Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу «Яндекса»: «Мне всегда нравились цифровые игрушки»
Андрей Себрант – о том, как увлечения фотографией и хайкингом спасли его от выгоранияДиректор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант рассказал «Ведомости. Городу» о том, как тяга к путешествиям спасла его от депрессии во время учебы в МФТИ, и о том, как сегодня хобби помогают ему бороться с выгоранием на работе и служат источником вдохновения.
Андрей Себрант планировал посвятить свою жизнь науке. В 1977 г. он окончил МФТИ по специальности «экспериментальная физика». После учебы работал в филиале Института атомной энергии им. Курчатова – ТРИНИТИ, где исследовал взаимодействия лазерного излучения с поверхностью твердого тела. «Занимаясь наукой, чувствовал холодок по спине, буквально оргазм, когда получал новую картинку на экране осциллографа (прибор для для наблюдения за амплитудными и временными параметрами электрического сигнала. – «Ведомости. Город») или скоростной камеры», – вспоминает Себрант. Он признается, что никогда не ставил перед собой целей стать профессором, заведующим лабораторией, больше зарабатывать. Именно поэтому менять сферу деятельности и начинать с нуля было не так страшно. «Мне никогда не было интересно достигаторство. Я все делаю в кайф», – говорит он.
В момент распада СССP ученому пришлось выбирать – остаться в стране и кардинально менять сферу деятельности или уехать за границу и продолжить заниматься наукой. Себрант решил остаться. В 1995 г. он занял пост директора по маркетингу в интернет-провайдере «Гласнет». Потом сменил несколько мест работы и в 2004 г. устроился в компанию «Яндекс», где на тот момент работало всего около 40 сотрудников. Сегодня же в IТ-гиганте трудится около 20 000 человек. Андрей занимает должность директора по стратегическому маркетингу и большую часть времени посвящает развитию и продвижению образовательных проектов компании. Например, Себрант является программным директором и ведущим ежегодной открытой технологической конференции Yet another Conference, которую «Яндекс» проводит с 2010 г. Свободное от работы время Себрант предпочитает проводить в путешествиях, фиксируя на фотокамеру окружающие пейзажи.
Экспериментатор от рождения
По натуре Себрант экспериментатор, отсюда и любовь к фотографии. Еще в детстве, в начале 1960-х, он осваивал первую фотокамеру на 16-миллиметровой пленке. «Она была скорее игрушечной, хотя снимать могла. Первые реальные снимки я делал на пленочную 35-миллиметровую камеру отца – ФЭД. Учился всему дома, как в те времена было принято, проявлял и печатал в ванной», – вспоминает Себрант. В студенческие годы у него появилась своя камера, которую он брал с собой на сплавы по горным рекам. После очередного похода Себрант устраивал для друзей слайд-шоу фотографий, сделанных в путешествии. Он всегда любил природу, и именно пейзажные съемки больше всего привлекают его сегодня.
В конце 1980-х Себрант впервые побывал в Национальном парке Йосемити в Калифорнии и был покорен. Когда он стал искать информацию об этом месте, наткнулся на альбом классика американской пейзажной черно-белой фотографии Анселя Адамса. Его работы произвели на молодого человека большое впечатление. Адамс и сегодня любимый фотограф маркетолога.
По его словам, фотоаппарат помогает внедряться в окружающий пейзаж, природу, а не отвлекает от нее. «Я гораздо лучше вспоминаю пейзажи, которые фотографировал, выбирая ракурс. В тот момент начинаешь гораздо глубже всматриваться в виды. И вдруг вылавливаешь ту деталь, которую мог не заметить изначально», – рассказывает Себрант.
В начале 1990-х, когда на рынке стали появляться цифровые камеры, Себрант увлекся цифровой съемкой. «Иногда нахожу фотографии тех лет, они ужасного качества, маленькие. Но мне всегда нравились цифровые игрушки», – рассказывает маркетолог.
Хобби пригодилось и в работе – в интернет-провайдере «Гласнет» помимо прочих обязанностей Себрант отвечал за контент и верстку сайта. «Мы хотели привлекать новых пользователей, но не знали как. Надо было где-то брать свежий контент», – вспоминает Себрант. Так родилась идея публиковать на главной странице сайта фото дня. В то время он жил в высотке на Красных Воротах, откуда открывался красивый вид на Москву. Закаты и рассветы, запечатленные в его объективе, не раз попадали на сайт. Часто Андрей делал снимки по дороге на работу. В столице прошел ливень с градом, а через час фотографии висели на главной странице. Тогда это было свежо. Сколько удалось привлечь клиентов именно картинками, сказать сложно. До А/B-тестирования (эксперимент, который позволяет сравнить две версии чего-либо, чтобы проверить гипотезы и определить, какая версия лучше. – «Ведомости. Город») было еще много лет», – рассказывает Андрей. Те снимки делались на цифровую камеру Olympus.
