IT все возрасты покорны. Как в России готовят информационных специалистов
75% компаний испытывают острую потребность в разработчиках, инженерах, тестировщиках – экспертС каждым годом в России растет спрос на «цифровых» специалистов. В профессионалах своего дела сейчас особенно нуждаются не только профильные компании, но и другие отрасли. Однако на сегодняшний день в стране не хватает кадров.
Популярность и востребованность
Нехватка IT-кадров для российской экономики составляет от 500 000 до 1 млн человек ежегодно. При этом индустрия считается самой быстрорастущей отраслью экономики в стране, а заработные платы на рынке труда в сфере информационных технологий – одни из самых конкурентоспособных. Сейчас максимальную зарплату получают специалисты, занимающиеся разработкой приложений, говорится в отчете Recruitment Centre Innopolis (RCI). Итоговая сумма зависит от того, каким языком программирования владеет специалист, а также от платформы, для которой создается программа. Например, больше всех в России зарабатывают разработчики, которые связаны с Kotlin, iOS, Android и Java. Начинающие специалисты – от 100 000 до 180 000 руб., старший разработчик может рассчитывать на 450 000 руб. в месяц. Специалисты, которые пишут на Rust и Python, получают на порядок меньше: от 80 000 до 400 000 руб. в месяц соответственно. Следующими идут эксперты С++ и РНР. У них зарплата варьируется от 70 000 до 300 000 руб.
В среднем работники всех IT-специальностей зарабатывают 154 000 руб. в месяц, приводит статистику «Хабр Карьера». Причем на данный момент 75% компаний испытывают острую потребность в разработчиках, инженерах (в IT производственных компаний и интеграторах), тестировщиках и продакт-менеджерах, отмечает руководитель IT-комитета «Опоры России» Елена Волотовская. Кроме того, по ее словам, спрос имеется по таким специальностям, как data-инженеры, специалисты по машинному обучению, DeVOps-инженеры, разработчики мобильных приложений, блокчейн-разработчики, архитекторы и тестировщики информационных систем и инженеры-робототехники. Очень востребованы специалисты в сфере кибербезопасности, по Linux-системам, особенно российским, и в целом по отечественному ПО.
Прогнозируется, что с каждым годом количество новых IT-специалистов будет расти. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко ранее заявлял, что дефицит кадров может быть преодолен к 2030 г. К этому сроку дополнительную квалификацию по IT-профилю получат 1 135 000 человек. На преодоление кадрового дефицита в IT-сфере направлен комплекс мер национального проекта «Цифровая экономика».
В IT-профессию с нуля
По национальному проекту действует программа «Цифровые профессии». Он позволяет получить востребованную специальность в сфере информационных технологий на курсах дополнительного профессионального образования в среднем за 5–6 месяцев. При этом от 50 до 100% затрат на обучение компенсирует государство. Участниками могут стать жители всех регионов России, начиная с 16 лет и до выхода на пенсию, подходящие под одну из льготных категорий. Чтобы начать обучение, нужно иметь диплом о высшем или среднем профессиональном образовании либо быть студентом колледжа или вуза. Обучение проходит в дистанционном формате.
В каталоге проекта на «Госуслугах» собрано более 110 курсов, большинство из них – по программированию: тестирование, frontend- и backend-разработка на языках Python, Java, C++, C#, Go, 1С и других. Помимо этого можно освоить Data Science и анализ данных, продуктовый и проектный менеджмент в ИТ, веб- или графический дизайн, IT-рекрутмент, интернет-маркетинг и т. д. За отбор лучших программ и организаций на рынке отвечает «Университет 2035» – оператор проекта. Обучают участников проекта как частные компании, так и государственные университеты: «Нетология», «Яндекс», Университет Иннополис, SkillFactory, ИТМО, GeekBrains, Skillbox, МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова и ряд других.
Сейчас цены на образовательные услуги варьируются от 20 000 до 220 000 руб. без учета скидки. На самом дорогом курсе учеников с нуля обучат разработке программного обеспечения с использованием искусственного интеллекта. По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке. Цель проекта – поддержать граждан со стороны государства на обучение в сфере IT и тем самым восполнить дефицит кадровых ресурсов для экономики.
