Творческий порядок. Почему креативность стала главным профессиональным навыком
И как ее развиватьДва года подряд самым востребованным профессиональным навыком в мире становится креативность. Таковы выводы LinkedIn (чтобы сформировать свой ежегодный топ, сервис исследует данные более чем 774 млн пользователей из 200 стран). «Компаниям нужны люди, которые креативно подходят к решению задач и проблем, на совершенно разных должностях, будь то программист или специалист по персоналу», – говорится в аннотации исследования.
Креативность – способность создавать что-то новое. В русском языке этот термин неизбежно вызывает ассоциации с творчеством. По данным hh.ru, требование «креативность» на российском рынке труда в 2021 г. чаще всего встречается в вакансиях в сфере маркетинга, дизайна, рекламы, PR, искусства, развлечений и массмедиа. Однако креативных людей также ищут в сфере продаж и информационных технологий. Ведь в широком смысле под креативностью понимают не просто умение творить. «Это способность действовать в ситуации неопределенности и решать нестандартные задачи такими же нестандартными способами», – говорит директор по маркетингу hh.ru Ольга Мец. Креативность помогает строить новые системы и улучшать работу существующих, играет критическую роль в прогнозировании и способности увидеть новые возможности.
Задачи со звездочкой
По мнению нейропсихолога и психотерапевта Алены Ванченко, на креативность можно смотреть с двух точек зрения – эмоциональной и интеллектуальной. Эмоции подпитывают креативность. «Они дают нам сигналы о том, что какие-то наши потребности не реализованы, и тогда мозг начинает искать способы их удовлетворить. По сути, опираясь на свой эмоциональный интеллект, человек ищет разные сценарии решения проблем», – объясняет Ванченко.
Сама же креативность – интеллектуальный процесс и скорее аналитический, нежели творческий навык.
то способность определить, в чем именно проблема, вспомнить другие, похожие на нее задачи, сопоставить разные факты, найти между ними новые неожиданные связи – и вывести второй, пятый, шестнадцатый нестандартный путь решения», – продолжает Ванченко. По данным hh.ru, в вакансиях часто можно встретить требования к креативному мышлению – способности придумывать необычные идеи и использовать их для создания нового продукта, сервиса или совершенствования существующих процессов в компании. «В данном случае под креативностью понимают не пресловутый «творческий беспорядок», а способность строить и систематизировать процесс генерации новых идей, необходимых для развития любого бизнеса, умение выйти за рамки привычного, превратить рутину во что-то более интересное и увлекательное для себя и коллег», – говорит Мец.
Именно рутина является главным убийцей креативности. «В психологии мы используем термин «ригидность» – это неподатливость, отсутствие гибкости, неспособность и нежелание искать ответы и решения, – объясняет Ванченко. – Банальная рутина и погрязание в стереотипах ведут к эмоциональному отуплению. Когда мы каждый день живем одинаково, в одном сценарии, наш эмоциональный спектр сужается, мозг привыкает к одной и той же картинке, которая вызывает у него одни и те же эмоции, – и нам нет смысла креативить».
Гибкость ума
Креативность можно развивать с помощью эмоций. «Например, разные неприятные эмоции можно воспринимать как призыв к действию: «У нас не реализуется какая-то потребность – значит, надо восполнить пробел», – предлагает Ванченко. Тогда гнев, стыд, обида, печаль и скука могут стать стимулами к проявлению креативности, будут не фрустрировать, а мотивировать искать новые пути удовлетворения своих потребностей.
Лучший способ развить креативность – пытаться решать разные задачи нестандартным способом. «У моего коллеги, персонального тренера, есть прекрасная задачка: «Нарисуйте лес, не используя деревья». Например, может получиться лес рук, по известному фразеологизму. Дети с такими задачами справляются очень быстро, потому что мозг ребенка более пластичен. А вот взрослым они даются гораздо сложнее», – говорит Ванченко.
