Москвы». Также бесконтактную оплату планируют запустить на «Аэроэкспрессе» и речном транспорте.
Пока непонятно, станет ли такой способ оплаты популярным. Гендиректор компании «Б-152» (занимается защитой данных) Максим Лагутин в интервью газете «Коммерсантъ» говорил, что в ходе тестирования на станции «Белорусская» «система работала не быстро, турникет срабатывал секунд за пять». По его мнению, системой будут пользоваться не массово, так как не все пользователи готовы скачивать приложения и привязывать к нему банковские карты. Face Pay наберет популярность, но не сразу, также говорил исполнительный директор компании Faceter Russia Эдуард Костырев «Коммерсанту». По его словам, это будет похоже на историю с банковскими картами, когда поначалу люди не хотели их использовать, беспокоясь, что станет с их деньгами, если карточку украдут. Александр Питиримов из организации «За общественный транспорт» уверен, что, если применение Face Pay снизит загруженность вестибюлей в часы пик и ускорит пассажиропоток, такой способ оплаты может получить распространение в крупных метрополитенах, в первую очередь в Санкт-Петербурге.
В I квартале 2023 г. на всех турникетах метро и МЦК заработает Система быстрых платежей (СБП, принадлежит Банку России), рассказал представитель департамента транспорта Москвы. Пассажиры снова смогут оплачивать проезд, приложив мобильное устройство к турникету. Нужно лишь оформить подписку на СБП через приложение «Метро Москвы». После внедрения СПБ в метро ее запустят и в наземном городском транспорте.
До февраля прошлого года москвичи совершали бесконтактные покупки с помощью сервисов Apple Pay и Google Pay. После ухода иностранных Pay-сервисов с российского рынка Банк России разработал отечественный аналог – «СБПэй». В его основе лежит NFC-технология – беспроводная передача данных между двумя устройствами на близком расстоянии (так работает Apple Pay и Google Pay), объясняет CEO Life Pay Арсений Косенко. По словам представителя банка «Русский стандарт», отечественное решение соответствует всем современным стандартам безопасности: надежность операций через приложение обеспечивается на стороне Банка России, НСПК и банков – участников СБП. Благодаря отечественной разработке повлиять на работу сервиса из-за рубежа не получится, и горожане снова смогут совершать покупки смартфоном.
Москва-река – новая трасса
Весной в столице появится новый вид общественного транспорта – электрический речной трамвайчик. Он рассчитан на жителей прибрежных районов и сможет перевозить до 15 000 пассажиров в день. Салоны транспорта оборудованы панорамными окнами, благодаря чему пассажиры смогут любоваться красивым видом на город с реки. Помимо привычных кресел есть места за столиками. Горожане, которые привыкли работать в дороге, смогут разместиться с ноутбуком за столом и подключиться к бесплатному WiFi. Сиденья и поручни трамвайчика оборудовали USB-коннекторами. Всего в салоне 50 посадочных мест, два из которых предназначены для людей с ограниченными возможностями. Также в новом транспорте можно провозить самокат и велосипед.
Речные трамваи будут курсировать по двум маршрутам. Сначала откроется движение от Филевского причала в парке «Фили» до причала «Киевский» у Киевского вокзала. Позже появится направление Автозаводский мост – Печатники. По словам заместителя руководителя департамента транспорта Москвы Алексея Митяева, Москва-река – это федеральная трасса, на которой будет действовать ограничение скорости – около 15 км/ч. Такие меры необходимы, чтобы обеспечить безопасность, избежать сильных волн и сохранить набережные в рабочем состоянии, добавил он. Хотя скорость речного трамвайчика небольшая, экономия времени на различных участках маршрутов составит до 1 часа, подсчитали в дептрансе. Например, новый транспорт позволит жителям прибрежных районов добираться от Филей до Мневников в пять раз быстрее, чем на автобусе, а из Печатников на Коломенскую набережную – за три минуты вместо часа. Во время тестовых испытаний речной трамвайчик смог добраться от Киевского причала до парка «Зарядье» за 30 минут.
Курсировать суда будут примерно раз в 10–15 минут, а останавливаться – на каждой остановке. Власти города создают 23 плавучих причала диаметром 10 и 16 м. На них смогут поместиться по 42 и 80 человек соответственно.
Пока не ясно, насколько речной транспорт будет востребован у москвичей, считает председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков. По его словам, речной транспорт сейчас неэффективен и скорее нужен в прогулочных целях: «Рядом с Москвой-рекой нет ни одной станции метро, за исключением «Киевской», до которой идти пешком метров 500». Об этом он рассказал «Коммерсанту» летом прошлого года.
Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко считает пилотные маршруты удачными. «Проезд речным транспортом от Филей до Сити, до Киевского вокзала по времени сопоставим с проездом на личном автомобиле, наземным общественным транспортом и метро, – сказал Трофименко. – То же можно сказать и о восточном маршруте в районе Печатников. Там мало мостов, поэтому паромная корреспонденция востребована, в том числе в утренний час пик».
Наземное метро
В 2023 г. откроют два новых диаметра – третий и четвертый. МЦД-3 свяжет Ленинградское и Казанское направление. Протяженность диаметра от Зеленограда до Раменского составит 85 км. Время в пути от первой станции «Ипподром» до конечной «Алабушево» – 1 час 55 минут (на машине придется добираться более 2-х часов). На маршруте будет 41 остановка. МЦД-4 свяжет Апрелевку на юго-западе и станцию «Железнодорожная» на востоке Московского региона. Протяженность линии – 86 км, рекордная для наземного метро. Всего маршрут включит 39 станций. Время в пути для жителей столицы и области должно сократиться на 40%.
Запуск МЦД-3 запланирован на август, МЦД-4 на сентябрь. Два новых диаметра разгрузят участки Солнцевской, Люблинско-Дмитровской, Калужско-Рижской, Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской и Калининской линий. В целом изменения произойдут на всех диаметрах. «Мы продолжим развивать и существующие линии МЦД. На первом диаметре обновим инфраструктуру на станциях «Тимирязевская», «Лианозово», «Белорусская» и откроем новую станцию – «Петровско-Разумовская». На втором появится новый пригородный вокзал «Марьина Роща», завершится реконструкция станции «Площадь трех вокзалов» и Курского вокзала», – сообщил представитель департамента транспорта.