По мнению Елены Волотовской, это может стать вариантом для тех, кто хочет развиваться в IT, но не имеет финансовой возможности получить цифровое образование. «Дополнительный бонус в том, что подобный формат позволяет пройти обучение в интенсивном режиме и сразу начать работу в IT», – пояснила эксперт. Планируется, что до 2024 г. при поддержке нацпроекта «Цифровая экономика» пройти обучение в IT-сфере смогут более 110 000 человек.
Однако в дальнейшем тех, кто получили образование онлайн, необходимо будет дообучать внутри компании как минимум полгода, добавляет директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, поскольку сегодня этому рынку труда нужны не просто IT-кадры, а высококвалифицированные IT-кадры.
Российские компании пересмотрели приоритеты развития — сейчас во главе угла стоят поддержка функционирования, поиски новых решений для сокращения издержек и переход на отечественные аналоги ПО без остановки всех процессов, объясняет специалист.
Цифровые возможности в вузах
Уровень вузовских программ в области IT растет не в последнюю очередь за счет сотрудничества с лидерами IT-рынка, говорит Сергей Плуготаренко. Так, в новом учебном году по нацпроекту «Цифровая экономика» в 115 российских университетах начнут работать «цифровые кафедры», совместный проект Минцифры России и Минобрнауки России. С их помощью студенты смогут пройти профессиональную переподготовку и развить навыки в области информационных технологий.
«Соответствие образовательных программ требованиям отрасли обеспечивается консолидированной работой экспертов, сочетающих в себе опыт реализации IT-проектов в отраслевой повестке, а также в образовательном контуре», – отмечает Юлия Горячкина, ВРИО директора направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика».
Это значит, что будущим работодателям потребуется гораздо меньше времени для адаптации выпускников к требованиям рынка, подчеркивает Плуготаренко. «Одно из преимуществ обучения в профильном вузе – это чувство локтя, офлайн-обмен компетенциями с преподавателями и сокурсниками. Ведь и многие стартапы организуются именно на базе студенческих сообществ», – добавляет он.
Всего запустят около 500 образовательных программ, в том числе разработка цифровых продуктов, веб-приложений и многие другие. Планируется, что количество «цифровых кафедр» будет расширяться: их откроют в университетах, которые присоединятся к программе «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты». Ее цель – сформировать группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения их в российскую экономику и соцсферу.
Разработкой образовательных программ каждый вуз занимается согласно установленным критериям. Например, в Российском технологическом университете МИРЭА студентам, которые уже обучаются на IT-профессии, предлагают интенсивный формат. Для остальных – программы попроще, с фокусом на развитие базовых IT-компетенций. Пройти обучение смогут не только студенты технических, но и гуманитарных специальностей.
Например, студенты Томского госуниверситета (ТГУ) смогут получить дополнительную квалификацию по дата-аналитике и медиамаркетингу. Первый допкурс будет посвящен базовым инструменты аналитики данных, второй – онлайн-журналистике, производству контента в различных онлайн-форматах.
А в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) разрабатывают программы переподготовки в сферах Big Data, искусственного интеллекта, кибербезопасности и защиты данных, промышленного и цифрового дизайна, а также 3D-моделирования. Они подойдут для студентов 3–4 курсов бакалавриата и рассчитаны на 12 месяцев обучения.
В процессе освоения дисциплин студенты будут проходить комплексную оценку развития цифровых компетенций. После успешной сдачи экзамена и защиты проекта они получат диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, а значит, дополнительную IT-специальность, даже если их основная профессия никак не связана со сферой информационных технологий. Ожидается, что по окончании института 80 000 человек получат необходимые навыки и знания для работы в IT-индустрии.
Помимо вузовского образования нужно восстанавливать среднее профессиональное образование в сфере информационных технологий, считает Сергей Плуготаренко. «Нам нужны не только «IT-гении», но и «IT-слесари» и «IT-токари». Нужно развивать направление сотрудничества образовательных учреждений с отечественными лидерами IT-рынка и сохранять связи с международным научным сообществом, как минимум — с дружественными странами, иначе мы рискуем сильно рассинхронизироваться с глобальными тенденциями», — подчеркивает специалист.
В IT – со школьной скамьи
Интерес к профессии «айтишника» просыпается не только после получения среднего образования. По мнению Елены Волотовской, подход к системе IT-образования должен быть комплексным и начинаться именно со школы. «К счастью, школьники старших классов часто самостоятельно проявляют интерес к программированию. Важно уже на этом этапе давать им актуальные знания и инструменты», – считает она.