Нейропластичность, т. е. способность нервной системы меняться в течение жизни, создавая новые нейронные связи и ослабляя старые, «ненужные», играет важную роль в развитии креативности. Чем более вариативна жизнь, чем чаще мозг сталкивается с чем-то новым, тем быстрее он учится создавать новые нейронные связи и находить нестандартные решения. Это не значит, что нужно вовсе исключить рутину из жизни – она тоже очень важна до определенной степени. «Иногда достаточно просто пойти на работу другой дорогой, чтобы увидеть что-то новое и встряхнуть мозг», – объясняет психолог.
Повышать гибкость ума помогает не только решение сложных задач (например, доказано, что регулярная игра в шахматы развивает гибкость и оригинальность мышления), изучение новых языков и вообще любой процесс обучения, но и банальный отдых. Здоровый сон – первый шаг на пути к развитию нейропластичности и креативности. Во время фазы быстрого сна наш мозг создает новые связи, именно поэтому мы часто засыпаем с каким-то вопросом, а просыпаемся с готовым ответом, который буквально приходит к нам во сне. Даже одна бессонная ночь негативно влияет на когнитивные способности и память, поэтому специалисты рекомендуют регулярно спать по 7–9 часов и придерживаться режима.
Согласно исследованиям, ежедневные получасовые тренировки помогают формированию новых синапсов в мозгу, особенно эффективны в этом деле танцы: для того чтобы координировать движения, приходится одновременно задействовать множество мозговых центров, и это положительно сказывается на работе мозга в целом. А чтобы запустить креативное мышление здесь и сейчас, достаточно отправиться на прогулку: еще в 2014 г. ученые выяснили, что во время ходьбы наши когнитивные способности улучшаются. Другие эффективные экспресс-методы повышения креативности – переключиться с проблемы на что-то другое (Эйнштейн, когда не мог найти какое-то решение, играл на скрипке), сменить обстановку, принять душ, послушать любимую песню или включить плейлист с нужным настроением (так, например, делал Стив Джобс – управлял своим настроением с помощью музыки).
Можно, например, вести специальный дневник креативности (такие продаются в книжных магазинах), где каждый день нужно выполнять простые задания и записывать результаты: детально вспомнить эпизод из прошлого, обнаружить что-то новое по дороге в магазин, описать интересное здание или вещь, которую вы однажды увидели. Также полезно периодически менять окружающую обстановку: переставить местами вещи на рабочем столе, повесить новую картину в спальне, по-новому организовать одежду в шкафу. Если вы работаете в опенспейсе со свободной рассадкой, стоит время от времени менять рабочее место, почаще общаться с разными коллегами и браться за нетипичные задачи.
Имеет смысл обратиться напрямую к творчеству. Рисование, фотографирование и любые другие творческие хобби, изучение искусства, например живописи, скульптуры, служат источником для вдохновения. Отличный способ повысить креативность – сходить на выставку в музей, послушать лекцию об архитектуре, посмотреть научно-познавательный фильм, прочитать книгу. «Новые идеи рождаются из способности связывать между собой старые идеи», – говорит Роберт Эпштейн, старший научный сотрудник Американского института когнитивных исследований. В этом смысле, чем бы человек ни заинтересовался – античным искусством, блокчейном или историей спортивного плавания, – все будет на руку креативному мышлению.
Если верить данным hh.ru, российские работодатели пока не ставят креативность во главу угла при поиске новых сотрудников. Согласно опросам, в 2020 г. на первом месте среди желаемых навыков оказалось умение взаимодействовать с людьми, на втором – гибкость ума. Креативность в широком смысле заняла лишь предпоследнюю, девятую строчку в списке. Это не значит, что в России умение находить новые идеи и нестандартно решать задачи ценится меньше, чем, например, навык критического мышления (восьмая строчка рейтинга hh.ru), развитый эмоциональный интеллект (четвертая строчка) или способность формировать собственное мнение и принимать решения (шестая строчка). Все это, по сути, разные грани одного навыка, который сегодня в англоязычном сообществе называют креативностью. «Креативность – это умение решать задачи уместным и новаторским способом», – говорит специалист LinkedIn Стефан Мумоу, автор шести книг о креативности. Он убежден, что этот навык может развить каждый.