Курс на экспорт: как российские производители покоряют зарубежные рынки
С помощью государственной поддержки можно найти клиентов и компенсировать затратыНесмотря на санкции, производители из России продолжают покорять международные рынки. Чтобы привлечь зарубежных клиентов, нужно выдержать высокую конкуренцию и адаптировать продукцию под требования иностранных законодательств.
Уже второй год российские производители высокотехнологичной продукции пробуют занимать ниши, которые освободились после ухода иностранных компаний. И государство старается им в этом содействовать. Например, нацпроект «Международная кооперация и экспорт» помогает производителям выходить на глобальные рынки. Ключевым институтом развития в сфере экономической деятельности стал Российский экспортный центр (РЭЦ), заявил председатель правительства России Михаил Мишустин на пленарном заседании международного экспортного форума «Сделано в России – 2023». «Поддержанный РЭЦ несырьевой неэнергетический экспорт за девять месяцев уже превысил 990 млрд руб. Это на 85% больше сопоставимых показателей прошлого года. Вырос и охват отраслевых мер поддержки. Уже помогли 16 200 компаниям», – отметил Мишустин.
Немало российских компаний также обращаются в федеральный центр «Агроэкспорт», региональные центры поддержки и торговые представительства России за рубежом. Там помогают найти клиентов, проанализировать рынок и изучить требования иностранного законодательства к продукции. «Государственная поддержка востребована, – говорит генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина. – В частности, производители высокотехнологичной продукции могут компенсировать затраты на транспортировку продукции и получение сертификатов и патентов в разных странах, что сейчас крайне актуально». Также экспортерам предлагают частично финансировать участие в международных выставках и деловых миссиях для поиска новых рынков сбыта.
Тем не менее для российских производителей выходить на зарубежные рынки – дело не из легких, отмечает аналитик, кандидат экономических наук Николай Кульбака. «Большое количество стран для России сегодня закрыты, а в открытых высокая конкуренция и довольно требовательный клиент», – считает эксперт. Чтобы российскому бизнесу было проще расширять географию торговли, три года назад была запущена цифровая платформа «Мой экспорт». Ежегодно экспортеры заказывают онлайн более 22 000 услуг в режиме одного окна. На платформе зарегистрировано свыше 20 000 компаний, а количество услуг превышает 100.
«Ведомости. Город» поговорил с тремя российскими производителями и узнал, как они вышли на международный рынок и какие меры государственной поддержки им в этом помогли.
Сеть женских фитнес-клубов «Тонус клуб», город Санкт-Петербург
Одним из не самых очевидных бизнесов, с которым российские предприниматели вышли в арабские страны, стали фитнес-услуги для женщин. Две подруги из Санкт-Петербурга Елена Коростылева и Ирина Чирва реализовали концепцию фитнес-клубов с тонусными столами. Это тренажеры для «пассивных тренировок», которые берут часть нагрузки на себя.
Первый «Тонус клуб» предпринимательницы открыли в Санкт-Петербурге в 2003 г., еще через два года по франшизе заработал клуб в Сургуте. Сначала владелицы закупали оборудование в Европе, в том числе в Англии, Германии и Чехии, а с 2008 г. запустили производство в Санкт-Петербурге. В 2011–2012 гг. компания «Сендика груп» открыла по франшизе клубы в Казахстане, Узбекистане и на Кипре. В 2021 г. бренд впервые вышел в Ирак. Чтобы открыть клуб на Ближнем Востоке, предпринимательницы обратились за помощью в региональный Центр поддержки экспорта Санкт-Петербурга. Там им помогли зарегистрировать товарный знак в Ираке. «Женщины в этой стране хотят быть красивыми и здоровыми, готовы за это платить, но вот культуры регулярных физических упражнений, как выяснилось, у них нет», – рассказала соосновательница «Сендика груп» Елена Коростылева. Тем не менее франчайзи были готовы идти по сложному, но перспективному пути, отметила она.
Расширить поставки тренажеров для фитнеса в Кувейт удалось в том числе за счет национального проекта «Международная кооперация и экспорт». С 2019 г. «Сендика груп» принимает участие в выставках под брендом Made in Russia, в том числе четыре раза выставлялась на Arab Health в Дубае. За счет мер поддержки компании удалось компенсировать порядка 80% оплаты выставочной площади, а также разместить информацию о тренажерах на маркетплейсе Alibaba. Сейчас доля экспорта в общей выручке компании составляет чуть более 12%. В планах компании – открыть новые клубы в странах Ближнего Востока и развить сеть в странах ближнего зарубежья.
