Выбор поколения. Как старшеклассников готовят к работе в IT
Программист, веб-дизайнер, 3D-модельер и разработчик видеоигр – самые популярные специальности среди школьниковБольше 30% выпускников школ выбирают профессию программиста, свидетельствуют данные опроса, проведенного SuperJob в 2022 г. Освоение специальности школьники хотят начать как можно раньше и уже после девятого класса поступить в колледж – о таких планах рассказал каждый четвертый родитель (25%).
Наравне с программистами в пятерку самых популярных IT-специальностей вошли разработчик видеоигр (более 25% опрошенных), блогер с собственным каналом на Youtube (более 22%), веб-дизайнер (13,3%), 3D-модельер (более 11%), говорится в результатах опроса международной онлайн-школы IT-профессий для детей Rebotica.
Подготовка к IT-профессиям
У большинства современных подростков рано формируется интерес к IT. Осознанное желание связать свое будущее с этой сферой появляется к восьмому классу, рассказала руководитель IT-комитета «Опоры России» Елена Волотовская. По ее словам, для учащихся знакомство с IT-профессиями дает возможность попробовать себя в программировании, освоить необходимые навыки и в дальнейшем сделать осознанный выбор и в получении образования, и в профессии.
Это весомое преимущество в будущем перед теми, кто начинает обучаться позже, считает председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию цифровой экономики Николай Комлев. «В школе важно не только заложить в память ребенка даты событий, имена классиков, но и развить в нем типы мышления. Один из них – алгоритмическое мышление», – пояснил он.
Азы программирования в школе формируют у подростков умение учиться и помогают комфортнее адаптироваться к взрослой жизни, считает руководитель Центра специализированной IТ-подготовки Университета Иннополис Юлия Гусева. «Это формирует у них навыки анализа и развивает творческий подход в решении задач. Мотивация к обучению подкрепляется возможностью применять полученные знания во время создания своего проекта», – подчеркивает эксперт.
Для поддержки интереса школьников к IT и воспитания будущих специалистов в 2022 г. в России по национальному проекту «Цифровая экономика» стартовал образовательный проект «Код будущего». Он дает возможность школьникам 8–11 классов бесплатно обучиться современным языкам программирования – JavaScript, C#, Java, Python, C++, 1С и HTML5, Lua, SQL, XML, Scratch. Онлайн-обучение могут пройти жители всех регионов. При этом в некоторых субъектах РФ откроются офлайн-классы. В каких регионах это доступно, можно узнать на сайте проекта с помощью интерактивной карты.
Уже открыты порядка 2000 площадок в 73 регионах, где школьники смогут посещать классы, говорит проректор, директор департамента координации федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» Университета 2035 Евгения Швыркунова. Регионы и города продолжают присоединяться к проекту.
Обучать будут квалифицированные образовательные организации, среди которых «Яндекс», Университет Иннополис, «1С Образование», «Учи.Дома», Maximum Education, Академия «Просвещение», Школа программистов, «Алгоритмика», «Мобильное электронное образование», «Фоксфорд», Университет Синергия, МФТИ, СПбПУ.
На освоение языков программирования у учащихся есть два года – объем занятий составляет 144 академических часа. На курсах старшеклассники получат углубленные знания и навыки в области информационных технологий, которые пригодятся для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, в олимпиадах и на хакатонах, а также примут участие в разработке собственного учебного проекта.
Согласно плану, к 2030 г. не менее 1,2 млн российских школьников смогут бесплатно изучить современные языки программирования по нацпроекту «Цифровая экономика».
В 2022 г. ЕГЭ по информатике сдавали 101 000 человек – 17% от всех участников, отметил председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики. При этом знания и навыки по информатике полезны не только для технарей, но и для гуманитариев – многие из выбравших другие направления высшего образования впоследствии могут осваивать IT-специальность как вторую профессию.
Сразу к практике
Директор Школы программирования «Алгоритмика» Павел Шклюдов предполагает, что уже через четыре года 40% цифровых профессий будут принципиально новыми, при этом неизвестно, какими именно. Но, по мнению эксперта, уже сейчас детям можно дать набор навыков будущего. Среди них коммуникация, коллаборация, креативное и критическое мышление. На сегодняшний день заявки на участие в проекте подали более 30 000 школьников, добавляет Евгения Швыркунова.
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко считает, что проект поможет найти талантливых ребят по всей стране. В свою очередь чемпионаты и хакатоны в области искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных могут позволить школьникам работать с реальными задачами.
Кроме того, проект поможет мотивированным школьникам получить дополнительное образование, даже если у них не хватает средств на его оплату, добавляет Николай Комлев. Мотивацию же проверят тестированием, предполагает он. Эксперт также отмечает важность качества подготовки начинающих программистов. «На деле могут выясниться разные нюансы, но совместными усилиями государства и образовательных организаций их можно будет быстро исправить», – уверен Комлев.
IT-обучение важно для детей из отдаленных регионов страны. Таким образом подросткам должно быть доступно общение с квалифицированными педагогами и практикующими программистами, работающими в компаниях – лидерах IT, добавил генеральный директор компании «Мобильное электронное образование» (МЭО) Александр Кондаков. И это является одним из преимуществ онлайн-обучения.
При этом Елена Волотовская отмечает, что не во всех регионах страны качество интернета позволяет учиться с комфортом онлайн. По ее словам, к недостаткам любого онлайн-образования можно отнести сложность удержания внимания учеников и слабый контроль их вовлеченности в процесс. Поэтому нужно будет проследить, чтобы в проект приходили мотивированные подростки.
Бесплатные онлайн-курсы по программированию для школьников старших классов проходили и в прошлом году, также по нацпроекту «Цифровая экономика». В пилотном проекте приняли участие более 10 000 школьников из 10 регионов России. На курсах обучались ученики школ и гимназий из Белгородской, Новгородской, Калужской, Тульской, Оренбургской, Нижегородской и Пензенской областей, а также республик Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия). Школьники проходили современные языки программирования на занятиях от девяти образовательных организаций.