Цифровая независимость: как российские банки замещают иностранное ПО
Доля отечественных IT-решений неуклонно растет последние два годаС начала 2022 г. из России ушли более 200 зарубежных вендоров и порядка 2000 IT-решений. В результате отечественный рынок потерял доступ к поставщикам критически важных технологий для финансового сектора. Среди них такие компании, как Vmware (ПО для виртуализации инфраструктуры), Microsoft (базы данных, операционные системы, офисные приложения), Cisco (телекоммуникационное оборудование) и SAP (бизнес-приложения). Эти события стали серьезным вызовом для индустрии и потребовали немедленного поиска альтернатив и развития импортозамещения. Дополнительным стимулом для перехода на российские решения и оборудование послужил президентский указ о переводе систем, связанных с критической информационной инфраструктурой (КИИ), на отечественное ПО.
С 2025 г. госструктуры и организации в сфере критической информационной инфраструктуры должны полностью отказаться от использования иностранного программного обеспечения (ПО). В их число также входят российские финансовые организации, которые последние два года активно занимаются импортозамещением западных IT-решений. Среди них такие крупные банки, как Газпромбанк, ВТБ и другие.
Дефицит успешных кейсов
В апреле 2024 г. Ассоциация банков России (АБР) предложила продлить сроки импортозамещения зарубежного софта, в том числе обеспечивающего информационную безопасность, так как не все финансовые организации успевают уложиться в сроки. По оценке одного из крупнейших российских интеграторов – компании «Информзащита», к декабрю доля отечественного оборудования в крупных банках может составить в среднем 80%, в средних банках – 60%, в небольших кредитных организациях – лишь 50%. Не перешедшие компании должны взять на себя определенные юридически значимые обязательства, в частности подписать «форвардный контракт» с разработчиком российского решения, заявлял в ноябре этого года глава Минцифры Максут Шадаев.
Сейчас одна из главных проблем миграции на российское ПО – малое количество успешных референс-кейсов, отметил в беседе с «Ведомостями» генеральный директор разработчика системного ПО «Базис» Давид Мартиросов. По его словам, многие доступные на рынке продукты выглядят для заказчиков «котом в мешке», поскольку не имеют подтвержденной работоспособности в реальной инфраструктуре. При этом число внедрений отечественных решений последние два года растет, реализуются по-настоящему сложные проекты, растет экспертиза инженеров и разработчиков, совершенствуются навыки кросс-командной интеграции. «Уже сегодня бизнес может не просто посмотреть красивую презентацию продукта и команды, а изучить реальные результаты внедрения и получить независимый отзыв от заказчика», – добавил эксперт.
Виртуальные рабочие места в ВТБ
ВТБ начиная с 2021 г. инвестировал в импортозамещение зарубежных IT-систем 90 млрд руб., из которых более 50 млрд руб. в 2024 г., сообщал в июле в интервью «Ведомостям» председатель правления банка Вадим Кулик. По его словам, к концу 2024 г. ВТБ планирует перевести до 95% внутренних систем банка на российское ПО.
Одним из последних проектов для ВТБ стало импортозамещение платформы виртуализации рабочих столов (VDI). До недавнего времени для решения рабочих задач использовалась зарубежная платформа виртуализации Citrix, уточнили «Ведомостям» в пресс-службе ВТБ. При реализации рабочего процесса с помощью VDI информация с компьютеров сотрудников хранится централизованно на сервере. Каждый работник получает доступ к своему виртуальному рабочему пространству, где размещен индивидуальный набор приложений, программ, документов и прав доступа. Сотрудник может подключаться к своему виртуальному столу с любого устройства с помощью программы-клиента. При этом основная часть обработки данных осуществляется на сервере.
Поставщиком нового импортонезависимого VDI-решения стал разработчик системного ПО «Базис», работами по миграции пользователей на отечественное решение занимается компания «Т1 Интеграция», уточнили в пресс-службе ВТБ. «Был разработан и внедрен инструмент, который позволяет автоматически переносить рабочие столы с импортного решения по виртуализации на отечественное. Таким образом, стало возможно переносить до 2500 виртуальных рабочих мест сотрудников в месяц, сохранив все документы пользователей, а также настройки их компьютеров», – добавили в финансовой организации. Благодаря такому подходу удалось значительно сократить сроки, снизить нагрузку на администраторов, сделать миграцию для пользователей комфортной и бесшовной и уменьшить количество ошибок, подчеркнули в пресс-службе.