Слуховые аппараты «Руна», наукоград Фрязино
В подмосковном наукограде Фрязино уже почти 30 лет специалисты создают реабилитационное и медицинское оборудование для людей с ограниченными возможностями. В 2021 г. сотрудники компании «Исток-аудио» разработали миниатюрный суперкомпьютер «Руна» для людей с проблемами слуха. Это не обычный слуховой аппарат, а целая вычислительная платформа с набором алгоритмов, которые оценивают окружающую акустику и помогают человеку слышать. Например, если в комнате заработал вентилятор, человеку не нужно вручную переключать режим «речь в тишине» на «речь в шуме», чтобы получить качественный звук, – аппарат сделает это сам. Кроме того, аппарат можно настраивать под конкретного человека.
Ежегодно группа компаний «Исток-аудио» поставляет на рынок порядка 140 000 слуховых аппаратов как собственного, так и импортного производства. При этом новая разработка способна заменить сильных европейских игроков из Дании, Германии и Швейцарии, которые приостановили поставки своей продукции в Россию. Компания уже нашла поставщиков элементной базы, перестроила логистику и готова выпускать 300 000 единиц товара в год. «В кратчайшие сроки мы провели редизайн ряда серий слуховых аппаратов. Это потребовало больших усилий, но уже сейчас у нас нет серьезных проблем», – рассказал гендиректор группы компаний «Исток-аудио» Иван Климачев. По его словам, для отечественных производителей сейчас сложилась уникальная возможность, когда можно поставлять на бюджетный и частный рынки свои разработки. Сегодня аппаратами компании в РФ и Казахстане пользуется более 1,5 млн человек, заключил Климачев.
Установки для очистки воды Emerald, город Владимир
Компания «Эмеральд экотехнологии» из Владимира также смогла расширить свое производство с помощью господдержки. За счет участия в международных выставках в Дубае и Москве удалось презентовать компанию, а услуга Центра поддержки экспорта позволила найти партнеров за рубежом: в Германии, Индии, Казахстане. В октябре 2022 г. компания заключила инвестиционное соглашение на $10 млн с арабскими партнерами, в том числе на создание производства в ОАЭ. «В Дубае за наши системы готовы платить, но технология новая, и любой крупный водоканал хочет провести пилотные испытания. По местным стандартам апробация занимает шесть месяцев», – рассказал генеральный директор «Эмеральд экотехнологий» Петр Гнатюк.
С 2017 г. компания разрабатывает и производит электрохимические системы нового поколения на основе технологии электрохимической активации. Такие установки позволяют очищать воду от микробов, токсинов, ионов тяжелых металлов и вредных соединений. Это бытовое оборудование используют для получения чистой антиоксидантной питьевой воды в квартирах и офисах. «Промышленные системы используются на станциях водоподготовки для обеззараживания и очистки питьевой воды, сточных вод, вод плавательных бассейнов, морской воды, а также в медицине, сельском хозяйстве и различных отраслях промышленности», – отметил Гнатюк.
Сейчас около 80% продукции компании идет на экспорт, в том числе в страны Ближнего Востока и другие регионы. За последние два года «Эмеральд экотехнологии» поставили порядка 500 электрохимических систем по всему миру.
Заявить о себе
Некоторые российские предприниматели отмечают, что для выхода на экспорт им не хватает обмена опытом с коллегами, которые уже прошли этот путь. Одной из крупных площадок, где можно решить этот вопрос, стал международный экспортный форум «Сделано в России». В условиях санкций такие площадки дают представителям бизнеса возможности для развития, новых знакомств и продвижения, уверен председатель комиссии по финансовым рынкам московского городского отделения «Опоры России» Егор Диашов. Форум проводится с 2019 г. и с каждым годом набирает обороты. По данным организаторов, в 2022 г. форум посетило 78 иностранных делегаций – это в 5 раз больше, чем годом ранее. Свои разработки и технологии на выставке представили 134 российские компании, а общее количество участников превысило 5600 человек.
В этом году форум проходил 19–20 октября в Манеже в Москве. На пленарных сессиях и круглых столах его участники обсудили, с какими вызовами сегодня сталкиваются компании при выходе на экспорт. Эксперты поделились своим опытом и вместе с представителями бизнеса и властями разработали практические решения, чтобы расширить международное сотрудничество. На специальной экспозиции российские производители продемонстрировали свою продукцию и экспортный потенциал.
Экспортер года
На форуме прошло еще одно интересное мероприятие – награждение победителей федерального этапа всероссийского конкурса «Экспортер года – 2023». В этом году на участие в конкурсе было подано более 1500 заявок. Самую большую активность проявили представители Центральной России (более 420 участников). В топ-5 также вошли экспортеры Поволжья (377 заявок), Северо-Западного (168), Уральского (156) и Сибирского (124 заявки) федеральных округов. В финал вышли 112 компаний в 20 номинациях. Номинанты конкурса прошли жесточайший отбор и продолжили работу, несмотря на санкции, сообщил первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов. «По итогам 2022 г. российский товарный экспорт не только не сократился – он установил исторический рекорд, составив почти $600 млрд. Вопреки санкционным ограничениям объем несырьевого неэнергетического экспорта достиг высокого уровня почти в $200 млрд», – заключил Белоусов.