В свою очередь Сергей Плуготаренко также отмечает, что сегодня возраст вовлечения в «цифру» достаточно низкий и школьники зачастую демонстрируют более высокий уровень владения цифровыми технологиями, чем взрослые. «Вовлечение детей в сферу программирования на этапе школьного обучения повышает шансы получить специалиста с хорошим уровнем уже на выходе из вуза», — добавляет эксперт.
Для того чтобы развить интерес и помочь ученикам подготовиться к профессии еще со школьной скамьи, создаются специальные образовательные программы. Например, с 2018 г. в России реализуется проект «Урок цифры», организаторами которого являются АНО «Цифровая экономика» совместно с Минцифры России и Минобрнауки России в партнерстве с ведущими IT-компаниями: Благотворительный фонд ПАО «Сбербанк» (Сбер) «Вклад в будущее», «Яндекс», «1С», VK, ГК «Росатом» и «Лаборатория Касперского».
«Ведущие IT-компании разрабатывают уроки, доступные как школам для интеграции в уроки информатики, классные часы, внеурочные мероприятия, педагогам, так и родителям с детьми для самостоятельного изучения. За время реализации проекта к обучающим материалам обратились более 50 млн раз», – отметила врио директора направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина.
Партнеры проекта разрабатывают специальные занятия, которые помогают школьникам сориентироваться в мире профессий, связанных с информационными технологиями. Уроки на тематических тренажерах сделаны в виде увлекательных онлайн-игр и видеолекций для трех возрастных групп – младшей (1–4 классы), средней (5–8 классы) и старшей (9–11 классы) школы. Благодаря игровой форме уроков школьники с легкостью изучают основы разработки мобильных приложений, «умных помощников», видеоигр и облачных технологий, а также знакомятся с квантовым компьютером, кибербезопасностью и другими актуальными направлениями. Все уроки размещены на сайте проекта в свободном доступе. За 2021 и 2022 гг. обучение в рамках «Урока цифры» прошли более 14 млн человек. Например, зимой 2021 г. тема по разработке компьютерных игр привлекла более 3 млн русскоязычных школьников из 130 стран мира. Чтобы привлечь к проекту как можно больше школьников, открытые «Уроки цифры» проводят в регионах с участием руководителей органов власти в очном формате или в виде онлайн-трансляций.
Отдельное место в обучении любителей информационных технологий занимает искусственный интеллект (ИИ). Технологии ИИ активно применяются в самых разных бизнес-областях и дают возможность улучшить повседневную жизнь. Именно поэтому в 2018 г. благотворительным фондом «Вклад в будущее» в рамках программы «Цифровые навыки и компетенции» был запущен проект «Академия искусственного интеллекта для школьников». С его помощью школьники могут развивать свои навыки в понимании принципов работы технологии ИИ и машинного обучения и получают возможность проявить себя и показать свои знания в профильных соревнованиях и олимпиадах, а также попасть на стажировку в экосистеме ПАО «Сбербанк» (Сбер) и поступить в ведущие вузы страны. За 5 лет в соревнованиях по ИИ, которые проводит академия, поучаствовали более 20 000 школьников, а общий охват просветительских проектов составил более 4,5 млн участников.
Для школьников доступен бесплатный онлайн-курс по машинному обучению от Академии искусственного интеллекта. Материал они могут изучать самостоятельно: он разбит на несколько модулей. Новички начнут с самых основ программирования на Python, а для более продвинутых есть задачи по анализу данных и машинному обучению. Кроме того, академией регулярно проводятся образовательные интенсивы, позволяющие получить знания от основ программирования до решения профильных задач с использованием нейросетей. В апреле 2022 г. базовым навыкам ИИ обучились участники киберспортивной смены в ВДЦ «Смена», организованной Российским движением школьников. После серии занятий юные программисты смогли создать свои первые алгоритмы машинного обучения, например, для вычисления исхода боя в популярной киберспортивной игре Dota2.
Инициативы благотворительного фонда «Вклад в будущее» — два образовательных проекта «Урок цифры» (АНО «Цифровая экономика») и «Академия искусственного интеллекта для школьников» (благотворительный фонд ПАО Сбербанк «Вклад в будущее») — вошли в Национальный рэнкинг «Наш вклад». Инициатором и оператором проекта выступает АНО «Национальные приоритеты».