По словам генерального директора «Базиса» Давида Мартиросова, развертывание надежной VDI-инфраструктуры позволяет обеспечить сотрудникам банка, которые работают дома или пользуются планшетами для обслуживания клиентов, бесперебойный доступ к внутренним сервисам банка. «С другой стороны, это обеспечивает безопасную работу с данными, в том числе персональными, поскольку VDI-информация хранится на защищенных серверах компании, а не на устройствах сотрудников. К тому же виртуальные рабочие столы изолируют пользователей от основной инфраструктуры, что снижает риск проникновения вредоносного ПО», – объяснил он.
При этом в ходе реализации проекта в ВТБ поставщик решения столкнулся со значимым препятствием в виде разнородного IT-ландшафта крупной финансовой организации. «Банковская инфраструктура – сложная система, которая состоит из огромного множества взаимодействующих компонентов. Поэтому миграция на российское ПО осложнена необходимостью обеспечить полную совместимость отдельных составляющих при бесперебойной работе системы в целом», – добавил Мартиросов.
Также в ходе работы было налажено кросс-командное взаимодействие, которое позволило оперативно доработать продукт под требования банка с учетом его сложной геораспределенной инфраструктуры. В итоге это привело к выпуску обновленной версии решения, которая соответствует самым жестким требованиям заказчиков, пояснил гендиректор «Базиса».
На данный момент более половины сотрудников ВТБ перешли на использование российских решений по виртуализации. Переход остальных работников на отечественные альтернативы ожидается до конца 2024 г., добавили в пресс-службе банка.
Импортозамещение в Газпромбанке
Еще одним успешным кейсом в рамках импортозамещения КИИ в российских банках стал проект Газпромбанка. Он первым среди финансовых организаций реализует масштабный замысел по построению технологически независимой ИТ-инфраструктуры на базе программно-аппаратных комплексов (ПАК), рассказал «Ведомостям» замначальника департамента IT-инфраструктуры Газпромбанка Максим Клепиков. По его словам, для решения задач импортозамещения в финансовой организации выбрали линейку ПАК, состоящую из четырех типов: серверная виртуализация, управление базами данных, обработка больших данных, объектное хранилище.
При этом компания столкнулась с несколькими сложностями, продолжает Клепиков. На старте проекта на рынке не было представлено полностью готовых к внедрению решений, а в связи с ужесточением мер по соблюдению технологического суверенитета сроки были жестко ограничены. Также приходилось отказаться от точечного замещения отдельных решений в действующем IT-ландшафте, потому что были необходимы построение и поддержка гибридной инфраструктуры, обеспечение интеграции, синхронного взаимодействия систем и компонентов. «Российский рынок IT-решений еще молодой, но динамично развивающийся, в котором нам приходится быть первопроходцем при реализации поставленных задач. Но будучи крупнейшим системообразующим финансовым институтом, нам было необходимо соответствовать высоким требованиям информационной безопасности, высокого уровня сервиса и бесперебойной работы бизнеса», – пояснил Клепиков.
В инфраструктуре Газпромбанка уже внедрены два ключевых решения: платформа управления виртуальными серверами и контейнерами Basis Dynamix, а также платформа виртуализации рабочих мест Basis Workplace. На текущий момент банк перевел на отечественную платформу более 1000 рабочих мест, а к концу 2025 г. планирует расширить этот показатель до 30 000. Решение представляет собой систему на собственной кодовой базе, что особенно важно для госструктур и компаний с госучастием, поскольку исключает риск внедрения зловредных закладок в исходный код, пояснил гендиректор «Базиса» Давид Мартиросов. Кроме того, физическое присутствие инженеров на территории России позволяет оперативно помогать заказчикам с внедрением и оказывать техническую поддержку, подчеркнул он.
«Проведя тестирование и анализ результатов, мы убедились в том, что выбранный подход соответствует и покрывает наши потребности и требования», – отметил Клепиков. Основным плюсом текущего подхода является непосредственная возможность влияния на функционал отечественных решений, что обеспечивает гибкость в построении IT-ландшафта, добавил замначальника департамента IT-инфраструктуры. По его словам, выбранная стратегия банка предполагает завершение перевода значимых объектов КИИ в импортозамещенное частное облако с последующим масштабированием на все автоматизированные системы банка, резюмировал представитель Газпромбанка.