Сегодня он отдает предпочтение Sony Alpha 9, с помощью этой же камеры проводит рабочие видеозвонки. Для обработки снимков использует фоторедакторы Lightroom и Luminar Neo. Для Себранта процесс важнее результата – амбиций выставлять свои работы где-то в галерее никогда не было, достаточно поделиться снимками в соцсетях. «Серьезный профи и сейчас скажет, что я не умею фотографировать. Но я просто делаю то, что мне нравится. Никогда не учился, не выставлялся, не привлекался», – шутит Андрей. Работы топовых фотографов он ежедневно смотрит через приложение Flipboard. Там же читает новости технологий.
В гору с фотоаппаратом
Второе увлечение, переплетающееся с фотографией, – путешествия. Они всегда помогали ученому полностью перезагрузиться, очистить сознание и вернуться на работу с новыми силами и идеями. Первое самостоятельное путешествие случилось после 1-го курса «Физтеха», когда студент был вымотан учебой. «Тогда о выгорании не знали, но по факту это было оно. В «Физтехе» была неприятная традиция. Не тянешь – перешел через железнодорожные пути и повесился в березовой роще. Мне было очень тяжело, и я не хотел закончить, как некоторые мои однокурсники», – вспоминает ученый.
Экспериментальная интуиция подсказала, что нужно полностью переключиться – никакого города, никаких учебников. Студент устроился коллектором (сборщиком коллекций минералов и горных пород для научной работы. – «Ведомости. Город») на все лето, помогал геологам в экспедиции. К концу для он собирал больше 40 кг камней. Зарплата была на уровне повышенной стипендии в МФТИ, порядка 100 руб. в месяц. «Деньги я не тратил – за еду в таежном лагере не надо было платить», – вспоминает Андрей. Маршруты пролегали в диких местах Хабаровского края около поселка Многовершинный. Сегодня здесь ведется промышленная добыча золота, а в 1970-х шла геологоразведка, и поселок состоял из пары бревенчатых домиков и нескольких брезентовых палаток. Сопки, кедровый стланик, ручьи, в которых можно было ловить рыбу, – дальневосточная природа покорила студента. Перезагрузка помогла включиться в учебу в сентябре с новой силой. После первого маршрута он взял за правило каждое лето выезжать с геологами в дикие края.
Себрант по-прежнему обожает открывать для себя новые места и активно занимается хайкингом. Для него идеальная комбинация – автопутешествия и пешие прогулки в горах с фотоаппаратом.
Путешествия научили Себранта не только перезагружаться, но и концентрироваться на процессе. «Я вхожу в состояние потока, когда читаю лекцию, веду конференцию, пишу статью или веду машину, и будто бы становлюсь продолжением пространства вокруг себя», – рассказывает Себрант.
Путешествия помогают по-новому посмотреть на привычные вещи. По словам маркетолога, делая какой-то продукт и максимально в него погружаясь, уже не замечаешь очевидных вещей – глаз замыливается, после перезагрузки многие детали начинают бросаться в глаза. «В молодости я научился переключаться, поэтому мозги по-прежнему варят, и я сохраняю высокую работоспособность до текущего возраста», – отмечает Себрант.
Глазами художника
Еще одна сфера интересов – современное искусство, а точнее область Art & Science. Главным образом Себранта привлекает то, что технологии прочно переплетаются с творчеством. Искусство помогает смотреть на мир под другим углом – не с точки зрения маркетолога, физика или специалиста по технологиям, а с позиции художника. Технологии всегда были переплетены с искусством. Например, технологическая основа фламандской живописи была ограничена пигментами, с которыми художники могли работать. Кармин (красный краситель. – «Ведомости. Город») стал известен в Европе только после 1520 г., когда испанцы привезли его из Мексики, а ультрамарин, получаемый из лазурита, так тяжело добывался, что приравнивался по цене к золоту. Все это неизбежно повлияло на творчество художников.
Сегодня искусственный интеллект (ИИ) сам может создать шедевр, используя любую палитру. В 2020 г. «Яндекс» создал целую выставку виртуальных картин, написанных нейросетью. В этом году июньская обложка Cosmopolitan была сгенерирована ИИ. «Может ли искусственный интеллект быть полноценным творцом и в какой момент технологические инструменты становятся соавторами художника – вопросы, которые очень меня интересуют», – заключает Себрант.